Для маленьких детей, которые познают мир через конкретные действия, совсем не очевидно, что воздух есть. Но если предложить им простые эксперименты, они почувствуют и увидят воздух — и будут в восторге!
Вот несколько идей:
Это поднос, в который насыпано что-то сыпучее (например, манка, соль, песок), по поверхности которого ребёнок может пальцем или палочкой выводить буквы, цифры, формы или узоры.
Это один из первых шагов к письму: ребёнок ещё не держит карандаш, но уже «пишет», ощущая форму и движение.
Зачем он нужен?
Психологическая задача отца – защита и признание. Если отец готов защитить малыша от крикливой тетки, больших ребят или злой собаки – это породит в нем уверенность: «Мир на моей стороне. Я защищен».
Впоследствии такой человек будет сам отстаивать себя – с любыми людьми, посягающими на его границы. И речь сейчас идет не столько о физической самообороне, сколько об уважении своих прав – например, не делать того, что не хочешь.
Это упражнение из сенсорной зоны Монтессори-класса. Оно развивает тактильную чувствительность, умение различать текстуры и концентрироваться на одном качестве — осязании.
Материалы
Когда мы говорим «Монтессори-педагог», важно понимать: за этим стоит не одна, а несколько образовательных систем со своими стандартами. Давайте разберёмся в главных подходах и покажем, как мы соединяем их в нашей работе.
1. AMI — Международная Монтессори Ассоциация
Создана самой Марией Монтессори и её сыном. В течение десятилетий ею руководили её потомки.
Главная цель AMI — сохранить метод в его аутентичном виде.
Продолжаем делиться наблюдениями наших лекторов о том, что чаще всего мешает взрослым в работе с детьми начального школьного возраста (предыдущая статья по ссылке).
7. Воспринимать ребёнка как «готовый проект»
Это ошибка, которая часто идёт из лучших побуждений.
Когда мои дети кричали до синевы, желая что-то получить, я говорила себе, что такая целеустремленность наверняка поможет им пробиться в жизни.
В дошкольном возрасте дети часто стараются быть «хорошими» — особенно рядом со значимыми взрослыми. Но примерно с 6–7 лет что-то меняется. Начинаются протесты, споры, упрямство, «борьба за справедливость» и крики «не командуй мной!»
⠀
Что происходит? Почему вчерашний ласковый ребенок вдруг становится как будто «неудобным»
Опытные Монтессори-педагоги рассказали, с какими трудностями чаще всего сталкиваются взрослые. Вот основные ошибки, которых можно избежать — если знать, на что обратить внимание:
1. Непонимание философии Монтессори
Это самая частая и самая глубокая ошибка.
Как соединить детей с природой, если у вас нет сада, нет красивого школьного двора, а за окном — асфальт?
Это возможно
Даже если у вас всего лишь окно, горшок с цветком и тетрадь.
Речь не о романтических образах природы, а о реальной практике в обычной городской школе или квартире.
Природную связь можно выстраивать даже на самом ограниченном пространстве — и порой именно оно помогает нам быть внимательнее, наблюдательнее и ближе к живому миру.