Почему-то этому не учат и часто обходят стороной эту часть работы. Педагогика - это обучение и воспитание. С этого начинается любой курс педагогики. А воспитание - это, по сути, помощь ребёнку в социализации, принятие норм и правил, способов общения и взаимодействия с людьми в нашем обществе. Всему этому ребенок может научиться и сам (а некоторые учителя этому могут даже мешать, показывая ужасный пример и нарушая этику общения и уважения к личности), но как бы у нас «повелитель мух» не получился.
Так вот любое взаимодействие с людьми, любое освоение норм и правил, да и все связанное с моралью включают в себе конфликт. И педагог ежедневно в своей практике сталкивается с конфликтами:
1. Между детьми
2. Между детьми и взрослыми
3. Между взрослыми (коллеги, родителями, руководством)
Конфликты могут возникнуть при любых противоречиях в мотивах, они неизбежны. А если педагог не умеет их решать, избегает, или, что чаще, не проявляет гибкого поведения и всегда решает их одним неосознанным способом, то происходит три вещи:
1. Конфликты не решаются, а только откладываются и бесконечно повторяются.
2. Дети не научаются решать конфликты, а лишь оттачивают свой адаптивный способ (истерят, например, и продолжают истерить).
3. Адаптивные стратегии педагога закрепляются, усугубляются, что приводит к выгоранию и профессиональной деформации (например, педагог оттачивает стратегию грозного рыка или напряженного молчания).
Выход - учимся конфликтологии.
Важно, чтобы педагоги умели:
1. Осознавать конфликт. Включать внимание перед тем, как пуститься в справедливую ярость или куда там вы ходите, когда выходите из себя.
2. Проявлять гибкое поведение. Иметь несколько стратегий поведения в конфликте.
3. Не забывать про базовую этику и ценности.
4. Иметь хорошую установку. Например, что каждый конфликт меня учит чему-либо, но и про свои права не забывать.
Если мы будем соблюдать эти условия, а еще и разбирать сложные ситуации в группах (интервизия, супервизия), посвященных этой цели, то однажды почувствуем удовлетворение от самых сложных моментов педагогической практики - удовлетворение от пережитых конфликтов.
Стратегии решения конфликтов обсудим в следующей статье.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.