5 помех успешной работе педагога

29/11/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Основная деятельность педагога - это работа с детьми. А не вечное решение проблем с администрацией, согласны?

Очень важно, чтобы педагог был с целиком с детьми, чтобы его мысли, эмоции, были связаны с классом.

Давайте назовем пять моментов, заставляющих тратить время и нервы педагогов:

1. Чистота в классе и работа уборщиком.

Учитель занимается организацией среды. Он/она планирует Монтессори-класс, расставляет и меняет материалы, создаёт новые материалы.

Придумывает, как сделать, чтобы весь класс от кухни до раздевалки провоцировал ребёнка на развитие.

Учитель поддерживает класс в порядке и благополучии. 

Но:

 ⁃ учитель не должен выполнять все функции уборщицы;

 ⁃ учитель не должен нести материальную ответственность за класс.

Если дети нарисуют на стенах, засорят унитаз, сломают/ потеряют материалы администрация не должна спрашивать эти убытки с педагогов.

 

 2. Токсичное влияние на личность педагога.

Учитель, как и психолог, работает используя такой инструмент, как личность.

Наша личность - это собирательное понятие.

Грубо говоря: как мы себя чувствуем, что думаем, что делаем, общаясь с другими людьми - это и составляет нашу личность.

Так вот, педагог, общаясь с детьми, влияет на формирование их личности. И влияет своей личностью! Своими реакциями, словами, действиями.

Поэтому для решения всех острых моментов должно быть свое место и время. И все должно проходить уважительно и экологично.

Нужно заботиться о том, чтобы педагог всегда был в ресурсе, бодрым и в хорошем настроении. Педагог должен беречь себя, а администрация педагога.

Если, придя на работу, педагог выслушивает от руководства только критику, а потом идёт к детям, то его состояние ухудшается и польза от его работы сильно падает.

Если администрация общается с педагогами неуважительно, то это повод задуматься о смене места работы для всего коллектива. 

 

 3. Проблемы с выплатой зарплаты.

Финансовая стабильность - это очень важно. Наши базовые потребности должны удовлетворяться, они влияют на все остальное.

Если руководство задерживает выплату зарплаты, меняет договоренности, вводит штрафы, то у педагога нет финансовой стабильности. А если нет финансовой стабильности, то подрываются основы безопасности.

Педагог не должен позволять такому происходить. Невыход на работу, это минимум, что можно сделать.

Я знал многие коллективы, где одной части сотрудников стабильно задерживали зарплаты, а другой - тем, кто реагировал решительнее, все выплачивали стабильно и вовремя.

 

 4. Чрезмерная нагрузка.

У педагога должна быть допустимая нагрузка. С работы он должен возвращаться в приподнятом настроении, с силами проводить свой досуг. На одного педагога не должно быть больше 7 детей*. Если в группе появляется ребёнок с особенностями, то к нему должен быть представлен тьютор. Раз в пару месяцев должна проходить диагностика на предмет выгорания. Труд учителя должен оплачиваться так, чтобы учителю не приходилось работать круглые сутки, иначе идёт потеря качества. А акцент надо ставить не на то, чтобы закрыть группу человека-часами, а на качество учебного процесса!

 

 5. Администрация и педагоги должны быть командой.

В случае трудных ситуаций с детьми и родителями администрация должна быть на стороне педагога. Администрация должна прислушиваться к словам педагога. Не брать детей в группу, если педагог не даёт согласия. Не договариваться с родителями о педагогическом процессе без уведомления педагога. Педагог и администрация должны работать как команда.

 

Это 5 базовых моментов. Если они не соблюдаются, то педагогу стоит задуматься о смене места работы. Хватит работать там, где вас не ценят и не удовлетворяют базовые вещи!

Интересно было бы прочитать подобную статью, но с точки зрения администрации. Ведь педагоги тоже бывают разные.

----

*{комментарии}

В каждом классе могут быть свои особенности, универсальной схемы нет, но +-  можем отталкиваться от таких цифр:

1. Группа тоддлер. На одного взрослого рассчитываем 5-7 детей. В идеале 5 детей, но в случае форс-мажора - увеличивается до 7 детей. 2. Класс 3-6. Если в нём до 26 детей, то для нормальной работы достаточно 1 педагога и 1 ассистента. А если это билингвальный класс, то добавляется говорящий на втором языке ассистент. Т.е. всего 3 взрослых.  3. Класс 6-12. Монтессори говорила о 30+ детей на одного педагога. Добавим туда хорошего ассистента и это вполне достаточно для нормальной работы. Чем больше взрослых и меньше детей - усилий надо будет вкладывать больше. Но 35+ детей - это уже много, после этого количества работа тоже поползет вниз.

Это не значит, что всегда строго именно такое количество педагогов/ассистентов и детей. Состав группы может меняться, и в разные моменты времени ассистентов и/или педагогов может быть больше или меньше.

--

Все статьи

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.



Шесть способов поддержать психическое здоровье детей раннего возраста

22/11/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Маленькие дети часто испытывают сильные эмоции, которые они не в состоянии выразить словами. Из-за отсутствия навыка выражать свои чувства, у маленьких детей могут возникать серьезные проблемы с психическим здоровьем. В очень раннем возрасте они могут проявлять признаки тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и нарушений развития нервной системы, таких как аутизм. Чем раньше взрослые смогут обнаружить эти проявления, оказать поддержку и обратиться за помощью специалистов, тем лучше будет результат. На самом деле, по данным центра развития ребенка при Гарвардском университете, «большинство потенциальных проблем с психическим здоровьем не перерастут в реальные  проблемы, если мы будем реагировать на них на ранней стадии». По этой причине профилактика и раннее вмешательство являются ключом к укреплению психического здоровья детей раннего возраста (далее IECMH).

Понимание концепции IECMH имеет первостепенное значение для эффективного решения проблемы психического здоровья в раннем детстве. Психическое здоровье включает эмоциональное и социальное благополучие; это влияет на то, как кто-то думает, действует и как он относится к себе и другим. IECMH, в частности, известен как «развивающаяся способность ребенка от рождения до 5 лет формировать близкие и безопасные отношения со взрослыми и сверстниками; испытывать, управлять и выражать весь спектр эмоций; исследовать окружающую среду и учиться — и все это в контексте семьи, сообщества и культуры». В более широком смысле IECMH также включает в себя поведенческие индикаторы того, что ребенок может испытывать трудности, ситуации, которые ставят под угрозу социальное и эмоциональное благополучие маленького ребенка, а также осуществление вмешательства и поддержки для защиты психического здоровья в раннем детстве.

 

Почему IECMH важен?

Положительный опыт в раннем детстве может способствовать укреплению эмоционального здоровья, в то время как негативный опыт может отрицательно сказаться на развитии мозга с серьезными последствиями на всю жизнь. Вмешательства в этот период могут быть гораздо более мощными и иметь более продолжительный эффект, чем те, которые осуществляются на более поздних стадиях развития. Поэтому очень важно, чтобы взрослые знали, что такое IECMH, знали, что на него влияет, заметили проявления признаков и реализовывали стратегии поддержки психологического здоровья детей раннего возраста.

 

Какие факторы влияют на IECMH в дошкольном классе?

Взаимодействия, которые происходят между взрослыми и детьми в классах для детей младшего возраста, а также взаимодействия между детьми и их сверстниками, оказывают глубокое влияние на психологическое здоровье детей раннего возраста. Эти взаимодействия составляют основу всех будущих отношений и напрямую связаны с общим развитием ребенка. Они помогают детям развивать эмоциональную безопасность, чувство собственного достоинства и понимание окружающего мира.

Существует множество факторов риска, которые могут повлиять на эти отношения и, в конечном счете, на психическое здоровье маленького ребенка, включая недоношенность и низкий вес при рождении, генетические нарушения и воздействие психоактивных веществ, насилие, жестокое обращение или хронический стресс и тревогу.

  

Как маленькие дети говорят нам, что им больно?

Маленькие дети дают представление о своем психическом здоровье через поведение. Внимательное наблюдение для выявления их типичных моделей поведения и темперамента, позволит  Монтессори-педагогам распознавать постоянные изменения. Педагоги могут заметить необычное поведение  новых детей в классе, в зависимости от возраста и этапов развития. Выяснение у родителей поведения, которое они наблюдают дома, также будет полезным для определения того, что считается «нормой»  для конкретного ребенка.

Вот некоторые общие поведенческие индикаторы, которые могут указывать на наличие стресса у дошкольника:

·        Изменение аппетита, дефекации и/или режима сна

·        Изменение уровня активности (менее вовлеченный, более вялый, неспособный усидеть на месте, рассеянный)

·        Снижение внимания (уменьшение концентрации внимания и настойчивости при выполнении предпочтительной задачи; усиление вялого блуждания)

·        Изменение уровня социальной активности со сверстниками и/или родителями

·        Снижение толерантности к фрустрации, которая может проявляться в виде нытья или раздражительности

·        Трудно утешить, когда расстроен

·        Повышенная агрессия или гнев практически без провокаций; взрывная реакция на событие без очевидного триггера

·        Отображает повторяющееся агрессивное или импульсивное поведение

·        Изменение в поиске внимания со стороны педагогов

·        Мало или совсем нет общения; отсутствие речи

·        Избегание зрительного контакта с другими

·        Тревога разлуки или уход от родителей

·        Участие в компульсивных действиях (например в играх, разыгрываемых в определенном порядке, мытье рук, повторении слов про себя)

·        Утрата прежних достижений в развитии

·        Беспокойство и страх в большинстве ситуаций

 

6 способов поддержать психическое здоровье детей раннего возраста:

 

1.     Сосредоточьтесь на радости. Делать что-то, что заставляет  улыбаться или смеяться, может быть лучшим лекарством для предотвращения негативных последствий стресса и беспокойства. Для маленьких детей есть несколько отличных способов получить эндорфины и принести счастье через музыку, движение и игры на свежем воздухе.

2.     Установите доверительные отношения. Доверительные и заботливые отношения между ребенком и взрослым необходимы для психического здоровья и общего развития ребенка. Постоянное проявление теплоты и привязанности путем демонстрации приятного выражения лица, использования соответствующего тона голоса, общения на уровне глаз ребенка и обмена приятными комментариями помогает установить доверие и способствует социально-эмоциональному благополучию. Проявление уважения путем внимательного слушания, принятия чувств ребенка и качественного проведения времени один на один с каждым ребенком, также поможет укрепить отношения между ребенком и взрослым.

3.     Намеренно обучайте социально-эмоциональным навыкам. Педагоги могут намеренно поддерживать психическое здоровье ребенка, используя детские книги, запланированные уроки по таким темам, как эмоции и благодарность и вежливость, проводя уроки с использованием зоны мира и моделируя соответствующее поведение.

4.     Научитесь регулировать свои эмоции, чтобы быть полностью доступными для учащихся. Через процесс самосознания и заботы о себе, педагоги могут стать более гармоничными со своими эмоциями. Развитие понимания того, что человек чувствует, позволяет педагогам работать с этими эмоциями и учиться правильно их регулировать. Эффективное управление собственными эмоциями дает им возможность присутствовать в данный момент, делая их доступными для удовлетворения потребностей своих учеников.

5.     Научитесь определять эмоции, поведение учащихся и реакцию на них. Внимательное наблюдение за детьми, помогает педагогам распознавать типичные эмоции и поведение, обнаруживать различия, которые могут быть индикаторами беспокойства и стресса.

6.     Следуйте изученным принципам и действиям Монтессори. Воспитание чувства независимости у ребенка, разовьет сильное чувство собственного достоинства и поможет ему справиться с негативными эмоциями. Разрешение ребенку помогать с рутиной и заботой о себе, насколько это возможно, поможет привить чувство гордости. Предложение ограниченного выбора, особенно в трудные времена, когда ребенок отказывается заниматься определенной деятельностью (например, одеваться), расширит возможности ребенка и поможет облегчить существование борьбы за власть. Обозначение, признание и подтверждение эмоций ребенка, чтобы помочь ему понять, что и как он чувствует, и что его чувства принимаются, имеет решающее значение.

Оригинал статьи

Ненасилие в системе образования

15/11/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Хочу начать эту статью со слов Астрид Линдгрен, у которой 14 ноября был день рождения:

«Меня охватывает чувство настоящего ужаса, когда я слышу многочисленные голоса, ратующие за возврат к старым методам воспитания. Люди требуют «больше строгого подхода, больше жесткости к детям» и при этом думают, что таким путем они смогут искоренить детские и юношеские пороки, они считают, что их причина в слишком большой свободе и отсутствии строгости».

Астрид писала о ненасилии, ведь в 70-е ещё во многих странах Европы практиковались физические наказания. Она проводила в пример историю одной мамы:

«Я хочу рассказать любителям жесткого подхода к воспитанию историю, однажды услышанную мною от одной старушки. В те времена когда она еще была молодой матерью, а люди вовсю верили в идею, что «баловство портит ребенка», ее сын созорничал и первый раз в своей жизни решил скрыть от нее свое озорство. Дело, тем не менее, открылось, и она сказала мальчику пойти и найти хворостину для наказания. Его долго не было. В конце концов он вернулся плачущий и сказал: «Мама, я не могу найти прут, но вот держи вместо него камень». И мать вдруг поняла, как эту ситуацию на самом деле воспринял ее ребенок. Он решил, что мать просто хочет причинить ему боль, а значит и камень тут вполне сойдет. Тогда она разрыдалась, обняла его и какое то время они так и стояли и плакали вместе. Потом она взяла тот камень и положила его на кухне на самом видном месте, и с тех пор он всегда напоминал ей — никакого насилия!».

Ребенок подумал, что мама просто хочет причинить ему боль. Как тонко! Мало кому удаётся посмотреть на ситуацию глазами ребёнка.

Но насилие бывает не только физическим. Заставлять кого-то что-то делать против его воли - это тоже насилие. А заставлять кого-либо делать то, что он не может, еще и наказывать за это - это насилие в квадрате.

Об этом новый закон о дошкольном образовании. Это очередная легализация насилия и подчинение свободной воли.

Нам нужно найти свои камни и положить на самое видное место в Монтессори-классах, в педагогических вузах, в государственной думе.

И даже если мы не сможем повлиять на курс, который выбирала власть в нашей стране, «то что мы можем сделать у себя дома, так это показать им, что есть и другой путь прожить нашу жизнь — и это любовь и понимание».

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Монтессори-метод к выявлению и поддержке детей с трудностями в обучении

09/11/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Метод Монтессори полностью преобразовывает традиционный подход к образованию и представляет собой систему, которая фокусируется на том, чтобы встречать каждого ребенка таким, какой он есть и помогает удовлетворить индивидуальные потребностей детей. Разновозрастной состав классов, практический подход к обучению, свобода в определенных пределах и индивидуальный темп обучения, обеспечиваемый в классе Монтессори, стимулируют и способствуют успеху учащихся, в том числе детей с особенностями.

Исследователи и практики заметили рост числа детей с нейропсихологическими отклонениями за последние несколько лет. Кроме того, продолжает расти число учащихся с проблемами внимания, расстройствами аутистического спектра и трудностями сенсорной интеграции. Эти растущие показатели представляют собой проблему для педагогов, которые должны адекватно и с сочувствием удовлетворять потребности этих детей. Однако монтессори-педагоги могут иметь преимущество, учитывая природу метода и практический опыт. В конце концов, несмотря на то, что метод Монтессори сегодня используется для детей с различными способностями к обучению, основа образовательного подхода доктора Марии была заложена в ее работе с детьми с отклонениями в психическом развитии.

Как Монтессори-педагогика помогает детям с отклонениями в обучении?

Во время своего пребывания в классе доктор Монтессори разработала педагогику, которая включает «акцент на практическом, дифференцированном, самостоятельном обучении, под руководством интенсивного и непрерывного изучения ребенка, которое является шаблоном передовой практики как в общих, так и в исключительных классах». Степень личного участия и независимости, которая поощряется в Монтессори-классе, является именно тем результатом, для достижения которого разрабатываются многие индивидуальные образовательные программы (IEP). Столпы Монтессори- педагогики, включая выбор, свободу передвижения и длительные периоды глубокой концентрации внимания, также рекомендуются для учащихся с особенностями в обучении. Кроме того, элементы, рекомендуемые для мониторинга с целью выявления детей с отклонениями в обучении, включают координацию, речь, внимание и восприятие — все области, которые можно четко наблюдать в Монтессори- среде. В частности, сенсорная учебная программа позволяет педагогам наблюдать за развитием восприятия ребенка, что часто является диагностикой неравномерного развития.

Как выглядит процесс идентификации в условиях Монтессори-класса и какие системы поддержки могут быть предоставлены?

Процесс выявления ученика с особенностями в обучении очень похож на натуралистические наблюдения монтессори-педагога, когда он внимательно и субъективно наблюдает за своими учениками на регулярной основе. В ходе своих наблюдений гид может заметить некоторые проблемы (опасения) в развитии ребенка. Имея документальное подтверждение своих опасений, педагог может довести их до сведения администратора, который инициирует встречу группы по изучению ребенка. В эту группу часто входят педагог ребенка, его родители/опекуны, администратор и любой другой специалист, который может быть полезен при обсуждении проблем, с которыми сталкивается ребенок. Важно отметить, что этот процесс происходит не во всех школах Монтессори, но его можно использовать в качестве модели для руководства процессом.


Группа по изучению ребенка собирается, чтобы определить индивидуальные цели для ребенка и разработать план, который поможет ему успешно достичь своих целей в классе. Вспомогательные средства, используемые для помощи ребенку в достижении его целей, могут включать визуальное расписание, подсказки о предстоящих переходах или техники, помогающие справиться с сильными эмоциями. Традиционные стратегии, естественным образом возникающие в Монтессори-классе, могут включать предпочтительное размещение и увеличенное время. Существуют некоторые приспособления, которые Монтессори-педагоги могут сделать, чтобы помочь учащимся с отклонениями в психическом развитии, включая снижение уровня сложности, ограничение стимулов и обеспечение повторения. Некоторые традиционные Монтессори-уроки и занятия для детей в возрасте от 3 до 6 лет с особенностями в обучении могут быть адаптированы под ребенка. На втором, более интенсивном уровне поддержки, учащийся будет продолжать получать приспособления в классе, а также может получать индивидуальные инструкции от стороннего специалиста, такого как логопед, для обеспечения более целенаправленного исправления. Важно отметить, что в зависимости от ресурсов, имеющихся в школе, это может быть тьютор, которого родители должны организовать за пределами школы и которую, возможно, придется финансировать самостоятельно.

На протяжении всего процесса оказания помощи и поддержки члены команды по изучению ребенка будут продолжать внимательно наблюдать за ребенком, отслеживать его прогресс и регулярно встречаться для обсуждения выполнения плана и любых изменений, которые, возможно, потребуется внести в процессе. Цели также могут обновляться или заменяться по мере того, как ребенок будет продолжать прогрессировать. В случае, если ребенок не добился ощутимого прогресса после того, как меры поддержки были приняты и введены в действие, команда по изучению ребенка может рекомендовать родителям провести дополнительное тестирование своего ребенка, чтобы выявить любые конкретные проблемы с обучаемостью, которые могут присутствовать. Хотя диагноз не изменит индивидуальный подход к обучению в Монтессори- классе, лицензированный практикующий специалист может дать рекомендации по целенаправленной поддержке, которая позволит ребенку достичь более высокого уровня успеха в классе.


