Метод Монтессори

5 помех успешной работе педагога

Педагог

Основная деятельность педагога - это работа с детьми. А не вечное решение проблем с администрацией, согласны?

Очень важно, чтобы педагог был с целиком с детьми, чтобы его мысли, эмоции, были связаны с классом. Давайте назовем пять моментов, заставляющих тратить время и нервы педагогов: 

 1. Чистота в классе и работа уборщиком.

Учитель занимается организацией среды. Он/она планирует Монтессори-класс, расставляет и меняет материалы, создаёт новые материалы...

29.11.2022

Шесть способов поддержать психическое здоровье детей раннего возраста

Маленькие дети часто испытывают сильные эмоции, которые они не в состоянии выразить словами. Из-за отсутствия навыка выражать свои чувства, у маленьких детей могут возникать серьезные проблемы с психическим здоровьем. В очень раннем возрасте они могут проявлять признаки тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и нарушений развития нервной системы, таких как аутизм. Чем раньше взрослые смогут обнаружить эти проявления, оказать поддержку и обратиться за помощью специалистов, тем лучше будет результат. На самом деле, по данным центра развития ребенка при Гарвардском университете, «большинство потенциальных проблем с психическим здоровьем не перерастут в реальные  проблемы, если мы будем реагировать на них на ранней стадии». По этой причине профилактика и раннее вмешательство являются ключом к укреплению психического здоровья детей раннего возраста (далее IECMH).

22.11.2022

Ненасилие в системе образования

Астрид ЛиндгренХочу начать эту статью со слов Астрид Линдгрен, у которой 14 ноября был день рождения:

«Меня охватывает чувство настоящего ужаса, когда я слышу многочисленные голоса, ратующие за возврат к старым методам воспитания. Люди требуют «больше строгого подхода, больше жесткости к детям» и при этом думают, что таким путем они смогут искоренить детские и юношеские пороки, они считают, что их причина в слишком большой свободе и отсутствии строгости».

Астрид писала о ненасилии, ведь в 70-е ещё во многих странах Европы практиковались физические наказания.
Она проводила в пример историю одной мамы:

«Я хочу рассказать любителям жесткого подхода к воспитанию историю, однажды услышанную мною от одной старушки. В те времена когда она еще была молодой матерью, а люди вовсю верили в идею, что «баловство портит ребенка», ее сын созорничал и первый раз в своей жизни решил скрыть от нее свое озорство. Дело, тем не менее, открылось, и она сказала мальчику пойти и найти хворостину для наказания. Его долго не было. В конце концов он вернулся плачущий и сказал: «Мама, я не могу найти прут, но вот держи вместо него камень». И мать вдруг поняла, как эту ситуацию на самом деле воспринял ее ребенок. Он решил, что мать просто хочет причинить ему боль, а значит и камень тут вполне сойдет. Тогда она разрыдалась, обняла его и какое то время они так и стояли и плакали вместе. Потом она взяла тот камень и положила его на кухне на самом видном месте, и с тех пор он всегда напоминал ей — никакого насилия!».

15.11.2022

Монтессори-метод к выявлению и поддержке детей с трудностями в обучении

Метод Монтессори полностью преобразовывает традиционный подход к образованию и представляет собой систему, которая фокусируется на том, чтобы встречать каждого ребенка таким, какой он есть и помогает удовлетворить индивидуальные потребностей детей. Разновозрастной состав классов, практический подход к обучению, свобода в определенных пределах и индивидуальный темп обучения, обеспечиваемый в классе Монтессори, стимулируют и способствуют успеху учащихся, в том числе детей с особенностями.

Исследователи и практики заметили рост числа детей с нейропсихологическими отклонениями за последние несколько лет. Кроме того, продолжает расти число учащихся с проблемами внимания, расстройствами аутистического спектра и трудностями сенсорной интеграции. Эти растущие показатели представляют собой проблему для педагогов, которые должны адекватно и с сочувствием удовлетворять потребности этих детей. Однако монтессори-педагоги могут иметь преимущество, учитывая природу метода и практический опыт. В конце концов, несмотря на то, что метод Монтессори сегодня используется для детей с различными способностями к обучению, основа образовательного подхода доктора Марии была заложена в ее работе с детьми с отклонениями в психическом развитии.

09.11.2022

Как происходит развитие речи в Монтессори-классе?

Развитие речи - это то, что происходит с ребенком с самого рождения. Даже в утробе малыш прислушивается к речи мамы и папы. Однако, систематизация понятий об окружающем мире - это более поздний этап, как и развитие грамоты.

Как видите, зоной развития речи можно заниматься на разных этапах развития ребенка. Такая она необычная и необъятная.

Мария Монтессори открыла очень важный аспект – ребенок не обучается через слова, он познает мир через действия. Это наша взрослая иллюзия, что “можно все ребенку рассказать, и он все поймет”. Но, чтобы он понял, ему нужно делать.

Монтессори-педагогика – молчаливая педагогика. Монтессори-педагог говорит мало. Так как же в классе развивают речь? Ведь по итогу в среде дети не только хорошо и качественно говорят, но еще и пишут, и читают.

01.11.2022

Что влияет на успешность адаптации?

Успешная адаптацияАдаптация - это активный процесс. Можно помочь себе и близким адаптироваться, если знать, что этому способствует. Эти условия подходят как эмигрантам в новой стране, так и детям в новом саду, так и педагогу в новом коллективе. Но, помните, нет универсальных советов - каждому поможет что-то свое. Экспериментируйте, не опускайте руки и пробуйте разное.

Что может помочь адаптироваться:

1. Внешние условия:

⁃ Совместная деятельность.

Новая деятельность вместе с другими людьми ускорит процесс - будь то рабочий проект или выезд за город. Для детей это совместные игры или занятия.

30.10.2022

Поговорим о детских рисунках?

Творчество в тоддлер

Вы задавались вопросом, почему тоддлеры стараются раскрасить пространство вокруг себя - стены, которые родители недавно покрасили свежей краской, мамин паспорт, собаку?

К первому году жизни ребенок обнаруживает, что может оставлять следы, благодаря действиям своего тела. Это называется “идея следа”. 

Следы - это подтверждение того, что “я есть в этом мире”. Это территориальное поведение. Люди постоянно сообщают миру о своем присутствии разными способами - вешают ленточки и замочки на мосты, пишут надписи “здесь был…”, оставляют граффити.

26.10.2022

Об адаптации

Об адаптацииСейчас, когда наша жизнь стремительно меняется, когда каждый день приходится сталкиваться с тревожными новостями - мы все больше приходим к мысли, что наша жизнь изменилась, и теперь нужно адаптироваться к новым условиям.

Цель этой статьи - рассказать про адаптацию, про то, что может помочь адаптироваться как взрослому, так и ребёнку.

Адаптация - с позднелатинского “прилаживание, приспособление”. Термин возникает из биологии. В социальной психологии адаптированным считается человек, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие, не нарушены.

Мне нравится идея разделения адаптации на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - это когда личность приспосабливается к внешним проблемным ситуациям и новым условиям жизни, а внутренняя - когда разрешает внутренние конфликты, связанные с новыми условиями.

Обычно обращают внимание только на внешнюю часть. Как по мне, важно смотреть, как человек проживает новый опыт, как он решает внутренние конфликты, например, между желаниями и долженствованиями, страхами и виной и т.д.

21.10.2022

Стратегии решения конфликтов

Представим ситуацию - идет занятие в Монтессори-классе, и тут два ребенка начинают кричать, ругаться и даже уже почти дерутся. Хочется быстро решить их конфликт, чтобы не мешали работать другим детям, и сами мирно продолжили заниматься. Что же делать? Можно вывести детей в коридор, расспросить их о ссоре и предложить варианты решения. Или отвести за стол переговоров и модерировать их разговор. Понятно, что последний вариант лучше всего, но он и трудозатратнее, и занимает больше времени, и может всегда скатиться к тому, что педагог выслушает детей и предложит решения. Так вот, чтобы этого не случилось, и нужна эта статья.
 
Понятно, что у детей, как и у взрослых, часто бывают конфликты. Конфликт – это наиболее острый способ решения противоречий. Всегда сначала возникают противоречия в интересах, целях или взглядах, а потом, если противоречия не удалось разрешить, возникает конфликт.
 
Можно ли избежать противоречий? Нет. Мир так устроен, что у людей всегда будут противоречия. Самый банальный пример - тропинка, на которой нельзя разойтись. Но не каждое противоречие приводит к конфликту, многое зависит от участников.
 
У нас есть правила приличия, нормы, традиции, ценности, опираясь на которые мы можем избежать конфликтов. Например, правила дорожного движения - отличный способ не превратить противоречия в конфликт. Когда мы говорим про умение решать конфликты, то часто имеем в виду умение решать противоречия, то есть не доводить до конфликта, до острой фазы.

13.10.2022

Педагог должен быть еще и конфликтологом

ПедагогПочему-то этому не учат и часто обходят стороной эту часть работы.
Педагогика - это обучение и воспитание. С этого начинается любой курс педагогики. А воспитание - это, по сути, помощь ребёнку в социализации, принятие норм и правил, способов общения и взаимодействия с людьми в нашем обществе. Всему этому ребенок может научиться и сам (а некоторые учителя этому могут даже мешать, показывая ужасный пример и нарушая этику общения и уважения к личности), но как бы у нас «повелитель мух» не получился.
 
Так вот любое взаимодействие с людьми, любое освоение норм и правил, да и все связанное с моралью включают в себе конфликт.
И педагог ежедневно в своей практике сталкивается с конфликтами:
 
 1. Между детьми.
 2. Между детьми и взрослыми.
 3. Между взрослыми (коллеги, родителями, руководством).

Конфликты могут возникнуть при любых противоречиях в мотивах, они неизбежны. А если педагог не умеет их решать, избегает, или, что чаще, не проявляет гибкого поведения и всегда решает их одним неосознанным способом, то происходит три вещи:

10.10.2022

Как помочь себе в сложной эмоциональной ситуации. Серфинг эмоций.

Упражнение для проживания сложных эмоций: гнева, горя, разочарования, тревоги, страха. Выполнять в безопасной, спокойной ситуации. 

Лучший способ справиться с этими чувствами: не избегать их, а осознано проживать. Это помогает не терять контроль над действиями и экологично пройти через трудные жизненные обстоятельства.

Заметьте, что вы чувствуете: гнев, разочарование, страх, тревогу или раздражение. 

  • Мысленно отступите назад и обратите внимание на то, как чувствует себя ваше тело.
  • Определите, где в теле ощущения наиболее заметны.
  • Сосредоточьте свое внимание на них, не осуждая их и не пытаясь изменить или избавиться от них.
  • Обратите внимание, испытываете ли вы какие-либо побуждения предпринять действия, например, кричать на кого-то, проявлять физическую агрессию, что-то делать, смотреть ленту, куда-то бежать.
  • Испытывайте свои эмоции, не действуя в соответствии с ними.
  • Эмоции во многом похожи на волны, которые вы можете переждать. Они поднимаются и опускаются относительно быстро до тех пор, пока вы ничего не делаете для их повторного запуска, например, оставаясь в ситуации, провоцирующей ваши чувства, или размышляя.

05.10.2022

Как помочь себе в сложной эмоциональной ситуации

Как помочь себе в сложной эмоциональной ситуации

В сегодняшней обстановке бывает трудно сохранять самообладание, оставаться спокойным и проживать свои чувства. Хотим познакомить вас с некоторыми техниками, которые могут помочь.

1.  Заземление.

Зачем:

Успокоение, обретение контроля над собой.

Что делать:

- Просканируйте вниманием ваше тело. От кончиков пальцев ног до макушки, уделите внимание каждой части.

- Можно представить, что вы дерево, а ваши ноги – это корни, уходящие глубоко в землю и вы крепко вросли в землю.

- Делайте максимально внимательно домашние дела. Например «осознанно» помойте посуду. Прочувствуйте тепло воды, гладкость тарелок.

 

2. Управлением вниманием. «Где мое внимание»?

Зачем:

Активизация сознательного внимание, обретение контроля над собой.

Чтобы начать делать любую из психологических техник, надо осознать, что сейчас вы погрязли в потоке тревожных мыслей и чувств, или делаете что-то не очень полезное на автомате, например, постоянно читаете новостную ленту. Надо включиться.

04.10.2022

Идеализм - боль Монтессори педагогики

Идеализм монтессори-педагогикиВ психологической практике я встречал множество клиентов, страдающих от идеализма. “Все должно быть идеальным образом или никак”. Поэтому все в итоге и получается - никак. Отношения, карьера, быт - все идёт под нож идеализма, а чтобы не видеть разбитого корыта, на смену приходит прокрастинация, неврозы и аддикции.
Вот вам и нездоровое стремление к идеалу.

А как дела с идеализмом обстоят у Монтессори-педагогов?

В Монтессори-методе много внимания уделяется тому, насколько идеальной должна быть среда, педагоги учатся показывать презентации идеальным образом, а понятие “нормализации” говорит нам о том, что нормализованная группа будет идеально работать сама. Но на деле педагог сталкивается с множеством трудностей - и ему начинает казаться, что либо он неуч, либо метод ошибочен, либо виноват кто-то третий. Вскоре за этим следует смена профессии.

19.09.2022

А что вы думаете об игре в монтессори-группе?

В детской игре развиваются многие важные для ребёнка компетенции: креативность, волевые качества, умение работать в команде, принимать решения, подстраиваться под ситуацию и подчиняться правилам. Академические занятия и разного рода «развивайки» не могут оказать такого воздействия на развитие мозга ребёнка, как игра.

Предлагаем вам небольшой отрывок лекции Борисовой О.Ф. лектора МИМП с интересными данными исследований по этой теме.

18.09.2022

Качели настроения педагога

Бывает так, что вы не в ресурсе и злитесь на детей? Представьте уставшую маму, которая не справляется с плачущим ребёнком. Ребёнок кричит, а мама бросает в ход все, что можно и нельзя: угрозы, манипуляции, крики.  

Давайте представим шкалу, в которой два полюса: от идеального ресурсного педагога до орущей в изнеможении на плачущего ребёнка мамы. Основной признак, который изменяется - это эмоции взрослого.

Почему же состояние педагога меняется?  

Ответ прост, педагог не справляется, поэтому переходит от педагогического воздействия к эмоциональному давлению. Есть определённое поведение детей, с которым справляться сложнее. Например, истерики или агрессия. Кому-то из педагогов может быть тяжело с ребёнком-выскочкой, а кому-то другому может быть тяжело с молчаливыми детьми. Я к тому, что педагогов могут по-разному триггерить разные дети. В одном мы, педагоги, едины - всем сложно с шумным агрессивным поведением и истериками. 

13.09.2022

Что помогает, а что мешает монтессори-педагогу

Что помогает монтессори-педагогуНачинающие и опытные педагоги сталкиваются со многими трудностями в работе: от проблем с нормализацией группы до недопонимания и конфликтов с руководством и родителями. Это приводит к тому, что пропадает удовлетворение от работы, теряется вдохновение и даже появляется желание уволиться.

Это первая часть видео, в котором мы поговорим:
- Что мешает успешной работы педагога?
- Что помогает?

Как отличить первое от второго:)

07.09.2022

Токсичность в педагогической среде (продолжение)

Токсичность в педагогикеДавайте разбираться, что за феномен такой – токсичность и в чем причины такого поведения. За основу рассуждений возьмем психоаналитическую модель.
С этой точки зрения феномен токсичности связан с психологическими защитами человека. По мнению психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс: «Человек, применяющий защиту, обычно пытается бессознательно реализовать одну (или обе) из двух функций. В первом случае избежать или справиться с мощными угрожающими чувствами (тревога, глубокое горе, стыд, зависть) или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями. Во втором случае поддержать самооценку» (Мак-Вильямс, 2015).

Простыми словами, педагог будет вести себя токсично, когда он переживает злость, стыд или другие сильные негативные эмоции, или если что-то угрожает его самооценке, например идея, что он плохой педагог, так как не справляется.

Ранее мы подробно говорили о токсичном взаимодействии между ребенком и педагогом. Сейчас поговорим о коллегах и руководителях.

31.08.2022

Токсичность в педагогике

Токсичность в педагогикеПоговорим об одной актуальной для человеческих взаимоотношений проблеме – токсичности.  

Что это такое? В психологии нет чёткого ответа что такое токсичность – это бытовое понятие, а не конкретный термин. Хотя сейчас оно очень популярное. Кстати, слово «токсичный» (toxic) стало словом 2018 года по версии Оксфордского словаря.  

В биологии Токсичность  (от лат. toxicus «ядовитый»), или ядови́тость, — токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества.  

Обычно так называют отношения, которые приносят дискомфорт и истощают. В них могут быть манипуляции, эмоциональное и психологическое насилие, скрытая враждебность...  

24.08.2022

Ценности в образовании

Ценности в образовании Выбирая сад или школу для ребенка, мы опираемся на наши ценности. Но мы не всегда их полностью осознаем, а еще у вас могут быть одни ценности, а у образовательного учреждения другие. Что может привести к тому, что вы останетесь недовольны выбором образовательного учреждения.

Рассмотрим подробнее 10 ценностей, которые чаще всего выделяют родители и педагоги. Вы сможете выбрать для себя основные и обсудить их с представителями садов или школ. Это позволит не разочароваться с выбором. А если вы придумаете еще ценности, то напишите их в комментариях.

1.Развитие личности

Личность – это довольно абстрактное понятие и многими психологами понимается по-разному, не говоря уже о родителях. Давайте определимся, что чаще всего имеется в виду. Всестороннее развитие? Скорее, это процесс изменения ребенка в результате социализации. Ребенок научается двум вещам: принимать нормы, правила, ценности группы и развивает в результате общения свои навыки и эмоциональный интеллект - знание эмоций и чувств, умение их опознавать у себя и других, умение реагировать на них.
Если учебный центр уделяет этому внимание, обсуждает с родителями, проводит специальные уроки общения для детей – то ценность реализуется...


16.08.2022

«Здесь меня не любят…». Поддержка или границы?

- Я хочу, чтобы папа и мама за мной пришли. Здесь меня не любят… здесь меня совсем не любят.
- Да сколько можно рыдать, я тебе уже три раза сказала - тебя вся группа ждет!

Это кусочек разговора, долетевший до меня через ограду в детском саду. Мне стало интересно, и я присел перевязать шнурки и послушать. Девочка, лет четырех, стояла посреди дорожки в садике и рыдала. Рядом стояла еще одна девочка, с которой они вместе шли в паре, и несмело уговаривала ее пойти дальше. Девочка же надрывалась, она потеряла липучку от обуви, а впереди за поворотом здания стояла вся группа и молодая учительница кричала через всю площадку, чтобы девочки догнали их.

И вроде ничего криминального не произошло. Воспитательница была спокойна, она подошла к ребенку и сказала, мол, найдем мы твою липучку, но нельзя так отставать от группы. Она взяла за руку плачущего ребенка и повела за собой.

Но у меня осталось ощущение, что сейчас произошло нечто важное. Это же один из основных вопросов педагогики. Вот плачет ребенок и сейчас воспитателю надо сделать выбор:

11.08.2022