Патологическое фантазирование у детей

10/02/2024
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП


Цель этой статьи — разобраться, где грань между игрой, и связанными с ней фантазиями ребенка, и патологическим фантазированием? Когда «игра в кошечку» перестает быть просто игрой?

Патологические фантазии — это яркие вымыслы, заменяющие реальность. 

Причины могут быть различны. Ребёнок начинает жить в мире фантазий, они начинают казаться ему более реальными, чем мир вокруг, и он начинает искренне в них верить.


Примеры:

  • Фантастические оговоры и самооговоры.

Например, дети могут рассказывать, что их в садике обижали. Оговорюсь, что родителям на такое важно сразу реагировать. Но иногда может оказаться, что на самом деле ребенка в садике не обижали, и по камерам все в порядке. У меня в практике были случаи, когда дети говорили, что их бьет учительница. Родители били тревогу, но в итоге оказывалось, что это детские фантазии

  • Фантазии героического превосходства.

Характерно для школьников. Это фантазии, что «ребёнок всех победит», что «лучше всех делает что-либо». Часто ребёнок только говорит об этом и ничего другого не делает

  • Фантазии с игровым перевоплощениями.

Например, ребёнок «превращается в котёнка» и ведёт себя постоянно как котёнок.


Почему возникает патологическое фантазирование и зачем:

  • Псевдокомпенсация.

Фантазирование отражает реализацию стремления к самоутверждению. Когда своих сил не хватает, чтобы занять определённое место, ребёнок начинает компенсировать это, выдумывает что-либо, и начинает в это верить

  • Вытеснение субъективно-непереносимой ситуации.

Более невротический механизм. Если, например, у ребенка очень тяжелая обстановка дома, то он может ее вытеснять и рассказывать выдуманные истории.


Критерии патологического фантазирования:

1. Доминирование в сознании.

Если это замещает повседневную деятельность, ребёнок запускает все дела, не делает то, что характерно для задач его возраста. Например, школьник, вместо общения с другими детьми, рассказывает только про своего вымышленного друга.

2. Готовность к перевоплощению в выдуманные образы.

Просит, чтобы его постоянно называли иначе (например, «Человек Паук»), постоянно одевается, как выбранный герой, ведет себя из этой роли.

3. Вживание в вымыслы.

Верит в то, что фантазирует. Если говорит, что в садике обижают, то верит в это.

4. Появление расстройств поведения, связанных с фантазиями.

Например, ходит на четвереньках и мяукает, кушать будет только с пола, потому что он кошечка. Важно, что это происходит не в игре, а ежедневно в обыденной жизни.

5. Потеря произвольности возникновения.

Ребёнок не контролирует фантазии и свое поведение. Если говорить ему «перестань играть в кошечку», он произвольно это не может сделать или может переключится лишь ненадолго.

Фантазии могут возникать у детей по-разным причинам. Часто у таких детей могут быть трудности с адаптацией в детском саду, высокая тревожность. Состояние может ухудшаться после конфликтных ситуаций.


❔ Что делать?

Если вы видите, что у ребенка проявляются черты патологического фантазирования:

✅ Можно рекомендовать родителям обратиться с ребёнком к детскому психологу, часто это является сигналом о психологических трудностях у ребенка. У него возникают эти фантазии не просто так, значит его психика сейчас с чем-то не справляется, и важно ему в этом помочь. Если он будет оставаться со своими трудностями наедине, то это повлияет на развитие личности, формирование характера и на когнитивные способности. Простыми словами, вместо общения и развития, ребёнок будет уходить в фантазии.

✅ Если вы педагог. Можно обсудить с коллегами, как помочь ребёнку с адаптацией. Как создать безопасную и поддерживающую среду, и при этом не потакать расстройствам поведения ребенка.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв