Цель этой статьи — разобраться, где грань между игрой, и связанными с ней фантазиями ребенка, и патологическим фантазированием? Когда «игра в кошечку» перестает быть просто игрой?
Патологические фантазии — это яркие вымыслы, заменяющие реальность.
Причины могут быть различны. Ребёнок начинает жить в мире фантазий, они начинают казаться ему более реальными, чем мир вокруг, и он начинает искренне в них верить.
Примеры:
Например, дети могут рассказывать, что их в садике обижали. Оговорюсь, что родителям на такое важно сразу реагировать. Но иногда может оказаться, что на самом деле ребенка в садике не обижали, и по камерам все в порядке. У меня в практике были случаи, когда дети говорили, что их бьет учительница. Родители били тревогу, но в итоге оказывалось, что это детские фантазии
Характерно для школьников. Это фантазии, что «ребёнок всех победит», что «лучше всех делает что-либо». Часто ребёнок только говорит об этом и ничего другого не делает
Например, ребёнок «превращается в котёнка» и ведёт себя постоянно как котёнок.
Почему возникает патологическое фантазирование и зачем:
Фантазирование отражает реализацию стремления к самоутверждению. Когда своих сил не хватает, чтобы занять определённое место, ребёнок начинает компенсировать это, выдумывает что-либо, и начинает в это верить
Более невротический механизм. Если, например, у ребенка очень тяжелая обстановка дома, то он может ее вытеснять и рассказывать выдуманные истории.
Критерии патологического фантазирования:
1. Доминирование в сознании.
Если это замещает повседневную деятельность, ребёнок запускает все дела, не делает то, что характерно для задач его возраста. Например, школьник, вместо общения с другими детьми, рассказывает только про своего вымышленного друга.
2. Готовность к перевоплощению в выдуманные образы.
Просит, чтобы его постоянно называли иначе (например, «Человек Паук»), постоянно одевается, как выбранный герой, ведет себя из этой роли.
3. Вживание в вымыслы.
Верит в то, что фантазирует. Если говорит, что в садике обижают, то верит в это.
4. Появление расстройств поведения, связанных с фантазиями.
Например, ходит на четвереньках и мяукает, кушать будет только с пола, потому что он кошечка. Важно, что это происходит не в игре, а ежедневно в обыденной жизни.
5. Потеря произвольности возникновения.
Ребёнок не контролирует фантазии и свое поведение. Если говорить ему «перестань играть в кошечку», он произвольно это не может сделать или может переключится лишь ненадолго.
Фантазии могут возникать у детей по-разным причинам. Часто у таких детей могут быть трудности с адаптацией в детском саду, высокая тревожность. Состояние может ухудшаться после конфликтных ситуаций.
❔ Что делать?
Если вы видите, что у ребенка проявляются черты патологического фантазирования:
✅ Можно рекомендовать родителям обратиться с ребёнком к детскому психологу, часто это является сигналом о психологических трудностях у ребенка. У него возникают эти фантазии не просто так, значит его психика сейчас с чем-то не справляется, и важно ему в этом помочь. Если он будет оставаться со своими трудностями наедине, то это повлияет на развитие личности, формирование характера и на когнитивные способности. Простыми словами, вместо общения и развития, ребёнок будет уходить в фантазии.
✅ Если вы педагог. Можно обсудить с коллегами, как помочь ребёнку с адаптацией. Как создать безопасную и поддерживающую среду, и при этом не потакать расстройствам поведения ребенка.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.