Что за границы, которые не держат родители?

16/02/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Термин «границы» давно поселился в психолого - педагогическом сленге, но не всегда распространен среди родителей.

Разные типы неврозов и действия педагогов

08/02/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

1. Истерический невроз

Боль у такого ребенка вызывают ситуации, когда не происходит так, как он хочет. А ребенок уверен в том, что все (или что-то определенное) должно быть именно так, как он себе представлял.

Неврозогенез. Как это работает и что делать?

30/01/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

В прошлых статьях мы говорили о том, что особенности детско-родительских отношений формируют предрасположенность к неврозам определенного типа.

Типы неврозов. В чем суть?

18/01/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

В разных методах неврозы рассматриваются по-разному. Я расскажу про классификацию, которая разрабатывалась отечественным психологом В.Н. Мясищевым и его учениками. Об этой модели и поговорим.

Прививка от вредных советов психологов типа меня

08/01/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Для того, чтобы разбираться в психологических статьях и советах психологов совершим небольшой экскурс в методологию науки.

Создаем новогодние семейные традиции в духе Монтессори

29/12/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Новый Год - пора волшебства, когда хочется верить в чудо и наслаждаться временем с близкими. Предлагаю несколько идей, которые могут стать замечательными ежегодными традициями.

Семейное зимнее чтение

В каждом монтессори-классе есть читательский уголок. Обычно он выглядит очень уютно: лампа для чтения с теплым светом, аккуратная полочка с детскими книгами, пушистый коврик для ног, удобное креслице. Такая атмосфера побуждает детей читать с радостью и упоением. Хорошо, когда и дома есть такое местечко, где можно погрузиться в книгу вместе с мамой и папой. “Год, полный чудес” Ш.Кляйн, “Снежный медведь” Ш.Тейлора, “Снежный призрак” Т.Миттона, зимние истории про котенка Шмяка Р.Скоттона, “Рождество в домике Петсона” С.Нурдквиста - читайте каждый день перед заветной ночью, окутывая друг друга теплой атмосферой, а в Новый Год выберите максимально новогоднюю историю ( а еще ее можно придумать и написать самостоятельно, дополняя каждый год всей семьей).

Театр теней

Уютные темные вечера как никогда располагают к тому, чтобы творить сказку. Есть два варианта театра - камерный и развернутый. Для камерного вам понадобится коробка (она станет рамкой для представления), светлая пергаментная бумага и фигурки, которые нужно вырезать из черного картона (их лучше всего приклеить ПВА к деревянным шпажкам).

Для развернутого театра понадобятся только фонарик и фигурки. Погасите свет, направьте фонарик на стену, и… сказка оживет с приходом первой тени! Обязательно составляйте историю вместе с детьми - придумывайте героев, сочиняйте сюжет, вырезайте фигурки тоже вместе. Получившуюся историю здорово показать родственникам или записать на память, чтобы пересматривать, когда дети вырастут


Новогодние лакомства

Любимейшее занятие многих детей в классе - готовка! Так почему бы не воплощать это дело и дома? Тем более, помимо сближения с родителями и развития координации движений ребенок почувствует еще и ответственную включенность в жизнь семьи.

Начните с простого и готовьте вместе - вафли, блинчики, имбирные печеньки, сварите детский глинтвейн, растопите домашнюю карамель на палочке. Эти блюда не требуют большого количества ингредиентов и звания шеф-повара. А когда малыш приноровится, дайте ему возможность самостоятельно приготовить блюдо для гостей. Представляете, сколько у ребенка будет радости и гордости за себя! А у вас за него.


Ярмарка

Монтессори-дети постоянно придумывают что-то новое, орудуя всеми доступными материалами для творчества в классе. Из шишек можно сделать украшение для класса, вышить нитками имя друга и подарить, сплести браслет из бисера и бусин, сделать деревянное украшение при помощи домашнего столярного станка.

Всей семьей можно изготовить массу тематических изделий: гирлянда для дома, снеговички из помпонов, деревянные подставки под горячее, расписанные акрилом, помпоны-снежинки из салфеток для украшения комнаты. Вариантов масса, главное объединиться и уделить творчеству пару предновогодних вечеров.

Затем можно пригласить друзей и родственников с детьми (заранее оповестив их, чтобы они успели подготовиться) и устроить ярмарку. Плата за изделия не обязательно должна быть в деньгах, это могут быть и услуги - сделать массаж или угостить принесенным пирогом взамен на поделку. Таким образом, дети обменяются своим творчеством с любимыми людьми и, что очень важно, почувствуют его ценность.


--

Автор статьи: Ирина Савченко, Монтессори-педагог 3-6




Создаём праздник: как создать традиции в своей семье

26/12/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Благословений в это время года предостаточно, поскольку мы готовимся провести долгожданное время с близкими. Распорядок, который у нас есть в праздничное время, — это наши традиции, ритуалы и праздники, которые мы часто предвкушали, когда сами были  детьми. Теперь наши дети испытывают волшебную энергию этих традиций и распорядка, и у нас есть привилегия и радость создавать и курировать этот опыт для них. Какую прекрасную роль мы сыграем в формировании впечатления о праздниках для наших детей, которое они, вероятно, перенесут во взрослую жизнь и передадут своим детям.

 

Не секрет, что, хотя это время года является священным по многим причинам, оно часто сопровождается изрядной дозой эмоционального выгорания для родителей. Чтобы справиться с подавляющим характером наших многочисленных праздничных будней, мы можем использовать наше намерение как инструмент, который поможет сделать и сохранить яркий период. Намерение может создать для нас пространство, в котором мы можем расслабиться в настоящем моменте и порадоваться рутине, которая нам так дорога. Намерения дают нам практический результат, поэтому мы можем сосредоточиться и расставить приоритеты. То, что не поддерживает наше намерение, можно пропустить, и наша цель станет ясной. Сосредоточение внимания на наших решительных намерениях может уменьшить подавляющие моменты и обеспечить повышенное чувство покоя, присутствия и силы, когда мы продвигаемся по своим делам.

 

Определение приоритетов потребностей нашего ребенка при установлении намерений в это особое, но потенциально хаотичное время, спасает нас от предотвратимых кризисных моментов. Дети легко становятся неуравновешенными, когда происходят постоянные изменения. Им нужно, чтобы мы распознавали, когда возникает эта дисрегуляция, чтобы мы могли предложить поддержку. Их чувства и реакции во время «праздничного волнения» практически гарантированно будут отличаться от наших, поэтому вместо того, чтобы двигаться в соответствии с тем, как мы себя чувствуем, нам лучше представить, как они могут себя чувствовать, и обратить внимание на их признаки бедствия. Если наше намерение состоит в том, чтобы делать меньше, чтобы дети могли получать больше удовольствия, тогда мы можем расставить приоритеты в их потребностях, рассматривая вещи с их точки зрения и одновременно предвидя их трудности до того, как они произойдут, и подготовив то, что необходимо, если / когда они возникнут. Установите свою нижнюю линию и начните с конца. Сосредоточьтесь на том чувстве, которое вы хотите, чтобы вы и ваши дети испытали во время каникул. Это даст перспективу при планировании ваших праздников, а также в трудные моменты подавления.


Общайтесь и создавайте план вместе. Дети жаждут быть вовлеченными в события своей жизни. Эта истина очень полезна при планировании праздничного распорядка и требует от нас четкого и частого общения. Цель состоит в том, чтобы вовлечь их в ожидание и планирование, чтобы с ними не просто что-то происходило, а чтобы они сами участвовали в этом процессе. Когда они знают, чего ожидать, они могут оставаться приземленными, более присутствующими и, в конечном счете, могут еще больше наслаждаться всем происходящим. Чем больше радости и веселья мы, как родители, можем получить в это время планирования, тем более волшебным будет впечатление для нашего ребенка. 

·        Начните обсуждать и отвечать на вопросы о планах на праздники заблаговременно.

·        Для маленьких детей разговоры о предстоящих событиях могут происходить во время езды в машине, за обеденным столом, во время купания, на прогулке или в любое время, когда мы расслаблены и проводим время вместе. Они усвоят порядок планов, подробно обсуждая, что они будут делать, кого они увидят, где они будут, как они туда доберутся и т. д.

·        Дети постарше могут помочь записать семейные события в  календарь и вместе написать списки покупок и дел. Спросите их, какие традиции важны для них, и составьте план, когда каждая из них будет реализована.

 

Поместите свои ожидания в возможности вашего ребенка. Праздники могут быть чередой непоследовательных событий, которые могут быстро повергнуть детей в хаотичное проявление и внешнее состояние. Мы стремимся быть чувствительными к их нарушенному порядку.

·        Упростите планы на праздники, чтобы позволить себе отдых и перезагрузку между событиями.

·        Заранее подумайте, что вам и вашим детям понадобится, чтобы преуспеть в суете, больших семейных собраниях, частых поездках и т. д.

·        Уделите безраздельное внимание. Мы часто являемся самым эффективным, заземляющим лекарством для нашего борющегося ребенка. Корегуляция помогает им успокоить свое тело и эмоции.

