Новый Год - пора волшебства, когда хочется верить в чудо и наслаждаться временем с близкими. Предлагаю несколько идей, которые могут стать замечательными ежегодными традициями.
Семейное зимнее чтение
В каждом монтессори-классе есть читательский уголок. Обычно он выглядит очень уютно: лампа для чтения с теплым светом, аккуратная полочка с детскими книгами, пушистый коврик для ног, удобное креслице. Такая атмосфера побуждает детей читать с радостью и упоением. Хорошо, когда и дома есть такое местечко, где можно погрузиться в книгу вместе с мамой и папой. “Год, полный чудес” Ш.Кляйн, “Снежный медведь” Ш.Тейлора, “Снежный призрак” Т.Миттона, зимние истории про котенка Шмяка Р.Скоттона, “Рождество в домике Петсона” С.Нурдквиста - читайте каждый день перед заветной ночью, окутывая друг друга теплой атмосферой, а в Новый Год выберите максимально новогоднюю историю ( а еще ее можно придумать и написать самостоятельно, дополняя каждый год всей семьей).
Театр теней
Уютные темные вечера как никогда располагают к тому, чтобы творить сказку. Есть два варианта театра - камерный и развернутый. Для камерного вам понадобится коробка (она станет рамкой для представления), светлая пергаментная бумага и фигурки, которые нужно вырезать из черного картона (их лучше всего приклеить ПВА к деревянным шпажкам).
Для развернутого театра понадобятся только фонарик и фигурки. Погасите свет, направьте фонарик на стену, и… сказка оживет с приходом первой тени! Обязательно составляйте историю вместе с детьми - придумывайте героев, сочиняйте сюжет, вырезайте фигурки тоже вместе. Получившуюся историю здорово показать родственникам или записать на память, чтобы пересматривать, когда дети вырастут
Новогодние лакомства
Любимейшее занятие многих детей в классе - готовка! Так почему бы не воплощать это дело и дома? Тем более, помимо сближения с родителями и развития координации движений ребенок почувствует еще и ответственную включенность в жизнь семьи.
Начните с простого и готовьте вместе - вафли, блинчики, имбирные печеньки, сварите детский глинтвейн, растопите домашнюю карамель на палочке. Эти блюда не требуют большого количества ингредиентов и звания шеф-повара. А когда малыш приноровится, дайте ему возможность самостоятельно приготовить блюдо для гостей. Представляете, сколько у ребенка будет радости и гордости за себя! А у вас за него.
Ярмарка
Монтессори-дети постоянно придумывают что-то новое, орудуя всеми доступными материалами для творчества в классе. Из шишек можно сделать украшение для класса, вышить нитками имя друга и подарить, сплести браслет из бисера и бусин, сделать деревянное украшение при помощи домашнего столярного станка.
Всей семьей можно изготовить массу тематических изделий: гирлянда для дома, снеговички из помпонов, деревянные подставки под горячее, расписанные акрилом, помпоны-снежинки из салфеток для украшения комнаты. Вариантов масса, главное объединиться и уделить творчеству пару предновогодних вечеров.
Затем можно пригласить друзей и родственников с детьми (заранее оповестив их, чтобы они успели подготовиться) и устроить ярмарку. Плата за изделия не обязательно должна быть в деньгах, это могут быть и услуги - сделать массаж или угостить принесенным пирогом взамен на поделку. Таким образом, дети обменяются своим творчеством с любимыми людьми и, что очень важно, почувствуют его ценность.
--
Автор статьи: Ирина Савченко, Монтессори-педагог 3-6
Благословений в это время года предостаточно, поскольку мы готовимся провести долгожданное время с близкими. Распорядок, который у нас есть в праздничное время, — это наши традиции, ритуалы и праздники, которые мы часто предвкушали, когда сами были детьми. Теперь наши дети испытывают волшебную энергию этих традиций и распорядка, и у нас есть привилегия и радость создавать и курировать этот опыт для них. Какую прекрасную роль мы сыграем в формировании впечатления о праздниках для наших детей, которое они, вероятно, перенесут во взрослую жизнь и передадут своим детям.
Не секрет, что, хотя это время года является священным по многим причинам, оно часто сопровождается изрядной дозой эмоционального выгорания для родителей. Чтобы справиться с подавляющим характером наших многочисленных праздничных будней, мы можем использовать наше намерение как инструмент, который поможет сделать и сохранить яркий период. Намерение может создать для нас пространство, в котором мы можем расслабиться в настоящем моменте и порадоваться рутине, которая нам так дорога. Намерения дают нам практический результат, поэтому мы можем сосредоточиться и расставить приоритеты. То, что не поддерживает наше намерение, можно пропустить, и наша цель станет ясной. Сосредоточение внимания на наших решительных намерениях может уменьшить подавляющие моменты и обеспечить повышенное чувство покоя, присутствия и силы, когда мы продвигаемся по своим делам.
Определение приоритетов потребностей нашего ребенка при установлении намерений в это особое, но потенциально хаотичное время, спасает нас от предотвратимых кризисных моментов. Дети легко становятся неуравновешенными, когда происходят постоянные изменения. Им нужно, чтобы мы распознавали, когда возникает эта дисрегуляция, чтобы мы могли предложить поддержку. Их чувства и реакции во время «праздничного волнения» практически гарантированно будут отличаться от наших, поэтому вместо того, чтобы двигаться в соответствии с тем, как мы себя чувствуем, нам лучше представить, как они могут себя чувствовать, и обратить внимание на их признаки бедствия. Если наше намерение состоит в том, чтобы делать меньше, чтобы дети могли получать больше удовольствия, тогда мы можем расставить приоритеты в их потребностях, рассматривая вещи с их точки зрения и одновременно предвидя их трудности до того, как они произойдут, и подготовив то, что необходимо, если / когда они возникнут. Установите свою нижнюю линию и начните с конца. Сосредоточьтесь на том чувстве, которое вы хотите, чтобы вы и ваши дети испытали во время каникул. Это даст перспективу при планировании ваших праздников, а также в трудные моменты подавления.
Общайтесь и создавайте план вместе. Дети жаждут быть вовлеченными в события своей жизни. Эта истина очень полезна при планировании праздничного распорядка и требует от нас четкого и частого общения. Цель состоит в том, чтобы вовлечь их в ожидание и планирование, чтобы с ними не просто что-то происходило, а чтобы они сами участвовали в этом процессе. Когда они знают, чего ожидать, они могут оставаться приземленными, более присутствующими и, в конечном счете, могут еще больше наслаждаться всем происходящим. Чем больше радости и веселья мы, как родители, можем получить в это время планирования, тем более волшебным будет впечатление для нашего ребенка.
· Начните обсуждать и отвечать на вопросы о планах на праздники заблаговременно.
· Для маленьких детей разговоры о предстоящих событиях могут происходить во время езды в машине, за обеденным столом, во время купания, на прогулке или в любое время, когда мы расслаблены и проводим время вместе. Они усвоят порядок планов, подробно обсуждая, что они будут делать, кого они увидят, где они будут, как они туда доберутся и т. д.
· Дети постарше могут помочь записать семейные события в календарь и вместе написать списки покупок и дел. Спросите их, какие традиции важны для них, и составьте план, когда каждая из них будет реализована.
Поместите свои ожидания в возможности вашего ребенка. Праздники могут быть чередой непоследовательных событий, которые могут быстро повергнуть детей в хаотичное проявление и внешнее состояние. Мы стремимся быть чувствительными к их нарушенному порядку.
· Упростите планы на праздники, чтобы позволить себе отдых и перезагрузку между событиями.
· Заранее подумайте, что вам и вашим детям понадобится, чтобы преуспеть в суете, больших семейных собраниях, частых поездках и т. д.
· Уделите безраздельное внимание. Мы часто являемся самым эффективным, заземляющим лекарством для нашего борющегося ребенка. Корегуляция помогает им успокоить свое тело и эмоции.
· Проявляйте чуткость к их темпераменту (независимо от того, стесняются ли они членов своей семьи или очень активны, и едва замедляются, чтобы поесть).
· Создайте структуру.
· Планируйте время и места, чтобы дети могли побыть в одиночестве или отдохнуть от деятельности и семьи.
· Держите их уровень сахара в крови стабильным, имея под рукой много свежих фруктов.
· Ставьте связь с ними превыше всего. Позвольте удовольствию от процесса возобладать над любым желаемым результатом.
Окружающая среда – наш лучший помощник. Сидим ли мы дома или путешествуем, наше окружение является наиболее полезным инструментом для создания успешного праздничного распорядка.
Дома:
· Меняйте книги и игрушки, чтобы они соответствовали сезону и праздникам.
· Дайте детям пространство для творчества.
· Организуйте места, где они могут позаботиться о себе и окружающей среде (например, убирать со стола в низкий ящик посуду, поливать растения, пользоваться метлой, сортировать и складывать белье), а также все, чем они могут заниматься самостоятельно.
· Семейные мероприятия также являются прекрасным дополнением в это время года, и пригласить детей принять участие во «взрослых» частях праздников — это прекрасный способ создать воспоминания на всю жизнь.
Если путешествуете:
· Организуйте пространство так, чтобы дети могли быть как можно более независимыми.
· Помогите им добраться до унитаза и умывальника, дайте им доступное место для одежды и верхней одежды, подготовьте место, где они будут спать, и разместите поблизости их ценные вещи.
· Посмотрите, есть ли место, чтобы создать тихое место для занятий, где дети могут сделать перерыв или заняться чем-то, когда они хотят или нуждаются в этом.
· Даже младенцев можно познакомить с новым пространством, устроив экскурсию и показав, где что находится.
Намеренное введение в праздничный распорядок с учетом потребностей детей может проложить путь к радостному совместному времяпрепровождению. Мы всегда можем стремиться предложить волшебство и смысл этого времени года нашим детям таким образом, чтобы они могли чувствовать себя ценными и в безопасности.
Ссылка на источник: https://amshq.org/Blog/2022-12-12-The-Awakened-Holidays
Поговорим о неврозогенезе. Об этом полезно знать и родителям и педагогам, чтобы не усложнять жизнь детям и разобраться в себе.
Неврозогенез - процесс формирования невроза. Невроз - это психическое заболевание, которое лечится с помощью психотерапии. Если его запустить, то это приведет к последствиям, вплоть до психиатрии (лет через 10). Заболевание возникает у взрослых. Но предпосылки его формируются в детстве. Вот об этих предпосылках и поговорим.
Часто, разбирая с клиентом его детство, видишь как формируются те трещинки, где будет потом надлом, когда человек окажется в трудной жизненной ситуации. А наблюдая за развитием ребёнка в детском саду, за его отношениями с родителями, можно предположить как он будет развиваться, какие ситуации будут трудными для него, и какого типа невроз будет у него, если все пойдет по худшему сценарию.
В будущем обязательно будет чудесная диагностика, рассказывающая о когнитивной-эмоциональных-поведенческих паттернах человека, о том, какие трудности его ожидают в жизни. Словно “правила эксплуатации” личности, по которой будет понятно, какие конфликты могут случиться с этим человеком, начни ты строить с ним взаимоотношения. Но пока остаётся только познавать себя самим.
В разных методах психологии неврозы понимаются немного по-разному. Но объединяет их все то, что это заболевание. Оно психическое, но может вызывать физические симптомы: боли, странные ощущения в теле, сильное сердцебиение, панические атаки и многое другое, на что способна будет психика. Симптом часто не связан с типом невроза, а нужен только для того, чтобы отвлечь сознание от невыносимого страдания.
А вот что вызывает страдание и почему - это самое интересное!
Идея в том, что в процессе воспитания у детей формируется характер и появляются свои «ахиллесова пяты» (если можно так сказать) - ситуации максимально непереносимые и тяжелые. И если ребенок сформировался совершенно к ним не приспособленным, то, столкнувшись с ними во взрослом возрасте (или в старшем подростковом), когда родители не смогут помочь, его психика скажет: «ой, все у меня лапки, сами это вывозите» и включит паническую атаку, чтобы избежать встречи с этой ситуацией.
И теперь, чтобы вылечиться и избавиться от этого симптома и от невроза, нужно будет вместе с психотерапевтом год или два раз в неделю идти туда, куда страшно, и заново перестраивать свою личность. А это болезненный и трудный процесс. И самое, возможно, стыдное и неприятное о себе придется принимать и как-то с этим учиться жить. Для этого важно будет не избегать болезненных чувств и болезненной информации о себе. Важно чтобы было больно. Прожить эту боль, хоть это будет очень непросто, да и психика будет стараться защитить и отвлечь. Но мы-то знаем, что от проживания чувств никому не становилось хуже, хуже становилось лишь от попытки их избежать.
Поэтому и поможет от невроза только психотерапия, а медицинское вмешательство будет бессильно. А ещё может помочь воспитание, как профилактика неврозов. Вот об этом и поговорим дальше, а ещё о том, какого типа бывают неврозы и как предпосылки неврозов формируются у детей в детском саду.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Результаты исследования: домашняя библиотека для вашего ребенка приносит пользу его образованию. Дети с домашними библиотеками часто более успешны в учебе, имеют более высокий уровень грамотности и даже лучше развивают математические и технологические навыки (подробнее). Когда дети маленькие, их домашняя библиотека может быть тихим местом для чтения один на один вместе с родителями. Совместное чтение всего по двадцать минут в день увеличивает словарный запас, внимание и даже творческие способности (подробнее). Эти навыки способствуют более высоким академическим успехам и, как предполагает одно исследование, более высокому IQ.
Для создания содержательной домашней библиотеки ребенку, родители должны сначала честно взглянуть на свои собственные привычки чтения. Родители – первый пример для подражания своего ребенка. Важно следить за своими привычками в отношении развлечений. Это цифровые видео или игры? Что ваши дети узнают о вашей любви к книгам? Если родители относятся к чтению вместе со своими детьми как к рутине, ребенок, скорее всего, примет такое же отношение. Но родители могут изменить свои привычки и стать образцом для подражания, подходить к чтению с позитивным настроем и интересом.
Создание домашней библиотеки
Детям не нужно большое пространство для библиотечного уголка. Подойдет уголок с удобным креслом и полкой. По мере того, как они становятся подростками, юные читатели будут сами определять, как они хотят, чтобы уголок расширялся. Подростки часто размещают свои книжные полки в социальных сетях. Их книги стоят на полках рядом с соответствующими товарами, включая такие игрушки, как LEGO и куклы POP.
В раннем возрасте держите настольные книги вашего ребенка в корзине, до которой легко дотянуться. Книги должны быть легко доступны для быстрого развлечения, а не экранного времени. Когда они пойдут в дошкольные учреждения, добавьте к ним небольшой стол для рисования с бумагой, фломастерами, мелками или карандашами. Часто чтение или перелистывание картинок в книге может вдохновить ребенка нарисовать или написать собственную интерпретацию истории.
По мере того, как вы продолжаете пополнять домашнюю библиотеку своего читателя, рассмотрите приведенные ниже стратегии, которые помогут расширить возможности его домашней библиотеки:
· Создайте обмен книгами с друзьями вашего ребенка
Это может быть полезно для детей, которые быстро читают.
· Сохраните любимые книги вашего ребенка
Когда они станут старше, они, возможно, захотят пересмотреть историю из-за эмоциональных переживаний, которые она вызывала, когда они были младше. Если у вас есть свободная комната или чердак, соберите коробку или две их любимых вещей и храните их. Возможно, когда-нибудь и ваши дети захотят передать эти любимые истории своим детям.
· Разрешить детям выбирать книги, которые они еще не могут читать
Многие научно-популярные книги содержат плотный, информативный текст. Юные читатели с удовольствием рассматривают картинки и начинают читать слова.
· Добавьте книги, которые ваш ребенок выбрал для себя
Детям нравится автономия выбора того, что они хотят читать, помимо школьных заданий.
· Добавьте любимую книгу из детства
Это будет лучше работать с детьми младшего возраста и может создать личный опыт, когда вы поделитесь с ними своими детскими воспоминаниями.
· Создайте небольшую бесплатную библиотеку
Если ваш ребенок любит читать и накопил огромную коллекцию книг, спросите его, какие из них можно раздать. Ему может понравиться идея поделиться книгами, которые он перерос, с младшими детьми.
· Создайте книжный клуб или присоединитесь к нему
Некоторые родители могут организовать ежемесячный книжный клуб для своих детей, или местная библиотека может предложить детский книжный клуб. Книжные клубы знакомят вашего ребенка с другими читателями и новыми жанрами. Они также развивают навыки обсуждения.
· Разрешить оставлять книги дома
Большинство из нас, как дети, так и взрослые, тянутся к самой близкой форме развлечения. В настоящее время это обычно экран. Измените эту привычку, предоставив ребенку место для книг в непринужденной обстановке, а его книги не размещайте на диване и кухонном столе.
· Дарите книги в подарок
На дни рождения или праздники подарите ребенку последнюю книгу из той серии, которую он читает. Или выберите научно-популярную книгу на любимую тему.
· Создать книжный трекер
Некоторые дети захотят отслеживать названия, которые они прочитали. Спросите их, что они об этом думают. Младшие дети могут вести дневник или, если они достаточно взрослые, вы можете заглянуть в цифровые журналы чтения, где они могут писать отзывы. В любом случае, отслеживание заголовков не должно стать рутиной. Отпустите его, если ваш ребенок больше не хочет этого делать.
Доказано, что домашние библиотеки способствуют успеху в учебе, но домашняя библиотека — это не только чтение; это также касается собственности и коллекционирования. Имея это в виду, будьте осторожны с ребенком, который не хочет отдавать часть своей коллекции, чтобы освободить место на полке. Добавьте полку или упакуйте излишки. Старайтесь оставаться гибким. Кроме того, если нет возможности выделить дополнительное место для книг, альтернативой может быть более частое посещение библиотеки или предоставление ребенку специальной электронной книги. Домашняя библиотека часто является любимым и безопасным местом для ребенка. Осознание этого и уважение эмоционального аспекта пространства может помочь им пройти через детство в юность.
Мария Монтессори считала, что у педагогики есть две задачи. Это помощь в развитии и помощь в адаптации ребёнка. Так и шагаем мы по жизни, где шаг одной ногой - развитие, стремление к новому, а второй - адаптация к тому, что окружает нас. И нет человеческому существу покоя.
Но если задуматься, то адаптации уделена значительная роль в данном методе совсем не просто так. Ведь весомая часть нашей жизни - это адаптация. Адаптация к саду, школе, работе, к новому городу или стране, к новым отношениям и людям вокруг. Но что поможет адаптироваться?
Мария Монтессори считала, что фундаментом адаптации является одна простая идея.
…
Сейчас остановитесь, и, не читая дальше, напишите в комментарии, что вы считаете фундаментом адаптации? Что будет способствовать более успешной адаптации к новым условиям в жизни человека?
…
Написали? Я бы, не читая статьи Марио Монтессори «Человеческие тенденции» написал бы , что самое важное - это безопасность и поддерживающая обстановка или интерес к новому опыту и окружению.
Но у Марии Монтессори все гениально и просто. Как в задачках, где вместо того, чтобы совершить множество действий, нужно изменить всего лишь одну незначительную деталь, и ситуация сразу изменится. Итак. Фундаментом по Марии Монтессори является вера в людей. А именно благодарное и уважительное отношение к человечеству. Что-то вроде базового доверия к миру, но конкретнее. Это чувство благодарности и уважения к конкретным людям и даже тем людям, которых мы не знаем. Кто-то сшил для нас одежду, которую мы носим, кто-то собирал на заводе наш смартфон, кто-то покрасил в красивый цвет калитку, через которую каждый день ваш ребенок заходит в садик. Это такая паутинка - за какую ниточку не потяни, конца не найдёшь.
Это рассуждение напоминает дзен загадку. Кто помог тебе прочитать этот текст? Родители или учителя? Или сборщик на китайском заводе, собирающий айфон? Или византийских монах, придумавший славянский алфавит? Так можно продолжать долго. Очень долго. И ведь в конечном итоге, все эти люди повлияли на нас и помогли нам. Представьте такую суперсилу, когда, смотря на вещи, на людей, на культурные продукты, вы будете видеть их историю. Видеть как переплетаются судьбы миллионов людей, как происходят взлеты и падения, как проходят целые жизни, наполненные самоотверженным трудом, чтобы у нас в руках появился, например, этот телефон, через который вы читаете статью. И как наша жизнь вплетается в этот океан. Как то маленькое дело, которое мы делаем, становится каплей, незаменимой каплей в огромном море жизни.
Вот и выходит, что нельзя не замечать, как многого людей поучаствовали в нашей жизни. И это важно ценить и за это можно быть благодарным. И эта установка, эта преднастройка - лучший фундамент для адаптации. Простое, базовое ощущение, что «человечество достойно не только уважения, но и благодарности и почтения». Тогда хочется доверять людям, хочется благодарно восхищаться ими. С этой установкой уже не работает яд пропаганды. С такой установкой никак нельзя оправдывать никакую войну. С такой установкой можно только любить и радоваться. И это лучший фундамент для адаптации.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Основная деятельность педагога - это работа с детьми. А не вечное решение проблем с администрацией, согласны?
Очень важно, чтобы педагог был с целиком с детьми, чтобы его мысли, эмоции, были связаны с классом.
Давайте назовем пять моментов, заставляющих тратить время и нервы педагогов:
1. Чистота в классе и работа уборщиком.
Учитель занимается организацией среды. Он/она планирует Монтессори-класс, расставляет и меняет материалы, создаёт новые материалы.
Придумывает, как сделать, чтобы весь класс от кухни до раздевалки провоцировал ребёнка на развитие.
Учитель поддерживает класс в порядке и благополучии.
Но:
⁃ учитель не должен выполнять все функции уборщицы;
⁃ учитель не должен нести материальную ответственность за класс.
Если дети нарисуют на стенах, засорят унитаз, сломают/ потеряют материалы администрация не должна спрашивать эти убытки с педагогов.
2. Токсичное влияние на личность педагога.
Учитель, как и психолог, работает используя такой инструмент, как личность.
Наша личность - это собирательное понятие.
Грубо говоря: как мы себя чувствуем, что думаем, что делаем, общаясь с другими людьми - это и составляет нашу личность.
Так вот, педагог, общаясь с детьми, влияет на формирование их личности. И влияет своей личностью! Своими реакциями, словами, действиями.
Поэтому для решения всех острых моментов должно быть свое место и время. И все должно проходить уважительно и экологично.
Нужно заботиться о том, чтобы педагог всегда был в ресурсе, бодрым и в хорошем настроении. Педагог должен беречь себя, а администрация педагога.
Если, придя на работу, педагог выслушивает от руководства только критику, а потом идёт к детям, то его состояние ухудшается и польза от его работы сильно падает.
Если администрация общается с педагогами неуважительно, то это повод задуматься о смене места работы для всего коллектива.
3. Проблемы с выплатой зарплаты.
Финансовая стабильность - это очень важно. Наши базовые потребности должны удовлетворяться, они влияют на все остальное.
Если руководство задерживает выплату зарплаты, меняет договоренности, вводит штрафы, то у педагога нет финансовой стабильности. А если нет финансовой стабильности, то подрываются основы безопасности.
Педагог не должен позволять такому происходить. Невыход на работу, это минимум, что можно сделать.
Я знал многие коллективы, где одной части сотрудников стабильно задерживали зарплаты, а другой - тем, кто реагировал решительнее, все выплачивали стабильно и вовремя.
4. Чрезмерная нагрузка.
У педагога должна быть допустимая нагрузка. С работы он должен возвращаться в приподнятом настроении, с силами проводить свой досуг. На одного педагога не должно быть больше 7 детей*. Если в группе появляется ребёнок с особенностями, то к нему должен быть представлен тьютор. Раз в пару месяцев должна проходить диагностика на предмет выгорания. Труд учителя должен оплачиваться так, чтобы учителю не приходилось работать круглые сутки, иначе идёт потеря качества. А акцент надо ставить не на то, чтобы закрыть группу человека-часами, а на качество учебного процесса!
5. Администрация и педагоги должны быть командой.
В случае трудных ситуаций с детьми и родителями администрация должна быть на стороне педагога. Администрация должна прислушиваться к словам педагога. Не брать детей в группу, если педагог не даёт согласия. Не договариваться с родителями о педагогическом процессе без уведомления педагога. Педагог и администрация должны работать как команда.
Это 5 базовых моментов. Если они не соблюдаются, то педагогу стоит задуматься о смене места работы. Хватит работать там, где вас не ценят и не удовлетворяют базовые вещи!
Интересно было бы прочитать подобную статью, но с точки зрения администрации. Ведь педагоги тоже бывают разные.
----
*{комментарии}
В каждом классе могут быть свои особенности, универсальной схемы нет, но +- можем отталкиваться от таких цифр:
1. Группа тоддлер. На одного взрослого рассчитываем 5-7 детей. В идеале 5 детей, но в случае форс-мажора - увеличивается до 7 детей. 2. Класс 3-6. Если в нём до 26 детей, то для нормальной работы достаточно 1 педагога и 1 ассистента. А если это билингвальный класс, то добавляется говорящий на втором языке ассистент. Т.е. всего 3 взрослых. 3. Класс 6-12. Монтессори говорила о 30+ детей на одного педагога. Добавим туда хорошего ассистента и это вполне достаточно для нормальной работы. Чем больше взрослых и меньше детей - усилий надо будет вкладывать больше. Но 35+ детей - это уже много, после этого количества работа тоже поползет вниз.
Это не значит, что всегда строго именно такое количество педагогов/ассистентов и детей. Состав группы может меняться, и в разные моменты времени ассистентов и/или педагогов может быть больше или меньше.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Маленькие дети часто испытывают сильные эмоции, которые они не в состоянии выразить словами. Из-за отсутствия навыка выражать свои чувства, у маленьких детей могут возникать серьезные проблемы с психическим здоровьем. В очень раннем возрасте они могут проявлять признаки тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и нарушений развития нервной системы, таких как аутизм. Чем раньше взрослые смогут обнаружить эти проявления, оказать поддержку и обратиться за помощью специалистов, тем лучше будет результат. На самом деле, по данным центра развития ребенка при Гарвардском университете, «большинство потенциальных проблем с психическим здоровьем не перерастут в реальные проблемы, если мы будем реагировать на них на ранней стадии». По этой причине профилактика и раннее вмешательство являются ключом к укреплению психического здоровья детей раннего возраста (далее IECMH).
Понимание концепции IECMH имеет первостепенное значение для эффективного решения проблемы психического здоровья в раннем детстве. Психическое здоровье включает эмоциональное и социальное благополучие; это влияет на то, как кто-то думает, действует и как он относится к себе и другим. IECMH, в частности, известен как «развивающаяся способность ребенка от рождения до 5 лет формировать близкие и безопасные отношения со взрослыми и сверстниками; испытывать, управлять и выражать весь спектр эмоций; исследовать окружающую среду и учиться — и все это в контексте семьи, сообщества и культуры». В более широком смысле IECMH также включает в себя поведенческие индикаторы того, что ребенок может испытывать трудности, ситуации, которые ставят под угрозу социальное и эмоциональное благополучие маленького ребенка, а также осуществление вмешательства и поддержки для защиты психического здоровья в раннем детстве.
Почему IECMH важен?
Положительный опыт в раннем детстве может способствовать укреплению эмоционального здоровья, в то время как негативный опыт может отрицательно сказаться на развитии мозга с серьезными последствиями на всю жизнь. Вмешательства в этот период могут быть гораздо более мощными и иметь более продолжительный эффект, чем те, которые осуществляются на более поздних стадиях развития. Поэтому очень важно, чтобы взрослые знали, что такое IECMH, знали, что на него влияет, заметили проявления признаков и реализовывали стратегии поддержки психологического здоровья детей раннего возраста.
Какие факторы влияют на IECMH в дошкольном классе?
Взаимодействия, которые происходят между взрослыми и детьми в классах для детей младшего возраста, а также взаимодействия между детьми и их сверстниками, оказывают глубокое влияние на психологическое здоровье детей раннего возраста. Эти взаимодействия составляют основу всех будущих отношений и напрямую связаны с общим развитием ребенка. Они помогают детям развивать эмоциональную безопасность, чувство собственного достоинства и понимание окружающего мира.
Существует множество факторов риска, которые могут повлиять на эти отношения и, в конечном счете, на психическое здоровье маленького ребенка, включая недоношенность и низкий вес при рождении, генетические нарушения и воздействие психоактивных веществ, насилие, жестокое обращение или хронический стресс и тревогу.
Как маленькие дети говорят нам, что им больно?
Маленькие дети дают представление о своем психическом здоровье через поведение. Внимательное наблюдение для выявления их типичных моделей поведения и темперамента, позволит Монтессори-педагогам распознавать постоянные изменения. Педагоги могут заметить необычное поведение новых детей в классе, в зависимости от возраста и этапов развития. Выяснение у родителей поведения, которое они наблюдают дома, также будет полезным для определения того, что считается «нормой» для конкретного ребенка.
Вот некоторые общие поведенческие индикаторы, которые могут указывать на наличие стресса у дошкольника:
· Изменение аппетита, дефекации и/или режима сна
· Изменение уровня активности (менее вовлеченный, более вялый, неспособный усидеть на месте, рассеянный)
· Снижение внимания (уменьшение концентрации внимания и настойчивости при выполнении предпочтительной задачи; усиление вялого блуждания)
· Изменение уровня социальной активности со сверстниками и/или родителями
· Снижение толерантности к фрустрации, которая может проявляться в виде нытья или раздражительности
· Трудно утешить, когда расстроен
· Повышенная агрессия или гнев практически без провокаций; взрывная реакция на событие без очевидного триггера
· Отображает повторяющееся агрессивное или импульсивное поведение
· Изменение в поиске внимания со стороны педагогов
· Мало или совсем нет общения; отсутствие речи
· Избегание зрительного контакта с другими
· Тревога разлуки или уход от родителей
· Участие в компульсивных действиях (например в играх, разыгрываемых в определенном порядке, мытье рук, повторении слов про себя)
· Утрата прежних достижений в развитии
· Беспокойство и страх в большинстве ситуаций
6 способов поддержать психическое здоровье детей раннего возраста:
1. Сосредоточьтесь на радости. Делать что-то, что заставляет улыбаться или смеяться, может быть лучшим лекарством для предотвращения негативных последствий стресса и беспокойства. Для маленьких детей есть несколько отличных способов получить эндорфины и принести счастье через музыку, движение и игры на свежем воздухе.
2. Установите доверительные отношения. Доверительные и заботливые отношения между ребенком и взрослым необходимы для психического здоровья и общего развития ребенка. Постоянное проявление теплоты и привязанности путем демонстрации приятного выражения лица, использования соответствующего тона голоса, общения на уровне глаз ребенка и обмена приятными комментариями помогает установить доверие и способствует социально-эмоциональному благополучию. Проявление уважения путем внимательного слушания, принятия чувств ребенка и качественного проведения времени один на один с каждым ребенком, также поможет укрепить отношения между ребенком и взрослым.
3. Намеренно обучайте социально-эмоциональным навыкам. Педагоги могут намеренно поддерживать психическое здоровье ребенка, используя детские книги, запланированные уроки по таким темам, как эмоции и благодарность и вежливость, проводя уроки с использованием зоны мира и моделируя соответствующее поведение.
4. Научитесь регулировать свои эмоции, чтобы быть полностью доступными для учащихся. Через процесс самосознания и заботы о себе, педагоги могут стать более гармоничными со своими эмоциями. Развитие понимания того, что человек чувствует, позволяет педагогам работать с этими эмоциями и учиться правильно их регулировать. Эффективное управление собственными эмоциями дает им возможность присутствовать в данный момент, делая их доступными для удовлетворения потребностей своих учеников.
5. Научитесь определять эмоции, поведение учащихся и реакцию на них. Внимательное наблюдение за детьми, помогает педагогам распознавать типичные эмоции и поведение, обнаруживать различия, которые могут быть индикаторами беспокойства и стресса.
6. Следуйте изученным принципам и действиям Монтессори. Воспитание чувства независимости у ребенка, разовьет сильное чувство собственного достоинства и поможет ему справиться с негативными эмоциями. Разрешение ребенку помогать с рутиной и заботой о себе, насколько это возможно, поможет привить чувство гордости. Предложение ограниченного выбора, особенно в трудные времена, когда ребенок отказывается заниматься определенной деятельностью (например, одеваться), расширит возможности ребенка и поможет облегчить существование борьбы за власть. Обозначение, признание и подтверждение эмоций ребенка, чтобы помочь ему понять, что и как он чувствует, и что его чувства принимаются, имеет решающее значение.
Хочу начать эту статью со слов Астрид Линдгрен, у которой 14 ноября был день рождения:
«Меня охватывает чувство настоящего ужаса, когда я слышу многочисленные голоса, ратующие за возврат к старым методам воспитания. Люди требуют «больше строгого подхода, больше жесткости к детям» и при этом думают, что таким путем они смогут искоренить детские и юношеские пороки, они считают, что их причина в слишком большой свободе и отсутствии строгости».
Астрид писала о ненасилии, ведь в 70-е ещё во многих странах Европы практиковались физические наказания. Она проводила в пример историю одной мамы:
«Я хочу рассказать любителям жесткого подхода к воспитанию историю, однажды услышанную мною от одной старушки. В те времена когда она еще была молодой матерью, а люди вовсю верили в идею, что «баловство портит ребенка», ее сын созорничал и первый раз в своей жизни решил скрыть от нее свое озорство. Дело, тем не менее, открылось, и она сказала мальчику пойти и найти хворостину для наказания. Его долго не было. В конце концов он вернулся плачущий и сказал: «Мама, я не могу найти прут, но вот держи вместо него камень». И мать вдруг поняла, как эту ситуацию на самом деле воспринял ее ребенок. Он решил, что мать просто хочет причинить ему боль, а значит и камень тут вполне сойдет. Тогда она разрыдалась, обняла его и какое то время они так и стояли и плакали вместе. Потом она взяла тот камень и положила его на кухне на самом видном месте, и с тех пор он всегда напоминал ей — никакого насилия!».
Ребенок подумал, что мама просто хочет причинить ему боль. Как тонко! Мало кому удаётся посмотреть на ситуацию глазами ребёнка.
Но насилие бывает не только физическим. Заставлять кого-то что-то делать против его воли - это тоже насилие. А заставлять кого-либо делать то, что он не может, еще и наказывать за это - это насилие в квадрате.
Об этом новый закон о дошкольном образовании. Это очередная легализация насилия и подчинение свободной воли.
Нам нужно найти свои камни и положить на самое видное место в Монтессори-классах, в педагогических вузах, в государственной думе.
И даже если мы не сможем повлиять на курс, который выбирала власть в нашей стране, «то что мы можем сделать у себя дома, так это показать им, что есть и другой путь прожить нашу жизнь — и это любовь и понимание».
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Метод Монтессори полностью преобразовывает традиционный подход к образованию и представляет собой систему, которая фокусируется на том, чтобы встречать каждого ребенка таким, какой он есть и помогает удовлетворить индивидуальные потребностей детей. Разновозрастной состав классов, практический подход к обучению, свобода в определенных пределах и индивидуальный темп обучения, обеспечиваемый в классе Монтессори, стимулируют и способствуют успеху учащихся, в том числе детей с особенностями.
Исследователи и практики заметили рост числа детей с нейропсихологическими отклонениями за последние несколько лет. Кроме того, продолжает расти число учащихся с проблемами внимания, расстройствами аутистического спектра и трудностями сенсорной интеграции. Эти растущие показатели представляют собой проблему для педагогов, которые должны адекватно и с сочувствием удовлетворять потребности этих детей. Однако монтессори-педагоги могут иметь преимущество, учитывая природу метода и практический опыт. В конце концов, несмотря на то, что метод Монтессори сегодня используется для детей с различными способностями к обучению, основа образовательного подхода доктора Марии была заложена в ее работе с детьми с отклонениями в психическом развитии.
Как Монтессори-педагогика помогает детям с отклонениями в обучении?
Во время своего пребывания в классе доктор Монтессори разработала педагогику, которая включает «акцент на практическом, дифференцированном, самостоятельном обучении, под руководством интенсивного и непрерывного изучения ребенка, которое является шаблоном передовой практики как в общих, так и в исключительных классах». Степень личного участия и независимости, которая поощряется в Монтессори-классе, является именно тем результатом, для достижения которого разрабатываются многие индивидуальные образовательные программы (IEP). Столпы Монтессори- педагогики, включая выбор, свободу передвижения и длительные периоды глубокой концентрации внимания, также рекомендуются для учащихся с особенностями в обучении. Кроме того, элементы, рекомендуемые для мониторинга с целью выявления детей с отклонениями в обучении, включают координацию, речь, внимание и восприятие — все области, которые можно четко наблюдать в Монтессори- среде. В частности, сенсорная учебная программа позволяет педагогам наблюдать за развитием восприятия ребенка, что часто является диагностикой неравномерного развития.
Как выглядит процесс идентификации в условиях Монтессори-класса и какие системы поддержки могут быть предоставлены?
Процесс выявления ученика с особенностями в обучении очень похож на натуралистические наблюдения монтессори-педагога, когда он внимательно и субъективно наблюдает за своими учениками на регулярной основе. В ходе своих наблюдений гид может заметить некоторые проблемы (опасения) в развитии ребенка. Имея документальное подтверждение своих опасений, педагог может довести их до сведения администратора, который инициирует встречу группы по изучению ребенка. В эту группу часто входят педагог ребенка, его родители/опекуны, администратор и любой другой специалист, который может быть полезен при обсуждении проблем, с которыми сталкивается ребенок. Важно отметить, что этот процесс происходит не во всех школах Монтессори, но его можно использовать в качестве модели для руководства процессом.
Группа по изучению ребенка собирается, чтобы определить индивидуальные цели для ребенка и разработать план, который поможет ему успешно достичь своих целей в классе. Вспомогательные средства, используемые для помощи ребенку в достижении его целей, могут включать визуальное расписание, подсказки о предстоящих переходах или техники, помогающие справиться с сильными эмоциями. Традиционные стратегии, естественным образом возникающие в Монтессори-классе, могут включать предпочтительное размещение и увеличенное время. Существуют некоторые приспособления, которые Монтессори-педагоги могут сделать, чтобы помочь учащимся с отклонениями в психическом развитии, включая снижение уровня сложности, ограничение стимулов и обеспечение повторения. Некоторые традиционные Монтессори-уроки и занятия для детей в возрасте от 3 до 6 лет с особенностями в обучении могут быть адаптированы под ребенка. На втором, более интенсивном уровне поддержки, учащийся будет продолжать получать приспособления в классе, а также может получать индивидуальные инструкции от стороннего специалиста, такого как логопед, для обеспечения более целенаправленного исправления. Важно отметить, что в зависимости от ресурсов, имеющихся в школе, это может быть тьютор, которого родители должны организовать за пределами школы и которую, возможно, придется финансировать самостоятельно.
На протяжении всего процесса оказания помощи и поддержки члены команды по изучению ребенка будут продолжать внимательно наблюдать за ребенком, отслеживать его прогресс и регулярно встречаться для обсуждения выполнения плана и любых изменений, которые, возможно, потребуется внести в процессе. Цели также могут обновляться или заменяться по мере того, как ребенок будет продолжать прогрессировать. В случае, если ребенок не добился ощутимого прогресса после того, как меры поддержки были приняты и введены в действие, команда по изучению ребенка может рекомендовать родителям провести дополнительное тестирование своего ребенка, чтобы выявить любые конкретные проблемы с обучаемостью, которые могут присутствовать. Хотя диагноз не изменит индивидуальный подход к обучению в Монтессори- классе, лицензированный практикующий специалист может дать рекомендации по целенаправленной поддержке, которая позволит ребенку достичь более высокого уровня успеха в классе.
Систематические наблюдения, подробное ведение записей и индивидуальная поддержка, предлагаемые в классе Монтессори, являются ключевыми компонентами процесса обучения детей, поскольку они позволяют выявлять и поддерживать детей с отклонениями в психическом развитии. Практический подход к изучению Монтессори-педагогики, а также свобода выбора и движения, которые естественным образом существуют в Монтессори-среде, позволяют монтессори-педагогам заложить основу, которая может способствовать успеху многих учеников, в том числе тех, у кого есть особенности в обучении. Однако важно отметить, что бывают обстоятельства, когда педагогам может потребоваться дополнительная поддержка или руководство со стороны специалистов, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности ребенка с отклонениями в психическом развитии, например, когда среда Монтессори и ее материалы чрезмерно стимулируют.
Возможно, наиболее важно то, что подход Монтессори к образованию и к жизни, способствует любви, принятию, равноправию и справедливости. В Монтессори-классах по всему миру ценят и уважают людей любого расового, культурного и этнического происхождения. Точно так же дети признаются и принимаются за их уникальные таланты и отличия, а также за их индивидуальный потенциал и рост. Как напоминает нам Жаклин Коссентино, «монтессори-педагоги обучены воспринимать каждого ребенка как исключительного и, в ответ на это, высоко ценить гибкое индивидуальное обучение". Искренняя забота и преданность, которую получают ученики в Монтессори-центрах, обеспечивает уровень поддержки, не имеющий аналогов, и способствует обучению, росту, успеху, спокойствию и радости для всех в справедливой учебной среде.
Статья переведена с сайта Американского Монтессори Сообщества (AMS)
Развитие речи - это то, что происходит с ребенком с самого рождения. Даже в утробе малыш прислушивается к речи мамы и папы. Однако, систематизация понятий об окружающем мире - это более поздний этап, как и развитие грамоты.
Как видите, зоной развития речи можно заниматься на разных этапах развития ребенка. Такая она необычная и необъятная.
Мария Монтессори открыла очень важный аспект – ребенок не обучается через слова, он познает мир через действия. Это наша взрослая иллюзия, что “можно все ребенку рассказать, и он все поймет”. Но, чтобы он понял, ему нужно делать.
Монтессори-педагогика – молчаливая педагогика. Монтессори-педагог говорит мало. Так как же в классе развивают речь? Ведь по итогу в среде дети не только хорошо и качественно говорят, но еще и пишут, и читают.
Представьте себе слово “стол”. Каждый из нас познакомился с ним довольно рано. Но что это такое? Описать его словами достаточно сложно, весь столы бывают разных форм и размеров, из разных материалов. Получается, чтобы объяснить понятие, гораздо важнее выделить что-то общее у всех столов, выделить функцию и предназначение.
Монтессори-ребенок в среде много действует с предметами, которые хорошо систематизированы. Именно это помогает ему формировать четкую систему понятий об окружающем мире. Взрослый их называет и четко показывает, его слова ложатся на подготовленную почву.
Кроме того, в Монтессори-среде речь востребована, так как является инструментом общения и самовыражения. Ребенок сам решает с кем контактировать, с кем дружить, решает конфликты с другими детьми. При этом, класс разновозрастный, и у ребенка оказывается много “учителей” постарше, которые могут ему показать что-то новое, в том числе и назвать. Когда ребенок подрастет, он и сам займет позицию старшего и сможет обучать младших. При таких условиях отлично и эффективно развивается речь.
Письменная речь в Монтессори-среде тоже становится таким же инструментом. Если ты хочешь что-то кому-то сказать на будущее - напиши записку. Если ты хочешь, чтобы все узнали, что произошло событие - напиши объявление!
В какой-то момент ребенок делает для себя открытие – он когда-то рисовал окружающий его мир, но и речь, которой он пользуется – ее тоже можно записать. Поначалу это просто каракули, затем из них вырисовываются буквы и слова.
Монтессори-среда предоставляет ребенку определенные инструменты, которые помогают письменную речь эффективно освоить - сортировка предметов по звуку, шершавые буквы, подвижный алфавит, материалы, обучающие грамматике языка.
--
Автор статьи: Смирнова Надежда Николаевна.
Монтессори-педагог 3-6 (диплом AMS) и 6-12, Учредитель Международного института Монтессори-педагогики, психолог (диплом МГУ), автор и разработчик большого количества дидактических материалов, методических разработок и программ. Занимается подготовкой монтессори-педагогов в России с 1996г.