Патологическое фантазирование — это расстройство мышления. Оно может возникать у разных детей по разным причинам. Так как это явление встречается часто, и не все родители и педагоги понимают, что происходит с ребенком, то давайте рассмотрим поподробнее — у каких детей, и из-за каких причин, какой тип фантазий может быть.
1. Фантазии про то, что ребенок что-то страшное увидел/услышал.
«Мама у меня под кроватью монстр!».
Ребенок настолько хорошо что-то представляет, что взрослые даже могут подумать, что у ребёнка галлюцинации. Образы отражают страхи ребенка. При рассказе много красочных деталей, часто при повторном рассказе добавляются ещё.
Характерно для мечтательных детей, склонных к фантазиям. При напряженных ситуациях (например, конфликтов в семье/школе) фантазии учащаются.
2. Фантастические истории.
«Мои родители на самом деле это кто-то другой. У них есть большая яхта, остров».
Часто подобная фантастическая история помогает ребенку справиться со сложной ситуацией.
Характерно для:
- детей с шизоидными чертами (тогда ребенок уходит в фантазии и мало рассказывает их)
-детей с истерическими чертами (фантазии направлены на привлечение внимания, вызывание зависти)
3. Фантазии с повышенной лживостью.
«Я не сделал уроки, потому что меня бьют дома и не кормят».
Подобные фантазии направлены на вызывание жалости у окружающих. Часто они могут быть про бытовые вещи. Могут усиливаться, если ребенок получает от этого выгоду.
Характерно для детей, которые хотят получить выгоду. Фантазии могут усиливаться, если ребенок получает от этого пользу. Например, если взрослые дарят ему подарки, уделяют больше внимания.
4. Оговоры и самооговоры.
Дети могут оговорить педагогов, близких. Это очень сложная тема, особенно если связана с насилием. Тут подробно раскрывать не буду, хочется только обозначить, что такие оговоры могут быть. Важно очень внимательно подходить к данным ситуациям.
5. Вымышленный друг.
Выдумывание себе друга может быть компенсацией, если у ребенка нет друзей. Обычно создание правильных условий (посещение мест, где дети могут познакомиться и подружиться) приводит к тому, что после появления настоящих друзей, вымышленные забываются.
Но если вымышленные друзья вымещают настоящих друзей, то следует обратить на это внимание.
Характерно для детей, страдающих от одиночества или для детей с личностными особенностями.
6. Игровое перевоплощение.
Ребенок воображает, что он кто-то другой. Что он животное или какой-либо герой, и общается только из этой роли. От игры отличается тем, что для игры часто есть место и время, и ребенок может перестать играть, а при фантазировании ребенок не может выйти из роли.
Характерно для детей 4-10 лет с личностными особенностями (например, при РАС) или поведенческими особенностями.
Если обобщить, то можно
выделить несколько стратегий действия в зависимости от ситуации и причин патологического фантазирования:
Не может найти друзей или у ребенка закрепилась поведенческая привычка — с помощью фантазий достигать целей.
Консультация с психологом, поведенческая коррекция, смена контекста смогут решить эту трудность.
Для этого родителям стоит обратиться к семейному системному психологу (часто это два психолога, работающие с семьей в паре). В результате работы изменится семейная система, уменьшится негативное влияние, оказываемое семьей на ребёнка.
Могут встречаться при шизофрении, расстройствах аутистического регистра, при поражениях головного мозга. Важна диагностика и работа психолога совместно с неврологом/психиатром. Часто родители долго не обращаются к специалистам, игнорируя тревожащие симптомы и это очень понятно, ведь тяжело признавать, что с ребенком что-то не так. Но важно обозначить: чем раньше будет проведена качественная диагностика, тем легче будет помочь ребёнку.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.