В этой статье мы разберём один из основных методов в поведенческой психологии — функциональный анализ поведения.
Вы научитесь применять его в своей жизни и работе с детьми. Его можно использовать при наблюдении за детьми в классе для лучшего понимания причин действий детей.
Любое поведение имеет свою функцию. Что это значит? Функция — роль, назначение, смысл действия. Значит у любого поведения есть свое назначение, так? Если мы, выходя из дома, не можем вспомнить, выключили ли мы газ и возвращаемся, чтобы проверить, значит мы это делаем зачем-то. Если ребёнок кричит в классе, то у этого есть свое назначение. Можно было бы сказать, что он привлекает внимание. Но не все так просто. Десять разных детей будут кричать ради разного. Ведь у одного поведения могут быть разные функции. И чтобы не ошибиться в результатах интерпретации чужого или своего поведения, был придуман функциональный анализ поведения.
Давайте рассмотрим, как возникает поведение, чем подкрепляется (краткосрочные последствия) и как работает в долгосрочной перспективе.
A: Ситуация.
Что предшествовало поведению. Ситуация, контекст, и если есть возможность узнать, то эмоции, мысли, телесные ощущения.
B: Поведение.
1. Внешнее поведение. То, что можно увидеть со стороны.
2. Внутреннее поведение. Мысли, чувства. Что может сообщить человек.
C: Последствия для меня и для других.
1. Краткосрочные
2. Долгосрочные
Итак, берем любую ситуацию. Например, ребёнок скандалит и кричит во время игры с другими детьми.
A: Ситуация.
Дети идут на площадку. Один ребёнок спорит с другими, говорит, что будет качаться первый на качелях. Если спросить ребенка об этом перед прогулкой, то он скажет, что хочет покачаться, но боится, что качели займут.
B: Поведение.
1)Ребёнок бросился бежать к качеле, как только все дети вышли гулять. Его обогнали. Он стал кричать, лёг на землю, говорит, что хочет качаться, что он никогда не успевает покачаться. Пытается столкнуть другого с качели. Плачет.
2)Ребёнок отвечает на вопросы педагога: «Они всегда качаются, а я нет. Это несправедливо! Со мной никто не хочет играть».
C: Последствия.
1)(краткосрочные) Учитель вмешивается, помогает договориться, говорит: «Давайте договариваться качаться по очереди».
2)(долгосрочные) Такое поведение закрепляется, дети начинают чаще провоцировать ребенка, специально быстрее занимать качели.
Если подробно разобрать все этапы, то можно увидеть:
Можете разобрать поведение ребенка или свое по ФАП и написать кратко в комментариях, обсудим.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
!--CUT-->