Часто родители обращаются к психологу с жалобой на агрессивность у детей. Агрессия (или по простому злость) - это неоднозначное чувство. И не только у детей могут быть проблемы с выражением агрессии. Часто и родители имеют с этим чувством непростые отношения.
И тут есть две причины:
1. Агрессия - биологически заданное чувство, но социально табуировано. Т.е. мы испытываем злость, а проявление агрессивного поведения осуждаются в обществе.
2. В процессе взросления ребёнок учится быть со своей агрессией, чувствовать и проявлять ее. В определенные периоды агрессивность у него повышается, и это очень важно для развития ребёнка и выполнения возрастных задач.
Важно ещё знать, что трудности с агрессией могут быть как в проявлении чрезмерного агрессивного поведения, так и в подавлении агрессивного поведения. И тут ещё вопрос - что из этого хуже.
Вот и получается, что, чтобы не было у ребёнка трудностей с агрессивностью, нужно:
1. Понимать и принимать, что злость есть в нас.
Это полезная эмоция. Для этого посмотрите научпоп про агрессию, сходите к психологу, обсудите с друзьями и знакомыми эту тему. Злиться это хорошо и полезно, вопрос как это делать.
2. Учиться распознавать ее в себе.
Сходите на тренинг по работе с агрессией, начните вести дневник, делайте различные упражнения (например, сёрфинг эмоций), понаблюдайте с какими ощущениями в теле у вас связана злость, нарисуйте свою злость. Если есть трудности с распознаванием - проработайте эту тему с психологом.
3. Подробнее распознавать и называть.
Разбейте чувство злости на три ступени (например: раздражение, злость, гнев). Учитесь распознавать на какой вы ступени. Понаблюдайте, что вы делаете, будучи на той или иной ступени. Когда именно вы выходите из себя? Как? Пока просто понаблюдайте. Можно записать наблюдения в дневник.
4. Найти способы эффективно справляться с гневом.
Попробуйте действовать по-новому. Задача проявлять злость, называть злость и причины злости, делать что-либо, что помогает пережить сильную эмоцию, но при этом не вредить себе и окружающим (спорт, физические упражнения, уборка). После того как прожили сильную эмоцию, приступать к решению проблемы.
5. Понимать, что дети имеют право злиться.
В психоанализе злость считается одной из 2х базовых эмоций. И считается, что 50% проблем у человека из-за трудностей в проживании и проявление агрессии. Научите вашего ребёнка злиться без вреда себе и окружающим.
6. Помочь ребёнку распознать в себе злость.
Помним про ступени злости. Учим называть эти состояния.
7. Дать презентацию, что делать.
На своём примере или на примере героев книг, мультиков, фильмов. Обсуждаем в спокойном состоянии.
Если же ребёнок злится, то:
⁃ Называем чувство, причины, поддерживаем его в его чувстве. «Ты сейчас очень злишься, потому что мы не покупаем тебе игрушку. Я тоже злюсь, когда то, что я хочу, не получается купить». «Так злишься, что даже хочется … топать, давай потопаем. Как сейчас себя чувствуешь?». «Сейчас мы не можем купить эту игрушку. Давай подумаем, что можно сделать». И вот вы уже вместе рассуждаете про письма Деду Морозу, вместо того, чтобы кричать друг на друга в супермаркете.
Цените чувство злости у себя и у детей! Если уметь проживать злость, то это оказывается очень полезное чувство, сильно облегчающее жизнь!
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Сейчас мы все проживаем непростое, можно даже сказать сумасшедшее, время. Оно приносит в наши жизни очень много стресса.
Стресс - это ощущение, что жизнь переполнена проблемами и угрозами.
Стресс может быть вызван как серьезными угрозами (насилие, болезни, эмиграция, бедность), так и менее значительными (ссоры, неопределенность).
Но избыток любого стресса оказывает негативное влияние на тело. В результате люди испытывают проблемы со здоровьем (кожная сыпь, инфекции, проблемы с кишечником).
А в состоянии стресса многие люди еще и:
⁃ не могут сосредоточится
⁃ быстро выходят из себя
⁃ не могут спокойно сидеть
⁃ страдают бессонницей
⁃ чувствуют постоянную усталость
⁃ испытывают грусть, вину, много плачут и постоянно беспокоятся
⁃ теряют аппетит или, наоборот, переедают
⁃ постоянно смотрят ленту новостей
⁃ постоянно отвлекают себя сериалами, играми, алкоголем
А главное, много думают о плохих событиях, которые случились в прошлом и могут случится в будущем.
Эти мысли и чувства присущи любому стрессу, но они могут начать постоянно отвлекать нас от важных дел, от работы или от общения с близкими, от наших ценностей и вообще от нашей жизни. И вот мы как зомби уже не живем свою жизнь, а лишь реагируем на стресс.
Конечно, это сказывается на работе педагога и на отношениях с детьми.
Но у нас есть наши ценности. Например, мы хотим быть:
⁃ любящими
⁃ заботливыми
⁃ мудрыми
⁃ внимательными
⁃ преданными
⁃ оберегающими
⁃ смелыми и др.
Ценности показывают каким человеком вы хотите быть, чего вы желаете для себя, для других и для мира.
Ценности всегда связаны с действиями, например, читая эту статью, вы реализуете свою ценность заботы о себе и о близких.
Но, в ситуации стресса, мысли и чувства уводят нас от наших ценностей. Например, вы могли сейчас не читать эту статью, а скроллить ленту новостей.
Есть много мыслей и чувств, которые могут нас зацепить. Особенно когда в мире происходит кризис.
Это:
⁃ мысли, осуждающие других
⁃ осуждение себя
⁃ страхи за будущее
⁃ беспокойство за близких
⁃ воспоминания о неблагополучных событиях
И когда мы зацепляемся за эту мысль, наше поведение меняется.
И вот мы:
⁃ ругаемся и спорим
⁃ замыкаемся в себе и отстраняемся от любимых людей
⁃ проводим много времени в постели, бездействуем
Таким образом мы движемся прочь от наших ценностей. И наша жизнь становится все хуже и хуже, что увеличивает количество стресса в жизни.
И первое, что надо сделать - это снова включиться в жизнь. Сосредоточиться на том, что нас окружает. Переключить внимание с тяжёлых мыслей и чувств на то, что мы чувствуем и воспринимаем.
Когда вы включены в жизнь, вы уделяете все своё внимание тому, что вы делаете, словно ребёнок в Монтессори-классе, полностью погружённый в свою работу.
Но когда вы на крючке мыслей и чувств - вы отвлекаетесь и становитесь отстранённым и несосредоточенным. В результате вы отвлекаетесь, плохо делаете своё дело и не получаете удовольствие. Хотя раньше это могла быть любимая работа. Очень грустно бывает наблюдать педагога, уткнувшегося в телефон, во время работы с детьми.
Если вы будете больше включены в свою жизнь:
⁃ вы будете получать больше удовольствия
⁃ все будет лучше получаться
Самый простой способ включиться в жизнь - сосредоточить внимание на том, что вы делаете.
Можно тренировать этот навык делая привычное и любимое дело. Например, когда пьёте воду, кофе или чай. Введите себе ежедневный ритуал внимательного чаепития:
1. Внимательно посмотрите на чай в кружке, как будто вы видите его в первый раз. Рассмотрите цвет
2. Насладитесь запахом
3. Медленно слелайте первый глоток
4. Подержите на языке, почувствуйте на зубах, насладитесь вкусом
5. Пейте как можно медленнее, наслаждайтесь вкусом и температурой
6. Замечайте движение горла
7. Обратите внимание как после проглатывания вкус исчезает с вашего языка
8. И каждый последующий глоток делайте внимательно и с наслаждением
И теперь, если вы заметите, что цепляетесь за мысли, можете переключать своё внимание, практикуя внимательное питье.
Подумайте, какие ещё дела можно внимательно делать, чтобы не попасть на крючок неприятных мыслей и чувств?
Напишите в комментариях.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Проблема: ребёнок не может сделать домашнее задание. Советы психолога.
В некоторых школах нет домашних заданий и оценок. Дети погружаются в учебный процесс, делая различные проекты. Ими движет интерес, а не страх получить двойку. При таком подходе навык самостоятельной учебной деятельности у формируется очень рано.
Однако, при переходе в новую школу, с другой парадигмой образования, у ребенка могут возникнуть трудности.
А еще ребенок может так и не «научиться учиться», что также будет вызывать много проблем.
Внешняя система мотивации (оценки) может отбить интерес у детей к учебе.
Если таким базовым навыкам, как:
-планирование работы -работа с текстами -навыки самоорганизации
не научить ребенка, то родителям придется словно «Цербером» контролировать детей.
И в итоге начнутся вечные конфликты и ссоры по поводу учебы. Дети не будут справляться, начнут обманывать, а родители все чаще станут выходить из себя. А если у ребёнка будут ещё и гаджеты всегда под рукой, то ему будет еще сложнее научиться получать удовольствие от учебы.
Что делать?
1. Научить ребёнка навыкам самостоятельной учебной деятельности 2. Восстановить утерянный контакт и доверие 3. Закрепить полученные навыки и поддерживать их 4. Поддерживать, ловить успех, мотивировать дополнительно
Заметили? Тут нет пункта «наказываем и контролируем». Потому что это не работает.
Давайте подробнее рассмотрим каждый пункт
1. Научить ребёнка навыкам самостоятельной учебной деятельности. Это задача первых классов, но бывает и так, что дети учатся этому только к университету.
Что делать родителю?
Вы учились водить? Или может осваивали какой либо навык во взрослой жизни? Как это было? ⁃ сначала вам показывали презентацию ⁃ потом вы пробовали сами, но учитель вас поддерживал, осуществлял контроль ошибок в значимые моменты ⁃ в итоге передавал весь процесс вам ⁃ важно было дозировать нагрузку, и если что-то не получалось, то сначала осваивался более простой навык
2. Восстановить контакт, доверие
Но, чтобы ребёнок освоил новые навыки, важно, чтобы он был в хорошем настроении, отдохнувший. Для взрослого рядом это важно тоже. Если вы устали и раздражены - даже не думайте садиться с ребёнком за уроки.
Есть одно простое условие - для усвоения нового должна быть «горячая голова и холодное сердце». Если ребёнок в стрессе, ничего он не усвоит.
Будете ли вы учится у учителя по йоге, который ругает вас за неаккуратность движений и неделание упражнений дома?
3. Закрепить и поддержать навыки
Чтобы ежедневно выполнялись определенные алгоритмы нужна система, иначе навык не будет освоен.
4. Мотивация
Классно, когда взрослому удаётся поймать ситуацию успеха ребенка. «О, ты это знаешь! Здорово! Ты так классно разбираешься в аниме!» , «Ты, наверное, все знаешь про динозавров!». На подростках это работает хуже, но все же работает. Если ребёнок ощущает себя экспертом в какой-либо области, то ему легче добиться успеха в других сферах. Самооценка работает на школьника, как на студента зачетка с пятерками.
Можно научить ребёнка подкреплять свои успехи. Сделал задание - закрасил квадратик. Закрасил серию квадратиков - сделал для себя что-нибудь приятное, например, съел вкусное что-нибудь. Но только не надо мотивировать ребенка гаджетами, а то эта деятельность перетянет.
Пробуйте по-новому подойти к проблемам, связанным с учебой детей. Ведь если до этого ваши методы не работали, то это значит, что именно методы, которыми вы пользовались, не работают. А не вы плохой родитель и у вас какой-то не такой ребенок. И все! Попробуйте по-другому и не сдавайтесь!
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Статья Смирновой Надежды, учредителя МИМП
Совсем недавно мы отмечали четверть века второй волны педагогики М. Монтессори в России. В такие даты, конечно, «бойцы вспоминают прошедшие дни». У нас в журнале тоже ностальгическое настроение.
Три недели погружения
Когда мне предложили написать «ветеранскую» статью, мне показалось интересным вспомнить, как все начиналось. Такой взгляд на историю российской монтессори-педагогики глазами педагога из г. Снежинска.
Один из первых «больших» семинаров о монтессори-методе, организованный командой Елены Александровны Хилтунен. Удивительные люди. Три недели погружения. Лекции, тренинги, чтение книг, даже практика в монтессори-группе. А главное – вдохновение! 1991 год, воздух свободы!
Вернувшись в Снежинск, понимаю, что дальше жить, как раньше – невозможно. Провожу несколько встреч – для родителей, для воспитателей. Открываю свой курс, чтобы набрать и обучить педагогов. И открываю группу в обычной квартире, изготовив за месяц столько монтессори-материалов, сколько только было возможно! И рамки-застежки, и розовую башню, и даже блоки цилиндров!
Потом были разные варианты: частное образовательное учреждение и МДОУ, некоммерческое партнерство «Родительский клуб» и ООО. Но всегда у нас были вместе педагоги, которые работают и до сих пор (Оксана Борисова, Лариса Пермякова, Анжела Залеская), и родители. Наши первые родители, наша главная опора и поддержка. Они нам поверили безоговорочно, не требуя доказательств и подтверждений. Они вместе с нами переживали все перипетии переездов и переоформлений, хождения по ведомственным кабинетам и сопротивления попыткам закрыть и запретить. Однажды 1 сентября мы встречали у запертой двери арендованного помещения. Но нет худа без добра: так родился любимый многими поколениями снежинских монтессорийцев проект «Робинзонада». Педагоги с детьми поехали за город, на базу отдыха, изображая робинзонов, собирали гербарии и грибарии, ловили рыбу и наблюдали за цаплями, ходили по азимуту и рисовали карту местности, строили шалаши и разводили костры. А родители в это время решали вопрос с помещением для школы.
Федеральный эксперимент
Но надо сказать, что в Снежинске всегда были и те, кто нас поддерживал: среди депутатов и чиновников, журналистов и педагогов обычных школ и садов. Мы писали методички, программы, проводили семинары, приглашали московских и иностранных педагогов, делились своим опытом с монтессорианцами России. Нам даже удалось получить лицензию на ведение образовательного процесса по разработанным нами программам детского сада и начальной школы Монтессори. А когда мы поехали на «Эврику» подавать документы на получение статуса федеральной экспериментальной площадки, то с нами поехала одна из мам – учредителей школы и зав. дошкольным отделом из управления образования. И идея эксперимента была очень интересная и нетривиальная для 90-х годов: общественное управление школой. Наши родители участвовали в управлении финансами и даже давали заказ на формирование содержания образовательного процесса, оставляя педагогам кадровые и методические вопросы.
Главные силы мы всегда черпали из общения с нашими детьми, школьниками, дошкольниками… Конечно, каждому педагогу, как и каждому родителю, его дети кажутся особенными. Но наши дети точно были удивительными. Они работали, выпускали газету, сочиняли стихи и музыку, писали письма в администрацию города, общались с педагогами из Голландии, организовывали походы и приглашали к участию нас, своих педагогов, дружили с детьми из детского дома, побеждали в шахматных турнирах, переписывались с монтессорийцами из США. И сейчас из наших выпускников двое прошли курс монтессори-педагогики, работают с детьми. А бывшие наши родители стали бабушками и дедушками и теперь помогают детям организовывать нидо-группы для своих внуков.
Ассоциации
Очень интересна, на мой взгляд, история всяческих ассоциаций и объединений. Для меня все начиналось с Елены Александровны Хилтунен, Дмитрия Георгиевича Сорокова, Марины Геннадьевны Сороковой и их «Дома Марии Монтессори». Потом появился Московский Монтессори-центр, в котором тогда работали Дмитрий Георгиевич Сороков, Марина Геннадьевна Сорокова, Константин Сумнительный, Михаил Викторович Богуславский. Они привезли в Москву преподавателей из Мюнхена. И это был звездный курс. 5 сессий по 2-3 недели. Основным преподавателем была фрау Мария Рот, но лекции читали и проф. Хельбрюгге, проф. Аурин, Лора Андерлик, Гербхардт Зееле. На этом курсе училась Ольга Лаптева, основатель омской фабрики по производству Монтессори-материалов. Именно эта фабрика сделала возможным широкое распространение Монтессори-педагогики по стране. Немногие решились бы открыть группу, если бы материалы приходилось делать самим или закупать в Голландии. На этом курсе училась Татьяна Костенко, с чьим именем неразрывно связано развитие монтессори-педагогики в г. Томске. Здесь же учились Валентина Ивановна Шалупенко и Лида Гришина – уже двадцать пять лет работающие в г. Озерске. И много других замечательных педагогов, создававших и создающих новые возможности для детей в разных уголках России.
При Московском Монтессори-центре была создана Межрегиональная Альтернативная Монтессори-Ассоциация (МАМА) под председательством Дмитрия Сорокова. Первая конференция МАМА проходила в институте Гете в Москве. Там вручались и первые дипломы выпускникам курса ММЦ и Мюнхенской академии реабилитации и развития. Конечно же, мы не могли остаться в стороне. Мне всегда казалось очень важным, чтобы педагоги Монтессори объединялись, сотрудничали, развивая и продвигая метод, чтобы как можно больше детей и родителей могли погрузиться в удивительный и счастливый мир Монтессори. Я вошла в состав правления МАМА, и мы немедленно создали отделение МАМА на Урале, в Снежинске. В Москве издавался альманах МАМА. А мы издавали бюллетень «Монтессори-практика». Вручную, практически на коленке. Печатали на машинке, тиражировали на ксероксе. Но сколько там было живой мысли, уникального опыта! Ассоциация МАМА просуществовала недолго. Но свой бюллетень мы выпускали несколько лет.
Прообраз МИМПа
А в январе 1997 г. в Омске по инициативе Ольги Лаптевой прошел наш первый курс, прообраз и точка отсчета Международного института Монтессори-педагогики. Там впервые в качестве директора фабрики предстал широкой публике Александр Волошин. Вели курс мы втроем: я, Оксана Борисова и замечательный педагог из Тюмени Татьяна Чир. Именно от нее тогда прозвучала историческая фраза: «Вы только подумайте, что происходит: химик Оксана Борисова преподает нам русский язык так, как ее научила немка фрау Рот!» Конечно, с тех пор многое изменилось. И систему материалов, помогающих ребенку освоить русский язык, в Снежинске разработали и для детского сада, и для школы. И уже больше двадцати лет ее используют многие дети и педагоги во всех уголках России.
Конечно, многие скептики скажут, что от таких скороспелых курсов больше вреда, чем пользы. Чему могут научить за пару недель (а первый курс был еще короче!!!) доморощенные монтессорийцы, сами без году неделя. Но, во-первых, именно благодаря многочисленным подобным курсам, тренингам, семинарам, конференциям сейчас огромное количество людей в нашей стране понимает, что Монтессори – это не бутик, а монтессори-педагогика нужна не только умственно отсталым детям. А во-вторых, сама Монтессори первый международный курс провела в 1910 году, через три года после открытия первого Дома ребенка. Как вы думаете, тот курс очень напоминал современные курсы АМИ? Она спешила поделиться с людьми своими открытиями ребенка и своим опытом. Честное слово, мы чувствовали себя так же: открытия – взахлеб, опыт – через край!
А через какое-то время Ольга Лаптева, уезжая на постоянное место жительства в Канаду, вместе с Еленой Апраксиной, монтессори-мамой, занимавшейся профсоюзной деятельностью, создали Ассоциацию Монтессори-педагогов России как отделение Соцпрофа, так было удобнее. Елена Александровна Хилтунен, вопреки ее нежеланию занимать почетные должности, стала председателем Ассоциации, а председателем правления – Елена Апраксина, секретарем – Лариса Климанова. Без снежинцев, конечно, тоже не обошлось. Я была членом правления, а снежинское отделение – одним из первых в АМПР. Ассоциация разрабатывала более-менее приемлемые для российской действительности курсы подготовки педагогов, проводила конференции, на которых происходил не только обмен опытом, но и делались попытки разработать профессиограмму Монтессори-педагога, чтобы ввести в России такую отдельную профессию. Сейчас председателем правления АМПР является Лариса Климанова. АМПР регулярно проводит достаточно бюджетные курсы по подготовке Монтессори-педагогов от 0 до 6 лет.
В 2005 году была создана Ассоциация Монтессори-педагогов Урала и Сибири, которая в 2007 году переросла в Межрегиональную Монтессори-ассоциацию. Интересно, что штаб-квартира ММА была в г. Ревде, замечательном центре Монтессори-педагогики. Там было много групп детского сада, школьный монтессори-класс (для школы даже строилось специальное здание!), большой оборудованный учебный центр по подготовке монтессори-педагогов. И много учителей-энтузиастов, с горящими глазами и сердцами. К сожалению, этот центр сейчас перестал существовать, но люди-то остались! Они создали свои детские сады и центры не только в Ревде, но и в Екатеринбурге и даже в Санкт-Петербурге. А некоторые даже выпускают журнал «Монтессори-клуб»! И штаб-квартира ММА по-прежнему на Урале.
Каждый год мы проводили одно большое мероприятие: конференцию или выставку материалов и разработок, приглашали зарубежных коллег, сами участвовали в международных конференциях, изучали опыт других стран и педагогов. Шесть региональных отделений от Питера до Владивостока, огромная работа по популяризации метода, по обучению педагогов, поддержке начинающих. Одной из задач ассоциации было способствовать становлению монтессори-педагогики как «легальной» составляющей российского образовательного пространства. И сделано в этом направлении немало. Сейчас любой детский сад может написать свою собственную программу, опираясь на разработанную Еленой Александровной Хилтунен, Оксаной Борисовой и Валентиной Михайловой программу «Детский сад по системе Монтессори», и лицензироваться. И каждая группа и каждый педагог может (если захочет) сверить свою деятельность со стандартом, разработанным в ММА, и провести развивающую экспертизу.
Про стандарт
Про стандарт хочу написать особо. Мы запуганы этим словом. Наша любовь к монтессори-педагогике отчасти связана с желанием освободиться от всяческих стандартов, идти своим путем и дать детям возможность жить не по шаблону. Но шаблон и стандарт – очень разные вещи. И в российском образовательном пространстве настало время стандартизации. Это не хорошо и не плохо. Это стремление определиться в огромном море разнообразия и вариативности. И принятый ФГОС дошкольного образования скорее открывает возможности, чем перекрывает какие-то пути. Если что-то и закрыто этим стандартом, то устаревший взгляд на дошкольника как на человека, готовящегося к школе.
В российском монтессори-мире тоже огромное разнообразие и вариативность. Анна Пугачева с Константином Сумнительным продолжают развивать направление, ориентированное на АМI. Появилось и новое направление, также ориентированное на AMI, но по-другому – Вера и Александр Могилевы, Ирина Бортникова, Юрий Филев. Елена Ситина (Русское Монтессори-общество) приглашает для проведения курсов педагогов из AMS. Елена Тимошенко и ее замечательный проект «Секрет детства» дают слово всем, кому есть что сказать. На мой взгляд, стандарт ММА в этом море ясно обозначает наши позиции.
Мы открыты к сотрудничеству. Мы понимаем, что живой научный метод, развиваясь, всегда приводит к разнообразию и вариативности. И если нам важны не столько наши амбиции, сколько дети и их жизнь, то мы будем искать в первую очередь точки соприкосновения, а уже потом различия. Научимся выделять действительно важное, без чего полноценного развития по Монтессори-методу быть не может. И включим это в наш стандарт, с которым можно сверять свою деятельность.
Удивительно, что такой упорядоченный, стройный метод образования, основанный на балансе свободы и дисциплины, создала Мария Монтессори, представительница Италии – страны творческих, эмоциональных людей. Но ни в одной стране пришедшие к власти диктаторы не смогли на него опереться, несмотря на идею порядка. Пришлось запретить.
Думаю, и у нас в России метод Монтессори – это гораздо больше, чем просто образовательная система. И свобода, и дисциплина – понятия, не очень свойственные нашей стране. Но как хочется, чтобы это изменилось! Чтобы люди чувствовали себя свободными и не оставалось рабства в душах, а законы писались для того, чтобы служить этой свободе и порядку – и потому исполнялись. Двадцать пять лет монтессори-педагогики в России – это один из шагов к изменению нашего мира. Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество.
---
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (54) 2016
Вернёмся к Лоренсу Колбергу. В прошлой статье я рассказывал, как он создал теорию морального развития, которая есть в каждом учебнике по психологии личности.
Итак, Колберг опрашивал людей на тему справедливости, а потом, проанализировав результаты исследований, он разделил ответы на несколько стадий и описал их. Он выявил, что человек проходит стадии последовательно, но может остановиться (застрять) на одной из них.
Уровень 1. Доконвенциональный (додоговорной)
Ребенок не усвоил принятые нормы, а фокусируется на внешних последствиях. Поведение ребёнка основывается на принципах выгоды и основывается на внешних последствиях.
Стадия 1. Ориентация на наказание и послушание (“Как я могу избежать наказания?” - рассуждает ребёнок. “Хорошо то, за что не наказывают”. Если ребёнку сказали, что за это накажут и наказали потом, то все справедливо. То есть плохие поступки - это такие, за которые наказывают).
Стадия 2. Наивная гедонистическая ориентация (“Какая здесь польза для меня?”. Хорошо то, за что хвалят. Ребёнок рассуждает, что надо поступать хорошо, потому, что за это потом наградят. Идея кармы или рая, например).
Уровень 2. Конвенциональный
Типичный уровень для подростков и взрослых. Человек подчиняется правилам общества, даже если нет прямых негативных последствий за их нарушение.
Стадия 3. Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (Хорошо то, что принято в нашей группе, компании, среде. “Если я буду так поступать, то завоюю признание в малой группе”. Или это может быть модель «хорошего ребёнка(человека)», принятая ребёнком.
Стадия 4. Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам. Хорошо то, что принято в обществе. «Нарушать закон нельзя, несмотря на обстоятельства»).
Уровень 3. Постконвенциональный
Человек осознаёт, что он отделен от общества, и его ценности могут отличаться от принятых. Люди живут своими ценностями, которые обычно включают право на жизнь, свободу и справедливость.
Стадия 5. Мораль - общественный договор. Мир - это разнообразие ценностей. Мнения, права и ценности важно уважать. Законы это социальные контракты, а не жесткие указания. Законы, не способствующие общему благу, должны быть изменены.
Стадия 6. Универсальные этические принципы. Собственные нравственные принципы и совесть как регулятор. Законы действуют, пока соответствуют справедливости. Колберг считал, что трудно обнаружить людей, которые постоянно действуют на этом уровне.
По итогам исследований Л.Колберга большинство взрослых людей находятся на 4 стадии. Также Л.Колберг считал, что групповое обсуждение моральных дилемм способствует развитию личности и развитию морального сознания. Хотя ссылки на исследования Колберга есть почти в любом учебнике по психологии, на русский язык ни один из его трудов пока не был переведён.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Тема развития морального сознания, а простыми словами - “как научить ребёнка быть добрым”, интересовала ученых во все времена. И в разные времена предлагались разные решения. Религия, партия, новые педагогические и психологические направления давали свои ответы на этот вопрос.
Но, во-первых, надо договориться, что такое хорошо (добро, мораль, нравственность, этика, альтруизм). А, во-вторых, разобраться, как это формируется и развивается у ребенка, а потом у взрослого.
Отвечая на первый вопрос, можно погрязнуть в спорах, поэтому вслед за самым известным психологом, исследующим тему морали - Лоренсом Колбергом, определим, что в основе морали стоит понятие справедливости. И в зависимости от того, что человек считает справедливым, то он и будет считать моральным (нравственным).
Учитель Колберга Жан Пиаже считал, что мораль, как и логика, развивается проходя через определенные этапы. Эту идею Колберг взял за основу, и, вооружившись моральными дилеммами, стал интервьюировать людей по всему миру. Потом он сравнивал рассуждения разных людей и определял, что они считают справедливым. Занимался Колберг этим всю жизнь, и в итоге создал теорию морального развития, которая есть в каждом учебнике по психологии личности.
Чтобы вам было понятнее, давайте разберём самую популярную дилемму: «Хайнц крадет лекарство»:
«В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы её спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нём заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство».
Вопросы к дилемме Хайнца:
1. Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да или почему нет?
2. Хорошо или дурно для него украсть лекарство? 3. Почему это правильно или дурно?
4. Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство? Почему да или почему нет?
5. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли он был украсть лекарство для неё? Почему да или почему нет?
6. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Почему да или почему нет?
7. Предположим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное? Почему да или почему нет?
8. Важно ли для людей делать всё, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? Почему да или почему нет?
9. Воровать — противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? Почему да или почему нет?
10. Вообще, должны ли люди пытаться делать всё, что они могут, чтобы повиноваться закону? Почему да или почему нет?
11. Осмысляя снова дилемму, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Хайнцу? Почему?
Попробуйте ответить на эти вопросы. А лучше обсудите эту дилемму с близкими или с коллегами. Вы удивитесь, но ответы других людей могут сильно отличаться. Педагогам, работающим с детьми, а также и родителям, особенно важно отрефлексировать свое представление о справедливости. Ведь каждый день у детей возникают конфликты, решение которых формирует это понятие. И педагогу и родителю важно понимать, что он транслирует.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
1. Не слышит сказанное
Часто, уткнувшись в телефон, мы можем упустить, что говорят наши близкие. А для ребёнка весь окружающий мир представляет огромный интерес и, сконцентрировавшись на интересном занятии ( на том же телефоне, например), он может не заметить того, что говорит взрослый, или по привычке, если мама постоянно повторяет одно и то же, отправить обращение к нему в «спам» восприятия.
Что делать: Спокойно подойти к ребёнку, присесть не его уровень. Установить контакт глаз. Можно положить руку на плечо. Попросить вежливо ребёнка вас послушать. Сказать свою просьбу, объяснить почему это важно для вас. Выслушать ответ ребёнка. Если нужно - прийти к договорённостям.
2. Не понимает, что ему говорят
Вы удивитесь, но может так оказаться - то, что просто и понятно для вас - не всегда понятно для ребёнка. Всегда вспоминаю пример: “Терпи, коза, а то мамой станешь” - слышал ребёнок, вместо поговорки про казака: “Терпи казак - атаманом станешь”.
Это касается маленьких детей. Например, им могут быть непонятны абстракции - что значит “вежливо”, “ некрасиво” и пр.
Что делать: Общаться с ребенком простыми словами, на его уровне. Например, в Монтессори-классах есть «уроки вежливости», на которых детей учат как можно вежливо поздороваться, попросить о чем-либо, обратиться к другому. Таким образом вежливое поведение разделяется на определенные действия, которым обучается ребенок, формируя у себя навык вежливого поведения.
3. Не умеет делать что-либо, еще не научился
Например, одеваться быстро, обуваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, аккуратно сморкаться, расчесываться, заправлять кровать и многое другое. Это все навыки, которые нужно долго оттачивать, как катание на велосипеде.
Что делать: Давать ребенку четкие презентации как делать то или иное. Стараясь имеснно показать, а не объяснить. Начинать от более простого и идти к более сложному постепенно. Сначала сформировать простой навык, например, завязывать узелок, а затем уже завязывать бантики, когда простой навык достаточно сформирован.
4. Не может делать этого, не созрел
Например, ребёнок не может успокоиться, контролировать свои эмоции или сосредоточиться, контролировать своё внимание.
Что делать: Если это касается эмоциональной сферы, то важно поддержать ребенка, позаботиться о нем, подготовить его к сложной ситуации. Например, перед походом в гости подробно рассказать, что там будет происходить, кто там будет присутствовать. Или еще пример - перед тем, как оставить ребенка в новом кружке одного, познакомить его с пространством, педагогом, ребятами.
А если ребенок не созрел для более сложной деятельности, например, дошкольник, которого без его желания водят на занятия, на которых материал или способ подачи материала не соответствует его возрасту. И он просто не справляется, что понижает его мотивацию и желание в дальнейшем заниматься. В таком случае стоит дать ребенку время.
5. Не хочет
Вот эту причину родители часто считают основной. Если родители считают, что ребенок что-то не делает, потому что не хочет это делать, а на самом деле ребенок не может/не умеет/не слышит/не понимает, то действия родителей не смогут изменить поведение ребенка. Чтобы повлиять на ребенка, нужно знать причины его действий. Так же и врач сначала ставит диагноз, потом лечит. Так и мудрый родитель и педагог сначала наблюдает, определяет причины, а потом действует.
И все же, если ребенок на самом деле не хочет что-то делать, то можно попробовать замотивировать его, показать пример, заинтересовать, попробовать разжечь пламя интереса и внутренней мотивации. Или мотивировать внешне, но внешняя мотивация имеет свои минусы.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Термин «границы» давно поселился в психолого - педагогическом сленге, но не всегда распространен среди родителей.
1. Истерический невроз
Боль у такого ребенка вызывают ситуации, когда не происходит так, как он хочет. А ребенок уверен в том, что все (или что-то определенное) должно быть именно так, как он себе представлял.
В прошлых статьях мы говорили о том, что особенности детско-родительских отношений формируют предрасположенность к неврозам определенного типа.