·        Проявляйте чуткость к их темпераменту (независимо от того, стесняются ли они членов своей семьи или очень активны, и едва замедляются, чтобы поесть).

·        Создайте структуру.

·        Планируйте время и места, чтобы дети могли побыть в одиночестве или отдохнуть от деятельности и семьи.

·        Держите их уровень сахара в крови стабильным, имея под рукой много свежих фруктов.

·        Ставьте связь с ними превыше всего. Позвольте удовольствию от процесса возобладать над любым желаемым результатом.


Окружающая среда – наш лучший помощник. Сидим ли мы дома или путешествуем, наше окружение является наиболее полезным инструментом для создания успешного праздничного распорядка.

 

Дома:

·        Меняйте книги и игрушки, чтобы они соответствовали сезону и праздникам.

·        Дайте детям пространство для творчества.

·        Организуйте места, где они могут позаботиться о себе и окружающей среде (например, убирать со стола в низкий ящик посуду, поливать растения, пользоваться метлой, сортировать и складывать белье), а также все, чем они могут заниматься самостоятельно.

·        Семейные мероприятия также являются прекрасным дополнением в это время года, и пригласить детей принять участие во «взрослых» частях праздников — это прекрасный способ создать воспоминания на всю жизнь.

 

Если путешествуете:

·        Организуйте пространство так, чтобы дети могли быть как можно более независимыми.

·        Помогите им добраться до унитаза и умывальника, дайте им доступное место для одежды и верхней одежды, подготовьте место, где они будут спать, и разместите поблизости их ценные вещи.

·        Посмотрите, есть ли место, чтобы создать тихое место для занятий, где дети могут сделать перерыв или заняться чем-то, когда они хотят или нуждаются в этом.

·        Даже младенцев можно познакомить с новым пространством, устроив экскурсию и показав, где что находится.

 

Намеренное введение в праздничный распорядок с учетом потребностей детей может проложить путь к радостному совместному времяпрепровождению. Мы всегда можем стремиться предложить волшебство и смысл этого времени года нашим детям  таким образом, чтобы они могли чувствовать себя ценными и в безопасности.

 

Ссылка на источник: https://amshq.org/Blog/2022-12-12-The-Awakened-Holidays


Неврозогенез

22/12/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Поговорим о неврозогенезе. Об этом полезно знать и родителям и педагогам, чтобы не усложнять жизнь детям и разобраться в себе.

Неврозогенез - процесс формирования невроза. Невроз - это психическое заболевание, которое лечится с помощью психотерапии. Если его запустить, то это приведет к последствиям, вплоть до психиатрии (лет через 10). Заболевание возникает у взрослых. Но предпосылки его формируются в детстве. Вот об этих предпосылках и поговорим.

Часто, разбирая с клиентом его детство, видишь как формируются те трещинки, где будет потом надлом, когда человек окажется в трудной жизненной ситуации. А наблюдая за развитием ребёнка в детском саду, за его отношениями с родителями, можно предположить как он будет развиваться, какие ситуации будут трудными для него, и какого типа невроз будет у него, если все пойдет по худшему сценарию.

В будущем обязательно будет чудесная диагностика, рассказывающая о когнитивной-эмоциональных-поведенческих паттернах человека, о том, какие трудности его ожидают в жизни. Словно “правила эксплуатации” личности, по которой будет понятно, какие конфликты могут случиться с этим человеком, начни ты строить с ним взаимоотношения. Но пока остаётся только познавать себя самим.

В разных методах психологии неврозы понимаются немного по-разному. Но объединяет их все то, что это заболевание. Оно психическое, но может вызывать физические симптомы: боли, странные ощущения в теле, сильное сердцебиение, панические атаки и многое другое, на что способна будет психика. Симптом часто не связан с типом невроза, а нужен только для того, чтобы отвлечь сознание от невыносимого страдания.

А вот что вызывает страдание и почему - это самое интересное!

Идея в том, что в процессе воспитания у детей формируется характер и появляются свои «ахиллесова пяты» (если можно так сказать) - ситуации максимально непереносимые и тяжелые. И если ребенок сформировался совершенно к ним не приспособленным, то, столкнувшись с ними во взрослом возрасте (или в старшем подростковом), когда родители не смогут помочь, его психика скажет: «ой, все у меня лапки, сами это вывозите» и включит паническую атаку, чтобы избежать встречи с этой ситуацией.


И теперь, чтобы вылечиться и избавиться от этого симптома и от невроза, нужно будет вместе с психотерапевтом год или два раз в неделю идти туда, куда страшно, и заново перестраивать свою личность. А это болезненный и трудный процесс. И самое, возможно, стыдное и неприятное о себе придется принимать и как-то с этим учиться жить. Для этого важно будет не избегать болезненных чувств и болезненной информации о себе. Важно чтобы было больно. Прожить эту боль, хоть это будет очень непросто, да и психика будет стараться защитить и отвлечь. Но мы-то знаем, что от проживания чувств никому не становилось хуже, хуже становилось лишь от попытки их избежать.

Поэтому и поможет от невроза только психотерапия, а медицинское вмешательство будет бессильно. А ещё может помочь воспитание, как профилактика неврозов. Вот об этом и поговорим дальше, а ещё о том, какого типа бывают неврозы и как предпосылки неврозов формируются у детей в детском саду.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Как построить домашнюю библиотеку для вашего монтессори-ребенка

10/12/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Результаты исследования: домашняя библиотека для вашего ребенка приносит пользу его образованию. Дети с домашними библиотеками часто более успешны в учебе, имеют более высокий уровень грамотности и даже лучше развивают математические и технологические навыки (подробнее). Когда дети маленькие, их домашняя библиотека может быть тихим местом для чтения один на один вместе с родителями. Совместное чтение всего по двадцать минут в день увеличивает словарный запас, внимание и даже творческие способности (подробнее). Эти навыки способствуют более высоким академическим успехам и, как предполагает одно исследование, более высокому IQ.

Для создания содержательной домашней библиотеки ребенку, родители должны сначала честно взглянуть на свои собственные привычки чтения. Родители – первый пример для подражания своего ребенка. Важно следить за своими привычками в отношении развлечений. Это цифровые видео или игры? Что ваши дети узнают о вашей любви к книгам? Если родители относятся к чтению вместе со своими детьми как к рутине, ребенок, скорее всего, примет такое же отношение. Но родители могут изменить свои привычки и стать образцом для подражания, подходить к чтению с позитивным настроем и интересом. 

 

Создание домашней библиотеки

Детям не нужно большое пространство для библиотечного уголка. Подойдет уголок с удобным креслом и полкой. По мере того, как они становятся подростками, юные читатели будут сами определять, как они хотят, чтобы уголок расширялся. Подростки часто размещают свои книжные полки в социальных сетях. Их книги стоят на полках рядом с соответствующими товарами, включая такие игрушки, как LEGO и куклы POP.

В раннем возрасте держите настольные книги вашего ребенка в корзине, до которой легко дотянуться. Книги должны быть легко доступны для быстрого развлечения, а не экранного времени. Когда они пойдут в дошкольные учреждения, добавьте к ним небольшой стол для рисования с бумагой, фломастерами, мелками или карандашами. Часто чтение или перелистывание картинок в книге может вдохновить ребенка нарисовать или написать собственную интерпретацию истории.

По мере того, как вы продолжаете пополнять домашнюю библиотеку своего читателя, рассмотрите приведенные ниже стратегии, которые помогут расширить возможности его домашней библиотеки:

 

·       Создайте обмен книгами с друзьями вашего ребенка

Это может быть полезно для детей, которые быстро читают.

·       Сохраните любимые книги вашего ребенка

Когда они станут старше, они, возможно, захотят пересмотреть историю из-за эмоциональных переживаний, которые она вызывала, когда они были младше. Если у вас есть свободная комната или чердак, соберите коробку или две их любимых вещей и храните их. Возможно, когда-нибудь и ваши дети захотят передать эти любимые истории своим детям.

·       Разрешить детям выбирать книги, которые они еще не могут читать

Многие научно-популярные книги содержат плотный, информативный текст. Юные читатели с удовольствием рассматривают картинки и начинают читать слова.

·       Добавьте книги, которые ваш ребенок выбрал для себя

Детям нравится автономия выбора того, что они хотят читать, помимо школьных заданий.

·       Добавьте любимую книгу из детства

Это будет лучше работать с детьми младшего возраста и может создать личный опыт, когда вы поделитесь с ними своими детскими воспоминаниями.

·       Создайте небольшую бесплатную библиотеку

Если ваш ребенок любит читать и накопил огромную коллекцию книг, спросите его, какие из них можно раздать. Ему может понравиться идея поделиться книгами, которые он перерос, с младшими детьми.

·       Создайте книжный клуб или присоединитесь к нему

Некоторые родители могут организовать ежемесячный книжный клуб для своих детей, или местная библиотека может предложить детский книжный клуб. Книжные клубы знакомят вашего ребенка с другими читателями и новыми жанрами. Они также развивают навыки обсуждения.

·       Разрешить оставлять книги дома

Большинство из нас, как дети, так и взрослые, тянутся к самой близкой форме развлечения. В настоящее время это обычно экран. Измените эту привычку, предоставив ребенку место для книг в непринужденной обстановке, а его книги не размещайте на диване и кухонном столе.

·       Дарите книги в подарок

На дни рождения или праздники подарите ребенку последнюю книгу из той серии, которую он читает. Или выберите научно-популярную книгу на любимую тему.

·       Создать книжный трекер

Некоторые дети захотят отслеживать названия, которые они прочитали. Спросите их, что они об этом думают. Младшие дети могут вести дневник или, если они достаточно взрослые, вы можете заглянуть в цифровые журналы чтения, где они могут писать отзывы. В любом случае, отслеживание заголовков не должно стать рутиной. Отпустите его, если ваш ребенок больше не хочет этого делать.

 

Доказано, что домашние библиотеки способствуют успеху в учебе, но домашняя библиотека — это не только чтение; это также касается собственности и коллекционирования. Имея это в виду, будьте осторожны с ребенком, который не хочет отдавать часть своей коллекции, чтобы освободить место на полке. Добавьте полку или упакуйте излишки. Старайтесь оставаться гибким. Кроме того, если нет возможности выделить дополнительное место для книг, альтернативой может быть более частое посещение библиотеки или предоставление ребенку специальной электронной книги. Домашняя библиотека часто является любимым и безопасным местом для ребенка. Осознание этого и уважение эмоционального аспекта пространства может помочь им пройти через детство в юность.

Оригинал статьи

Одна простая гениальная мысль М.Монтессори

06/12/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Мария Монтессори считала, что у педагогики есть две задачи. Это помощь в развитии и помощь в адаптации ребёнка. Так и шагаем мы по жизни, где шаг одной ногой - развитие, стремление к новому, а второй - адаптация к тому, что окружает нас. И нет человеческому существу покоя.

Но если задуматься, то адаптации уделена значительная роль в данном методе совсем не просто так. Ведь весомая часть нашей жизни - это адаптация. Адаптация к саду, школе, работе, к новому городу или стране, к новым отношениям и людям вокруг. Но что поможет адаптироваться?

Мария Монтессори считала, что фундаментом адаптации является одна простая идея.

Сейчас остановитесь, и, не читая дальше, напишите в комментарии, что вы считаете фундаментом адаптации? Что будет способствовать более успешной адаптации к новым условиям в жизни человека?

Написали? Я бы, не читая статьи Марио Монтессори «Человеческие тенденции» написал бы , что самое важное - это безопасность и поддерживающая обстановка или интерес к новому опыту и окружению.

Но у Марии Монтессори все гениально и просто. Как в задачках, где вместо того, чтобы совершить множество действий, нужно изменить всего лишь одну незначительную деталь, и ситуация сразу изменится. Итак. Фундаментом по Марии Монтессори является вера в людей. А именно благодарное и уважительное отношение к человечеству. Что-то вроде базового доверия к миру, но конкретнее. Это чувство благодарности и уважения к конкретным людям и даже тем людям, которых мы не знаем. Кто-то сшил для нас одежду, которую мы носим, кто-то собирал на заводе наш смартфон, кто-то покрасил в красивый цвет калитку, через которую каждый день ваш ребенок заходит в садик. Это такая паутинка - за какую ниточку не потяни, конца не найдёшь.

Это рассуждение напоминает дзен загадку. Кто помог тебе прочитать этот текст? Родители или учителя? Или сборщик на китайском заводе, собирающий айфон? Или византийских монах, придумавший славянский алфавит? Так можно продолжать долго. Очень долго. И ведь в конечном итоге, все эти люди повлияли на нас и помогли нам. Представьте такую суперсилу, когда, смотря на вещи, на людей, на культурные продукты, вы будете видеть их историю. Видеть как переплетаются судьбы миллионов людей, как происходят взлеты и падения, как проходят целые жизни, наполненные самоотверженным трудом, чтобы у нас в руках появился, например, этот телефон, через который вы читаете статью. И как наша жизнь вплетается в этот океан. Как то маленькое дело, которое мы делаем, становится каплей, незаменимой каплей в огромном море жизни.

Вот и выходит, что нельзя не замечать, как многого людей поучаствовали в нашей жизни. И это важно ценить и за это можно быть благодарным. И эта установка, эта преднастройка - лучший фундамент для адаптации. Простое, базовое ощущение, что «человечество достойно не только уважения, но и благодарности и почтения». Тогда хочется доверять людям, хочется благодарно восхищаться ими. С этой установкой уже не работает яд пропаганды. С такой установкой никак нельзя оправдывать никакую войну. С такой установкой можно только любить и радоваться. И это лучший фундамент для адаптации.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв