Идеализм - боль Монтессори педагогики

19/09/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

 В психологической практике я встречал множество клиентов, страдающих от идеализма. “Все должно быть идеальным образом или никак”. Поэтому все в итоге и получается - никак. Отношения, карьера, быт - все идёт под нож идеализма, а чтобы не видеть разбитого корыта, на смену приходит прокрастинация, неврозы и аддикции.
Вот вам и нездоровое стремление к идеалу.

А как дела с идеализмом обстоят у Монтессори-педагогов?

В Монтессори-методе много внимания уделяется тому, насколько идеальной должна быть среда, педагоги учатся показывать презентации идеальным образом, а понятие “нормализации” говорит нам о том, что нормализованная группа будет идеально работать сама. Но на деле педагог сталкивается с множеством трудностей - и ему начинает казаться, что либо он неуч, либо метод ошибочен, либо виноват кто-то третий. Вскоре за этим следует смена профессии.

Но если разобраться, педагогические будни неидеальны. С методом все в порядке. Да, один ребёнок опять скандалит, а другого в очередной раз привели на занятие поздно, и все, что он успел, это порисовать карандашами. Снова, третий раз за неделю. Да, педагог не выставил вовремя планируемый материал, потому что адаптация новеньких заняла часть его времени. Да, нижние полки запылились, да, есть еще множество всего другого неидеального.
Зато класс живой, пусть не идеальный, но группа «дышит» и движется вперёд, вслед за ценностями гуманистической педагогики.

А если педагог решит, что группа работает неидеально, начнёт перекрывать воздух, давить на детей, конфликтовать с коллегами, всеми силами создавать видимость нормализованной работы, то грош цена такой нормализации. Такой учебный процесс принесет и детям, и самому педагогу больше вреда, чем пользы. И тут важно признаться себе, что ты перегнул палку и ошибся в суждениях и искать супервизора.


Я не говорю про попустительство. Про то, что можно смотреть сквозь пальцы на хаос в группе. Или оправдывать лень и некомпетентность идеей того, что «это мы просто больше свободы предоставляем ребёнку». Нет, я хочу сделать акцент вот на чем - когда педагоги под строгим надзором руководителя класса боятся сделать лишнее движение в презентации, когда дети ходят по струнке и просят, чтобы им показали хоть что-нибудь, главное лишь бы не застали без занятия - это уже что-то не то. Нет идеальной группы. Есть группы, где детям интересно и безопасно, и группы, где тревожно и много конфликтов и принуждения.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв