Метод Монтессори

Из книги "Дети - другие"

МонтессориКак-то учительница пришла в школу с небольшим опозданием. Она забыла накануне закрыть шкаф с учебными пособиями и увидела, что дети открыли его и столпились рядом. Некоторые уже взяли какие-то предметы и несли их на места.

Это поведение показалось учительнице выражением воровского инстинкта. Она посчитала, что дети, уносящие предметы, проявили неуважение к школе и учительнице, и вынуждена была обратиться к детям со строгими увещеваниями. Я же, напротив, решила, что дети уже достаточно хорошо знали эти предметы, чтобы уметь выбирать их среди других.

Так началась живая и интересная деятельность. Желания детей менялись изо дня в день и, сообразуясь с ними, дети выбирали предметы сами.

С тех пор мы перешли к низким шкафам. Материал был доступен и был в их распоряжении. Малыши могли выбирать его в соответствии со своими потребностями. Так я связала принцип повторений с принципом свободного выбoра.

М.Монтессори,
Из книги "Дети - другие"

13.05.2020

Продолжим разговор об основных принципах метода

Смирнова НадеждаОдна из основных составляющих метода - подготовленная среда. Мы привыкли, что важной частью среды являются монтессори-материалы. И сейчас, когда в режиме удаленки мы лишены этих материалов, зачастую испытываем беспомощность.  Но давайте подумаем, что это такое, почему нужно специально подготавливать среду для ребенка, как она меняется и с возрастом ребенка, и с изменением окружающего мира. 

Мы говорим о том, что монтессори-метод основан на природосообразности. То есть мы следуем природе ребенка, а не пытаемся его сформировать по нашим программам. ((( В этом можно усмотреть противоположность культурно-историческому подходу в психологии с его идеями о зоне ближайшего развития и о том, что обучение ведет за собой развитие - но это тема отдельного разговора. К слову, зона ближайшего развития - термин совершенно не монтессорийский!))))

Может, тогда не надо ничего и городить? Выходим на природу - и вперед? Монтессори-сад и школа готовы? Или наоборот. Пусть ребенок живет в тех же условиях, что и взрослые. Ему же надо научиться жить в реальном мире, а не в каких-то тепличных условиях!

Монтессори описала несколько возрастных этапов, каждый из которых можно назвать новым рождением. Они отличаются задачами, механизмами развития. Но все они направлены на одно: ребенок постепенно формирует себя как личность, адаптированную к жизни в определенных условиях. И среда растет с ребенком, каждый раз усложняясь, соответственно новым его возможностям и новым задачам. Именно благодаря такому изменению среды удается избежать пресловутых кризисов развития. 

Давайте выделим основные признаки качественной среды, соответствующей идеям Марии Монтессори...

07.05.2020

Развитие эмоций

Есть такой речевой оборот, когда говорят, что мы чувствуем сердцем. Но это не так, конечно же, все наши эмоции реализуются в нашем мозге. Зачем же нам нужны эмоции? Чтобы понимать других людей. А для чего? Что такое стратегии бей-беги и для чего у мамы и ребенка повышается уровень кортизола?

Баканова Елена Сергеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе https://montessori-russia.getcourse.ru/neuropsy

06.05.2020

Роль взрослого в системе Монтессори

В первую очередь, взрослый - это модель поведения и отношений, которая существует в нашей культуре. Благодаря взрослому ребенок понимает, что такое добро и зло. Благодаря взрослому ребенок впитывает ценности и идеалы нашего мира. Именно взрослый создает такие отношения, в которых ребенок может быть самостоятельным и независимым, в которых ему хочется узнавать этот мир. И мир становится интересным, удивительным, полным открытий и доброжелательным. И создание таких отношений - это самая главная функция взрослого, который находится рядом с ребенком в системе Монтессори.

Рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику"

22.02.2020

О самостоятельности…

Педагог тоддлер-группы монтессори центра "Непоседы", г. Сочи, преподаватель МИМП Дравненко Алла.

Сегодня я хотела бы поговорить о формировании навыков самообслуживания у детей раннего
возраста, а именно от 1 года до 3-х лет. Почему возникло это желание? Вот уже 13 лет я работаю в тоддлер-классе и заметила печальную тенденцию: с каждым годом ко мне в группу приходят дети, которые в своём арсенале все меньше и меньше имеют навыков самообслуживания, ухода за собой. При беседе с родителями выясняется, что кто-то из взрослых не придаёт значения этому моменту, считая, что важнее заниматься интеллектуальным развитием малыша. Такие родители, как правило, с гордостью рассказывают, что их дитя в 1г 8м уже узнает и показывает цифры и буквы, занимается английским языком… Есть другие мамы и папы, которые искренне верят, что ребёнок пойдёт в садик и, видимо, внезапно научится одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, ходить на горшок… Конечно, педагоги научат ребёнка самостоятельно и есть, и одеваться, и на горшок ходить, только в этом случае я предлагаю взрослым признаться себе по-честному, что в данном вопросе они свою родительскую ответственность перекладывают на педагогов.

20.02.2020

О бонусах многочисленной разновозрастной группы

Помощь младшемуКогда родители, выбирая для своего ребёнка дошкольное учреждение, приходят на экскурсию в наш монтессори центр, одним из первых звучит вопрос о количестве детей в группе. Услышав ответ, что детей 46, и они разного возраста, удивляются, а многие и пугаются. Приходится каждый раз рассказывать о тех бонусах, которые дети получают, посещая такую группу.


Действительно, монтессори группы многочисленны. Это позволяет ребёнку, во-первых, поупражняться в разных вариантах социальных контактов. Ведь дети вокруг все разные и с каждым нужно научиться общаться, договариваться, решать конфликтные ситуации. Чем больше вариантов, тем богаче опыт! А если ещё вспомнить, что возраст детей от 3 до 6-7 лет, то ребёнок имеет возможность учиться общению со старшими, младшими и сверстниками, что позволяет в дальнейшем качественно выстраивать как вертикальные, так и горизонтальные социальные отношения. А это крайне важно для создания семьи, возможности продвигаться по карьерной лестнице, строить длительные дружеские отношения.

20.02.2020

Монтессори терминология

words

Слова и выражения, которые вы можете услышать в среде Монтессори

Доктор Мария Монтессори ввела много новых терминов и концепций для описания того, как дети растут и развиваются. Эти термины до сих пор широко распространены в Монтессори-сообществе. Вы можете встретиться с этими терминами во время обучения Монтессори-методу.

Впитывающий разум (Absorbent mind) - с рождения до приблизительно 6 лет, ребенок обладает невероятно интенсивной мозговой активностью, которая позволяет ему «впитывать» знания из окружающей среды быстро легко и не прилагая сознательных усилий.

03.02.2020

Сенсорное воспитание

Дошкольник - человек чувствующий, он познает мир через свои органы чувств. И именно таким образом создает для себя некую картину мира. Но само по себе восприятие - это очень важная познавательная деятельность. Ведь фактически все, что попадает к нам в сознание, попадает туда именно через восприятие. Восприятие - это "ворота в мир"...



Блок «Сенсорика» входит в курс Монтессори 3-6 

21.01.2020

Математика в классе Монтессори

Математика - упорядочивание ума. Ребенку важно научиться сравнивать количества, видеть их во всем, что его окружает. А уже потом идет освоение символов...

Обычно числа второго десятка детям даются очень трудно. Что такое 12? Это 1 и 2. Один и два - это всегда было 3, а тут стало 12. Монтессори предлагает принципиально другой путь. После того как ребенок научился считать до 10, ему предлагают увидеть идею разрядов десятичной системы...

Очень постепенно и бережно происходит переход от конкретных материалов, где каждую бусинку можно потрогать и пересчитать, к более абстрактным... 

Блок «Математика» входит в курс Монтессори 3-6 https://montessori-russia.ru/syllabuses/nefrontalny

30.11.2019

О зоне УПЖ

О зоне УПЖ (упражнения практической жизни), в которой ребенок развивает свою самостоятельность, мелкую моторику, сенсомоторную координацию и др.,рассказывает монтессори-педагог, психолог Смирнова Надежда Николаевна.

Блок «УПЖ» входит в курс Монтессори 3-6

Монтессори-материал «Пересыпание из кувшина в кувшин»

Монтессори-материал «Рамка с бантами»

20.11.2019

Основные принципы системы Монтессори

Об основных принципах системы Монтессори рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику"

Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия М.Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори,  метод  наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое. После этого курса Вы сможете начать работать ассистентом монтессори-педагога. Этот курс также полезен организаторам монтессори-центров и родителям, интересующимся данной методикой. Курс является обязательным для тех, кто планирует учиться дальше и получить квалификацию Монтессори-педагога.

17.11.2019

Что такое свободное образование?

Группы и классы монтессори обычно относят к категории свободных школ. Что значит свободная школа? От чего они свободны? И что такое свободное образование?

Рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики»  Смирнова Надежда Николаевна.  Подробнее  на курсе "Введение в Монтессори-педагогику" он-лайн.

11.11.2019

Формирование концепций

Баканова Елена Сергеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе «Основы нейропсихологии» https://montessori-russia.ru/syllabuses/neuropsychology

Когда ребенок с рождения начинает контактировать с окружающим миром, у него работают различные системы, сенсорный опыт координируется, в это время в мозгу формируются нейронные сети, потом он обобщается, в результате формируются категории.

01.11.2019

Главные компоненты Монтессори-образования

Узнайте, что является критически важным для воплощения идей Монтессори.

Монтессори-педагоги видят в детях заложенную природой энергию и огромное стремление к обучению тому, что им интересно. Чтобы поддерживать интерес детей к обучению, Монтессори-школы предоставляют заботливо подготовленную среду в соответствии с возрастом ребенка, которая помогает в развитии когнитивных, социальных, эмоциональных и физических навыков.

Независимо от типа Монтессори-школы - например, частная или государственная; светская или религиозная - Американское Монтессори Сообщество выделяет 5 существенно важных компонентов для правильной реализации Монтессори-метода.

Читать полностью

01.11.2019

Зона развития речи и обучения грамоте

О зоне языка (развитие речи и обучение грамоте) рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна.

24.10.2019

Подготовленная среда в Монтессори-группе

О роли среды в монтессори-группе рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику".

Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия М.Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори,  метод  наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое. После этого курса Вы сможете начать работать ассистентом монтессори-педагога. Этот курс также полезен организаторам монтессори-центров и родителям, интересующимся данной методикой. Курс является обязательным для тех, кто планирует учиться дальше и получить квалификацию Монтессори-педагога.

16.10.2019

Механизмы психического развития ребенка

О понятиях «духовного эмбриона» и «впитывающего разума» рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику".

Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия М.Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори,  метод  наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое. После этого курса Вы сможете начать работать ассистентом монтессори-педагога. Этот курс также полезен организаторам монтессори-центров и родителям, интересующимся данной методикой. Курс является обязательным для тех, кто планирует учиться дальше и получить квалификацию Монтессори-педагога.

11.10.2019

Монтессори, почему нет?

Я выбрал Монтессори-школу для своего сына скорее поверив в этот метод. В то время мои знания о Монтессори были равны нулю. Я что-то слышал о маленьких стульях и разноцветных кроватках, не более того. Но наблюдая как мой сын становится счастливее день ото дня, я вдохновился познакомиться с идеями Марии Монтессори поближе. То, что я обнаружил, изумило меня и как отца, и как ученого. Как отец, я нашел, что детей действительно уважают и готовят к будущей жизни. Как ученый, я нашел чисто научные обоснования для всего, что предлагала Мария Монтессори.

06.10.2019

Возрастная периодизация

Рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику".

Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия М.Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори,  метод  наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое. После этого курса Вы сможете начать работать ассистентом монтессори-педагога. Этот курс также полезен организаторам монтессори-центров и родителям, интересующимся данной методикой. Курс является обязательным для тех, кто планирует учиться дальше и получить квалификацию Монтессори-педагога.

02.10.2019

Зрение

Баканова Елена Серегеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе «Основы нейропсихологии»

Модуль, обязательный для всех, кто планирует пройти в МИМП любую программу повышения квалификации или профессиональной переподготовки для работы по монтессори-методу. Этот же курс может быть полезен для родителей. В этом модуле рассматриваются вопросы о социальных, генетических, нейрофизиологических основах формирования психики ребенка. Обычно этот модуль изучается сразу после установочного курса, перед специализацией (0-3, 3-6, 6-12). 

25.09.2019