Систематические наблюдения, подробное ведение записей и индивидуальная поддержка, предлагаемые в классе Монтессори, являются ключевыми компонентами процесса обучения детей, поскольку они позволяют выявлять и поддерживать детей с отклонениями в психическом развитии. Практический подход к изучению Монтессори-педагогики, а также свобода выбора и движения, которые естественным образом существуют в Монтессори-среде, позволяют монтессори-педагогам заложить основу, которая может способствовать успеху многих учеников, в том числе тех, у кого есть особенности в обучении. Однако важно отметить, что бывают обстоятельства, когда педагогам может потребоваться дополнительная поддержка или руководство со стороны специалистов, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности ребенка с отклонениями в психическом развитии, например, когда среда Монтессори и ее материалы чрезмерно стимулируют.

Возможно, наиболее важно то, что подход Монтессори к образованию и к жизни, способствует любви, принятию, равноправию и справедливости. В Монтессори-классах по всему миру ценят и уважают людей любого расового, культурного и этнического происхождения. Точно так же дети признаются и принимаются за их уникальные таланты и отличия, а также за их индивидуальный потенциал и рост. Как напоминает нам Жаклин Коссентино, «монтессори-педагоги обучены воспринимать каждого ребенка как исключительного и, в ответ на это, высоко ценить гибкое индивидуальное обучение". Искренняя забота и преданность, которую получают ученики в Монтессори-центрах, обеспечивает уровень поддержки, не имеющий аналогов, и способствует обучению, росту, успеху, спокойствию и радости для всех в справедливой учебной среде.

Статья переведена с сайта Американского Монтессори Сообщества (AMS)



Как происходит развитие речи в Монтессори-классе?

01/11/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Развитие речи - это то, что происходит с ребенком с самого рождения. Даже в утробе малыш прислушивается к речи мамы и папы. Однако, систематизация понятий об окружающем мире - это более поздний этап, как и развитие грамоты.

Как видите, зоной развития речи можно заниматься на разных этапах развития ребенка. Такая она необычная и необъятная.

Мария Монтессори открыла очень важный аспект – ребенок не обучается через слова, он познает мир через действия. Это наша взрослая иллюзия, что “можно все ребенку рассказать, и он все поймет”. Но, чтобы он понял, ему нужно делать.

Монтессори-педагогика – молчаливая педагогика. Монтессори-педагог говорит мало. Так как же в классе развивают речь? Ведь по итогу в среде дети не только хорошо и качественно говорят, но еще и пишут, и читают.


Представьте себе слово “стол”. Каждый из нас познакомился с ним довольно рано. Но что это такое? Описать его словами достаточно сложно, весь столы бывают разных форм и размеров, из разных материалов. Получается, чтобы объяснить понятие, гораздо важнее выделить что-то общее у всех столов, выделить функцию и предназначение.

Монтессори-ребенок в среде много действует с предметами, которые хорошо систематизированы. Именно это помогает ему формировать четкую систему понятий об окружающем мире. Взрослый их называет и четко показывает, его слова ложатся на подготовленную почву.

Кроме того, в Монтессори-среде речь востребована, так как является инструментом общения и самовыражения. Ребенок сам решает с кем контактировать, с кем дружить, решает конфликты с другими детьми. При этом, класс разновозрастный, и у ребенка оказывается много “учителей” постарше, которые могут ему показать что-то новое, в том числе и назвать. Когда ребенок подрастет, он и сам займет позицию старшего и сможет обучать младших. При таких условиях отлично и эффективно развивается речь.


Письменная речь в Монтессори-среде тоже становится таким же инструментом. Если ты хочешь что-то кому-то сказать на будущее - напиши записку. Если ты хочешь, чтобы все узнали, что произошло событие - напиши объявление!

В какой-то момент ребенок делает для себя открытие – он когда-то рисовал окружающий его мир, но и речь, которой он пользуется – ее тоже можно записать. Поначалу это просто каракули, затем из них вырисовываются буквы и слова.


Монтессори-среда предоставляет ребенку определенные инструменты, которые помогают письменную речь эффективно освоить - сортировка предметов по звуку, шершавые буквы, подвижный алфавит, материалы, обучающие грамматике языка.

--

Автор статьи: Смирнова Надежда Николаевна.

Монтессори-педагог 3-6 (диплом AMS) и 6-12, Учредитель Международного института Монтессори-педагогики, психолог (диплом МГУ), автор и разработчик большого количества дидактических материалов, методических разработок и программ. Занимается подготовкой монтессори-педагогов в России с 1996г.





Что влияет на успешность адаптации?

30/10/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Адаптация - это активный процесс. Можно помочь себе и близким адаптироваться, если знать, что этому способствует. Эти условия подходят как эмигрантам в новой стране, так и детям в новом саду, так и педагогу в новом коллективе. Но, помните, нет универсальных советов - каждому поможет что-то свое. Экспериментируйте, не опускайте руки и пробуйте разное.

Что может помочь адаптироваться:

1. Внешние условия:

⁃ Совместная деятельность.

Новая деятельность вместе с другими людьми ускорит процесс - будь то рабочий проект или выезд за город. Для детей это совместные игры или занятия.

   ⁃ Достижение конечного результата.

Чувство удовлетворения от достижения результата, также способствует успешной адаптации.

   ⁃ Наличие общего пространства и личного пространства.

Важно, чтобы было общее безопасное пространство, где можно пообщаться, и личное пространство, где можно побыть одному.

   ⁃ Характер взаимоотношений в коллективе.

Безопасность, поддержка, заинтересованность в каждом также помогает.

   ⁃ Как соотносится система ценностей человека с ценностями группы.

Возможность найти группу людей, схожую вашим интересам и ценностям очень помогает адаптироваться.

2. Внутренние условия:

   ⁃ Личностные качества.

Тут можно много говорить о качествах характера, способствующих адаптации, но себя изменить непросто, да и не нужно. Мы уже сформировались такими, какие есть, и это ценно само по себе. Поэтому в этом пункте я хочу отметить навык, который можно развить в себе или у детей, чтобы облегчить процесс адаптации. Это гибкость поведения - умение действовать по-разному и умение замечать, что “вот сейчас я буду реагировать на автомате”, например, злиться, и, вместо этого, реагировать иначе.

   ⁃ Ценности личности и следование им.

Если вы продолжаете следовать своим ценностям, то это придаст вам много сил.

   ⁃ Тревожность и внушаемость. Эти качества характера, как и многие другие, осложняют адаптацию. Важно знать свои “ахиллесовы места” и ситуации, выводящие вас из себя, чтобы минимизировать стресс.

   ⁃ Активность.

Это очень важный пункт. Важно чувствовать, что штурвал вашей судьбы в ваших руках, идти к своим целям. Так и ребенок, сам решивший, что садик ему понравился, и он хочет туда ходить, адаптируется гораздо быстрее.

Эти критерии можно перекладывать как на ребёнка, впервые пришедшего в садик, так и на человека, переехавшего в новую страну.

Прежде чем бросаться в новые дела и процессы. Важно дать себе время отдохнуть и оглядеться. Вспомните, как ведет себя малыш пришедший в садик, как наблюдает за работой других, как это время наблюдения за другими важно для него. Дайте себе время и отдых, выдохните, посмотрите по сторонам. Вот увидите, скоро вдохновение снова вернётся в паре с новой активной деятельностью!

Напоследок хочу отметить три неочевидных аспекта адаптации:

1. Пока ситуация не устаканится, пока не перестанут меняться условия жизни - адаптация не случится.

2. Мы адаптируемся не к нормам, а к действиям людей, относительно этих норм и условий. Поэтому для нас очень важно наше окружение, не только как поддержка, но и как пример модели реагирования на изменившиеся условия.

3. Важна активная позиция человека как во внешних действиях, так и в проживании и рефлексии внутренних конфликтов и противоречий.

Ищите единомышленников и помогайте ребёнку находить новых друзей!

Предыдущая статья.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Поговорим о детских рисунках?

26/10/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Вы задавались вопросом, почему тоддлеры стараются раскрасить пространство вокруг себя - стены, которые родители недавно покрасили свежей краской, мамин паспорт, собаку?

К первому году жизни ребенок обнаруживает, что может оставлять следы, благодаря действиям своего тела. Это называется “идея следа”. 

Следы - это подтверждение того, что “я есть в этом мире”. Это территориальное поведение. Люди постоянно сообщают миру о своем присутствии разными способами - вешают ленточки и замочки на мосты, пишут надписи “здесь был…”, оставляют граффити.

Поэтому маленький ребенок и стремится рисовать на обоях. Таким образом, он помечает свою территорию - “я здесь есть!”. Причем, не только обои, но и важные предметы родительского быта. Например, разрисовывает мамины документы. Так малыш пытается оставить след на том, что важно маме. Он как бы говорит: “Обрати внимание на меня, я тоже важен”. 

Наверняка вы замечали, что многие родители раздражаются на такое проявление их чада.Чаще всего в итоге запрещают рисовать и запугивают. А иногда относятся попустительски, разрешая раскрашивать все и всюду, тем самым компенсируя строгое воспитание родителями их самих. Эффективность всегда где-то посередине. Важно ввести ребенка в культурный контекст. “Да, ты можешь рисовать, но вот в этом месте, а в этом нельзя”. Дайте ребенку чистый лист бумаги для оставления следов или выделите отдельную стену для рисования. 

Для ребенка то, как вы относитесь к его рисунку = как вы относитесь к его телу. Отнеситесь к этому этапу оставления следов, как к важному виду деятельности. 

Через рисунок ребенок переводит свой психический невидимый мир в мир реально материализованный. Нам, как педагогам и как родителям, важно научиться это анализировать.

--

Из лекции Кузнецовой Т.В. “Творчество у тоддлеров”

Учитель начальных классов, психолог, монтессори-педагог с 2002 г. Один из создателей монтессори-сада в г. Ревде, ответственный секретарь ММА (2007-2008), организатор межрегиональных конференций и выставок.


Об адаптации

21/10/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Сейчас, когда наша жизнь стремительно меняется, когда каждый день приходится сталкиваться с тревожными новостями - мы все больше приходим к мысли, что наша жизнь изменилась, и теперь нужно адаптироваться к новым условиям. Цель этой статьи - рассказать про адаптацию, про то, что может помочь адаптироваться как взрослому, так и ребёнку. Адаптация - с позднелатинского “прилаживание, приспособление”. Термин возникает из биологии. В социальной психологии адаптированным считается человек, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие, не нарушены. Мне нравится идея разделения адаптации на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - это когда личность приспосабливается к внешним проблемным ситуациям и новым условиям жизни, а внутренняя - когда разрешает внутренние конфликты, связанные с новыми условиями. Обычно обращают внимание только на внешнюю часть. Как по мне, важно смотреть, как человек проживает новый опыт, как он решает внутренние конфликты, например, между желаниями и долженствованиями, страхами и виной и т.д.

 Стадии адаптации: 

 1. Ориентировочная стадия 

 Противоречие между представлениями, ожиданиями и реальным положением дел. Вы попали в новые условия, но действуете и думаете как раньше. Сначала надо осознать, что ситуация изменилась. И чем это быстрее произойдет, тем менее травматичным будет опыт. Ведь ригидное поведение, приведет к неудачам. Но не все так просто, ведь психические защиты не позволяют в полной мере осознать ситуацию. И часто в ситуациях с двумя неприятными выборами, например, остаться в стране, где идут боевые действия, и столкнуться с негативными последствиями от переезда - мы скорее будем выбирать бездействие, даже если последствия будут в худшем сценарии более драматичными. И, несмотря на все это, в какой-то момент, мы понимаем, что важно изменить наше поведение, ведь дальше действовать, как раньше, больше нет возможности. И приходится действовать. Вспомните, как вы проходили через эти этапы раньше, когда пошли в школу, переехали в другой город, устроились на новую работу. 

 2. Стадия истинной адаптации. 

 Когда условия жизни изменились, появляются новые требования. Сначала человек оценивает соответствие выдвигаемых требований и как другие люди на это реагируют - соблюдают или нет. Осознав реакцию на требования, человек вырабатывает свою стратегию общения и поведения. Важно, что мы адаптируемся не к требованиям, а к реакциям других людей на изменившиеся требования. Так ребенок адаптируется не столько к правилам и нормам сада, а к тому как другие дети реагируют на них. Отсюда важность социального окружения в период адаптации! 

 3. Стабилизация. 

 Рано или поздно мы приходим к балансу, но если выдвигаемые требования постоянно меняются и из-за отсутствия стабильности, а мы находимся в постоянном стрессе, то состояние адаптируемости так и не наступит. И причина снижения чувствительности ко всему происходящему может быть уже в переизбытке стресса и в развитии посттравматического синдрома. В следующей статье мы поговорим об успешной адаптации и от чего она зависит.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Стратегии решения конфликтов

13/10/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Представим ситуацию - идет занятие в Монтессори-классе, и тут два ребенка начинают кричать, ругаться и даже уже почти дерутся. Хочется быстро решить их конфликт, чтобы не мешали работать другим детям, и сами мирно продолжили заниматься. Что же делать? Можно вывести детей в коридор, расспросить их о ссоре и предложить варианты решения. Или отвести за стол переговоров и модерировать их разговор. Понятно, что последний вариант лучше всего, но он и трудозатратнее, и занимает больше времени, и может всегда скатиться к тому, что педагог выслушает детей и предложит решения. Так вот, чтобы этого не случилось, и нужна эта статья.
 
Понятно, что у детей, как и у взрослых, часто бывают конфликты. Конфликт – это наиболее острый способ решения противоречий. Всегда сначала возникают противоречия в интересах, целях или взглядах, а потом, если противоречия не удалось разрешить, возникает конфликт.
 
Можно ли избежать противоречий? Нет. Мир так устроен, что у людей всегда будут противоречия. Самый банальный пример - тропинка, на которой нельзя разойтись. Но не каждое противоречие приводит к конфликту, многое зависит от участников.
 
У нас есть правила приличия, нормы, традиции, ценности, опираясь на которые мы можем избежать конфликтов. Например, правила дорожного движения - отличный способ не превратить противоречия в конфликт. Когда мы говорим про умение решать конфликты, то часто имеем в виду умение решать противоречия, то есть не доводить до конфликта, до острой фазы.
 
Дети интуитивно учатся решать противоречия и помогают друг другу решать конфликты. Часто можно заметить, как старший помогает младшим детям договориться. И их собственный опыт, конечно, важнее и полезнее, чем совет педагога (который они забудут на завтра), но важно, чтобы опыт был успешным.


Для этого разберем стратегии поведения детей при решении конфликтов:   

1. Приспособление. 

Один ребенок начинает во всем соглашаться с другим, хотя имеет свое мнение, которое не высказывает. Чем плохо? Во-первых, если вдруг ребенок перестанет молчать, то может случится сильный конфликт. Во-вторых, личность ребенка сейчас формируется, и эту стратегию он сможет пронести через всю жизнь, а это не сделает его счастливым. Но есть и плюсы, важно уметь иногда приспосабливаться под чужие интересы, если этот человек важен. Так, например, дети договариваются - “давай сейчас будет по-твоему, потому что ты мой лучший друг” (правда часто добавляют, “а потом будет по-моему”). Родители и педагоги навязывают эту стратегию, когда говорят, что надо делиться.   

2. Избегание. 

Отличие от приспособления, что ребенок просто уходит от конфликтной ситуации. Например, просто идет играть в другое место. Понять, что тут есть конфликт можно по эмоциям ребенка, если его поспрашивать. В данной стратегии есть тоже свои плюсы и минусы. Как вы думаете, какие? Родители и педагоги навязывают эту стратегию, когда говорят, что конфликты это плохо и когда наказывают за конфликты.  

 3. Компромисс. 

Это приемлемое для обеих сторон решение. И самая частая стратегия у педагогов. Поиграй немного ты, потом поиграет он. Разделите конструктор напополам и играйте. Минус, что обе стороны могут остаться недовольными, потому что получили только часть того, что хотели. Плюс, что обе стороны могут быть довольны, потому что получили хотя бы часть того, что хотели.  

 4. Соперничество. 

Это и есть канонический конфликт. При соперничестве один ребенок противостоит другому. И это может быть как разово, так и постоянно. Например, если в игре возникают конфликты, то только между ними. Это может постоянно мешать играм, зато тренирует настойчивость и умение конфликтовать. Чинится такое соперничество долго. Если ребенок начал выбирать эту стратегию, то переключится на другую будет для него сродни поражению.   

5. Сотрудничество. 

Это взаимовыгодное решение. Что-то вроде “а давай играть вместе”. Но отличается от компромисса тем, что оба участника довольны, еще и в плюсе остались. Но, возможно не всегда, да и не всегда им это надо. Теперь мы стали замечать больше конфликтных ситуаций и видеть какую стратегию выбирают дети. Это можно обсудить с ними (на доступном языке), спросить, нравится ли им их стратегия, довольны ли они результатом? Хотят ли они попробовать по-другому, может, результат им больше понравится?   Нет плохих стратегий, а есть ригидность (негибкость) поведения, когда дети или взрослые повторяют одну и ту же стратегию, причем не успешно. А мы за гибкое поведение. Ведь невозможно представить жизнь без конфликтов, конфликты - это важная часть поведения человека. В конфликтах проявляется личность ребенка и в конфликтах она во многом формируется.

Предыдущая статья

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Педагог должен быть еще и конфликтологом

10/10/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Почему-то этому не учат и часто обходят стороной эту часть работы. Педагогика - это обучение и воспитание. С этого начинается любой курс педагогики. А воспитание - это, по сути, помощь ребёнку в социализации, принятие норм и правил, способов общения и взаимодействия с людьми в нашем обществе. Всему этому ребенок может научиться и сам (а некоторые учителя этому могут даже мешать, показывая ужасный пример и нарушая этику общения и уважения к личности), но как бы у нас «повелитель мух» не получился.   

Так вот любое взаимодействие с людьми, любое освоение норм и правил, да и все связанное с моралью включают в себе конфликт. И педагог ежедневно в своей практике сталкивается с конфликтами:    

1. Между детьми  

2. Между детьми и взрослыми  

3. Между взрослыми (коллеги, родителями, руководством)   

Конфликты могут возникнуть при любых противоречиях в мотивах, они неизбежны. А если педагог не умеет их решать, избегает, или, что чаще, не проявляет гибкого поведения и всегда решает их одним неосознанным способом, то происходит три вещи:    

1. Конфликты не решаются, а только откладываются и бесконечно повторяются.  

2. Дети не научаются решать конфликты, а лишь оттачивают свой адаптивный способ (истерят, например, и продолжают истерить).  

3. Адаптивные стратегии педагога закрепляются, усугубляются, что приводит к выгоранию и профессиональной деформации (например, педагог оттачивает стратегию грозного рыка или напряженного молчания).


Выход - учимся конфликтологии. 

Важно, чтобы педагоги умели:  

1. Осознавать конфликт. Включать внимание перед тем, как пуститься в справедливую ярость или куда там вы ходите, когда выходите из себя.  

2. Проявлять гибкое поведение. Иметь несколько стратегий поведения в конфликте.  

3. Не забывать про базовую этику и ценности.  

4. Иметь хорошую установку. Например, что каждый конфликт меня учит чему-либо, но и про свои права не забывать.

  Если мы будем соблюдать эти условия, а еще и разбирать сложные ситуации в группах (интервизия, супервизия), посвященных этой цели, то однажды почувствуем удовлетворение от самых сложных моментов педагогической практики - удовлетворение от пережитых конфликтов.

Стратегии решения конфликтов обсудим в следующей статье.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.



Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв