Функциональный анализ поведения (ФАП)

01/03/2024
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

В этой статье мы разберём один из основных методов в поведенческой психологии — функциональный анализ поведения.

Вы научитесь применять его в своей жизни и работе с детьми. Его можно использовать при наблюдении за детьми в классе для лучшего понимания причин действий детей.


Любое поведение имеет свою функцию. Что это значит? Функция — роль, назначение, смысл действия. Значит у любого поведения есть свое назначение, так? Если мы, выходя из дома, не можем вспомнить, выключили ли мы газ и возвращаемся, чтобы проверить, значит мы это делаем зачем-то. Если ребёнок кричит в классе, то у этого есть свое назначение. Можно было бы сказать, что он привлекает внимание. Но не все так просто. Десять разных детей будут кричать ради разного. Ведь у одного поведения могут быть разные функции. И чтобы не ошибиться в результатах интерпретации чужого или своего поведения, был придуман функциональный анализ поведения.

Давайте рассмотрим, как возникает поведение, чем подкрепляется (краткосрочные последствия) и как работает в долгосрочной перспективе.


A: Ситуация.
Что предшествовало поведению. Ситуация, контекст, и если есть возможность узнать, то эмоции, мысли, телесные ощущения.

B: Поведение.
 1. Внешнее поведение. То, что можно увидеть со стороны.
 2. Внутреннее поведение. Мысли, чувства. Что может сообщить человек.

C: Последствия для меня и для других.

 1. Краткосрочные 
 2. Долгосрочные

Итак, берем любую ситуацию. Например, ребёнок скандалит и кричит во время игры с другими детьми.


A: Ситуация.

Дети идут на площадку. Один ребёнок спорит с другими, говорит, что будет качаться первый на качелях. Если спросить ребенка об этом перед прогулкой, то он скажет, что хочет покачаться, но боится, что качели займут. 

B: Поведение.

1)Ребёнок бросился бежать к качеле, как только все дети вышли гулять. Его обогнали. Он стал кричать, лёг на землю, говорит, что хочет качаться, что он никогда не успевает покачаться. Пытается столкнуть другого с качели. Плачет. 
2)Ребёнок отвечает на вопросы педагога: «Они всегда качаются, а я нет. Это несправедливо! Со мной никто не хочет играть».

C: Последствия.

1)(краткосрочные) Учитель вмешивается, помогает договориться, говорит: «Давайте договариваться качаться по очереди».

2)(долгосрочные) Такое поведение закрепляется, дети начинают чаще провоцировать ребенка, специально быстрее занимать качели.

Если подробно разобрать все этапы, то можно увидеть:

  •  какая функция (назначение) у определённого поведения;
  •  сравнивая краткосрочные и долгосрочные последствия, можно понять продуктивно ли это поведение, помогает ли достижению цели в перспективе;
  •  можно понять, как на каждом этапе можно повлиять на поведение.

Можете разобрать поведение ребенка или свое по ФАП и написать кратко в комментариях, обсудим.


--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв