Упражнение для проживания сложных эмоций: гнева, горя, разочарования, тревоги, страха. Выполнять в безопасной, спокойной ситуации.
Лучший способ справиться с этими чувствами: не избегать их, а осознано проживать. Это помогает не терять контроль над действиями и экологично пройти через трудные жизненные обстоятельства.
Заметьте, что вы чувствуете: гнев, разочарование, страх, тревогу или раздражение.
Короткий план по работе с эмоциями - «ЗДОРОВО»:
З – Замечаем
Д – Дышим
О – Отдаемся на волю волн
Р – Расширяем пространство
О – Обращаем внимание
В – Выверяем соответствие ценностям
О – Отдаемся действию
«ЗДОРОВО» – план работы с эмоцией
ЗАМЕЧАЕМ: начинаем исследовать эмоцию. Где именно в теле она ощущается? Как она ощущается?
ДЫШИМ: делаем несколько медленных глубоких вздохов. Вдыхаем воздух в эмоцию и создаем для него пространство.
ОТДАЕМСЯ НА ВОЛЮ ВОЛН: действуем так, словно эмоция – это волна, а мы – серферы. Отмечаем, где именно ощущается эмоция и какова его интенсивность. Следим за его динамикой: растет ли она или уже стихает. Можно использовать 10 бальную шкалу оценки. Отслеживаем изменение оценок на разных этапах эмоции. Не пытаемся опережать события.
РАСШИРЯЕМ ПРОСТРАНСТВО: дышим в позыв и создаем для нее свободное пространство. Неважно, насколько велика эмоция, мы все равно больше! Позволяем ей быть, не пытаемся с ней бороться. Если внутри будет достаточно места, рано или поздно она достигнет пика и пойдет на убыль.
ЗАМЕЧАЕМ МЫСЛИ: мы не даем бесполезным мыслям поймать нас на крючок и неуклонно возвращаем внимание к тому, что происходит здесь и сейчас.
ВЫВЕРЯЕМ СООТВЕТСТВИЕ ЦЕННОСТЯМ: сверяемся со своими глубинными ценностями: какими людьми мы хотим быть, какую жизнь стремимся создать. Затем выбираем действие, которое направляет нашу жизнь в нужную сторону.
ОТДАЕМСЯ ДЕЙСТВИЮ: полностью погружаемся в выбранное действие. Пусть мысли и чувства приходят и уходят своим чередом – все внимание сосредоточено только на действиях.
Три основных принципа ТПП:
1. Терпеливо принимаем внутренний опыт.
2. Прокладываем маршрут к ценностям.
3. Предпринимаем действия.
В сегодняшней обстановке бывает трудно сохранять самообладание, оставаться спокойным и сосредоточенным. Хотим познакомить вас с некоторыми техниками, которые могут помочь.
1. Заземление.
Зачем:
Успокоение, обретение контроля над собой.
Что делать:
- Просканируйте вниманием ваше тело. От кончиков пальцев ног до макушки, уделите внимание каждой части.
- Можно представить, что вы дерево, а ваши ноги – это корни, уходящие глубоко в землю и вы крепко вросли в землю.
- Делайте максимально внимательно домашние дела. Например «осознанно» помойте посуду. Прочувствуйте тепло воды, гладкость тарелок.
2. Управлением вниманием. «Где мое внимание»?
Зачем:
Активизация сознательного внимание, обретение контроля над собой.
Чтобы начать делать любую из психологических техник, надо осознать, что сейчас вы погрязли в потоке тревожных мыслей и чувств, или делаете что-то не очень полезное на автомате, например, постоянно читаете новостную ленту. Надо включиться.
Что делать:
Сформировать привычку задавать себе вопрос: «Где мое внимание»? Когда понимаете, что застряли в сложных мыслях и тревоги делает какое-либо упражнение.
3. Валидация и нормализация чувств.
«Мои чувства нормальны и соответствуют данной ситуации, и я имею на них право».
Зачем:
Мы сейчас испытываем комплекс сложных эмоций и чувств. Иногда бывает так, что в сложных ситуациях нет времени и возможности прожить горе или другие сложные чувства. Но игнорирование их может привести потом к трудностям. Поэтому, в безопасной ситуации, важно дать себе возможность прожить свои чувства, поплакать.
Что делать:
Сказать себе, что то, что я испытываю это нормально. Я имею на это право. Если есть такая возможность, то поделитесь своими чувствами с близкими людьми или с психологом. Никому еще не становилось плохо от выражения и проживания своих чувств и эмоций, а вот подавление может привести к психологическим трудностям.
Важно: Данное упражнение делать в безопасной атмосфере. Если сейчас важно собраться и действовать, то можно отложить упражнение на потом.
4.Контакт с ценностями.
Зачем:
Нахождение сил действовать, понимание того, ради чего действуете и чего хочется достичь. Наши ценности – это лучшая мотивация, стремления к ним придает нам сил и позволяет продолжать действовать, несмотря ни на что. Достижение целей, соответствующих вашим ценностям, приносит удовлетворение и улучшает самочувствие.
Что делать:
Спросить себя: «Чем важно для вас то, что вы сейчас делаете или планируете делать»? Когда вы будете видеть связь ежедневный действий со своими ценностями, легче будет продолжать действовать.
Например:
- чем важно поддерживать уехавшего заграницу близкого человека
- чем важно учиться дальше программированию
- чем важно не пропускать приёмы пищи и т.д.
5. Психообразование
Зачем:
Когда мы знаем, как происходят какие-либо психологические или физиологические процессы, нам легче проживать их, мы понимаем, что это нормально.
Что делать:
Изучите механизмы стресса, проживания потери, горевания. Можно посмотреть научно-популярные каналы на YouTube, обсудить с психологом свое состояние и тревожащие симптомы, если они есть.
6.Техники разделения с мыслями.
Зачем:
Если вас докучают трудные мысли. Если вы замечаете, что вязните в них и из-за этого повышается тревога.
Что делать:
1) Представьте, что вы развешиваете сои мысли по квартире, например на стену, как в детективах, чтобы наблюдать за ними со стороны.
2) Представите мысли в виде ленты инстаграма, в которой эти мысли постоянно появляются, а вы пролистываете ее дальше, замечаете мысль, потом опять пролистываете дальше. Наблюдая за ними со стороны.
3) Можно представить, что мысли - это облака в небе или листья на поверхности воды.
Это может быть любой образ. Весь смысл в том, чтобы разделиться с мыслями, но не игнорировать и не стараться подавить их. Мысли приходят и уходят, даже самые тревожные, вы их замечаете и отпускаете.
Эти техники можно спокойно делать в свободное время, когда чувствуете необходимость.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
В психологической практике я встречал множество клиентов, страдающих от идеализма. “Все должно быть идеальным образом или никак”. Поэтому все в итоге и получается - никак. Отношения, карьера, быт - все идёт под нож идеализма, а чтобы не видеть разбитого корыта, на смену приходит прокрастинация, неврозы и аддикции.
Вот вам и нездоровое стремление к идеалу.
А как дела с идеализмом обстоят у Монтессори-педагогов?
В Монтессори-методе много внимания уделяется тому, насколько идеальной должна быть среда, педагоги учатся показывать презентации идеальным образом, а понятие “нормализации” говорит нам о том, что нормализованная группа будет идеально работать сама. Но на деле педагог сталкивается с множеством трудностей - и ему начинает казаться, что либо он неуч, либо метод ошибочен, либо виноват кто-то третий. Вскоре за этим следует смена профессии.
Но если разобраться, педагогические будни неидеальны. С методом все в порядке. Да, один ребёнок опять скандалит, а другого в очередной раз привели на занятие поздно, и все, что он успел, это порисовать карандашами. Снова, третий раз за неделю. Да, педагог не выставил вовремя планируемый материал, потому что адаптация новеньких заняла часть его времени. Да, нижние полки запылились, да, есть еще множество всего другого неидеального.
Зато класс живой, пусть не идеальный, но группа «дышит» и движется вперёд, вслед за ценностями гуманистической педагогики.
А если педагог решит, что группа работает неидеально, начнёт перекрывать воздух, давить на детей, конфликтовать с коллегами, всеми силами создавать видимость нормализованной работы, то грош цена такой нормализации. Такой учебный процесс принесет и детям, и самому педагогу больше вреда, чем пользы. И тут важно признаться себе, что ты перегнул палку и ошибся в суждениях и искать супервизора.
Я не говорю про попустительство. Про то, что можно смотреть сквозь пальцы на хаос в группе. Или оправдывать лень и некомпетентность идеей того, что «это мы просто больше свободы предоставляем ребёнку». Нет, я хочу сделать акцент вот на чем - когда педагоги под строгим надзором руководителя класса боятся сделать лишнее движение в презентации, когда дети ходят по струнке и просят, чтобы им показали хоть что-нибудь, главное лишь бы не застали без занятия - это уже что-то не то. Нет идеальной группы. Есть группы, где детям интересно и безопасно, и группы, где тревожно и много конфликтов и принуждения.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
В детской игре развиваются многие важные для ребёнка компетенции: креативность, волевые качества, умение работать в команде, принимать решения, подстраиваться под ситуацию и подчиняться правилам. Академические занятия и разного рода «развивайки» не могут оказать такого воздействия на развитие мозга ребёнка, как игра.
Предлагаем вам небольшой отрывок лекции Борисовой О.Ф., преподавателя МИМП, с интересными данными исследований по этой теме.
--
Автор статьи: Борисова Оксана Феликсовна (подробнее)
К.п.н.,заведующая детского сада и начальной школы Монтессори в г. Снежинске. Разработчик программ и дидактических монтессори-материалов. Подготовкой монтессори-педагогов в России занимается с 1996г.
Бывает так, что вы не в ресурсе и злитесь на детей? Представьте уставшую маму, которая не справляется с плачущим ребёнком. Ребёнок кричит, а мама бросает в ход все, что можно и нельзя: угрозы, манипуляции, крики.
Давайте представим шкалу, в которой два полюса: от идеального ресурсного педагога до орущей в изнеможении на плачущего ребёнка мамы. Основной признак, который изменяется - это эмоции взрослого.
Почему же состояние педагога меняется?
Ответ прост, педагог не справляется, поэтому переходит от педагогического воздействия к эмоциональному давлению. Есть определённое поведение детей, с которым справляться сложнее. Например, истерики или агрессия. Кому-то из педагогов может быть тяжело с ребёнком-выскочкой, а кому-то другому может быть тяжело с молчаливыми детьми. Я к тому, что педагогов могут по-разному триггерить разные дети. В одном мы, педагоги, едины - всем сложно с шумным агрессивным поведением и истериками.
Практические советы для поддержания баланса:
1. Отслеживать своё состояние. Если вы не в ресурсе, то сделайте паузу, по возможности передайте детей другому педагогу.
2. Если вы часто не в ресурсе, то нужно найти причины. Сходите к психологу и на супервизию.
3. Если вы чувствуете, что сейчас во взаимодействии с детьми или родителями что-то не так, то можно сделать упражнение (ниже).
Предлагаю упражнение из АКТ (терапия принятия и ответственности). Его можно делать в любую свободную минуту, например, когда вы идёте на работу.
• Заметьте, что вы здесь и сейчас, что вы осознаете то, что происходит вокруг. Посмотрите по сторонам, прислушайтесь, ощутите своё тело.
• Думая о предстоящей встрече с ребёнком или с родителем, поищите в памяти – в прошлом или в детстве, если можете пройти так далеко, – нечто похожее на его поведение. Может, как вы вели себя похожим образом. Просто позвольте воспоминанию всплыть, а затем несколько минут наблюдайте его. Отметьте для себя, кто ещё был там и что вы тогда делали/чувствовали/думали.
• Попробуйте ощутить все, что вы ощущали тогда, не просто вспомнить, а попытаться прожить те чувства.
• Представьте ребёнка или взрослого, с которым вы встретитесь. Представьте, где он может быть в этот момент. Представь то, что он в данный момент видит, слышит, что делает.
• Что этот человек может чувствовать? Предоставьте себе возможность почувствовать это.
• О чем этот человек может думать? Подумайте об этом.
• Что может беспокоить этого человека? Отметьте его беспокойство.
• Что вашему собеседнику глубоко небезразлично? Сможете ли вы это почувствовать?
• О чем может беспокоиться этот человек по поводу предстоящей встречи с вами? Посмотрите, сможете ли вы почувствовать это.
• Теперь вновь вернитесь в настоящее. Что больше всего беспокоит вас в предстоящей встрече?
• Затем, когда вы окажетесь в настоящем моменте, подумайте вот о чем: сейчас происходит нечто важное. Встреча важна как вам, так и ребёнку. Этот ребёнок попался вам не просто так на педагогическом пути, вы можете как много дать ему, так и много взять для себя.
Это упражнение хорошо развивает эмпатию и помогает наладить контакт. А ещё позволяет больше внимания уделить своим чувствам. Возможно, вам придут инсайты о том, почему именно этот ребёнок или взрослый так сильно выводит вас из себя. Это позволит стать более устойчивым в своём эмоциональном состоянии.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Начинающие и опытные педагоги сталкиваются со многими трудностями в работе: от проблем с нормализацией группы до недопонимания и конфликтов с руководством и родителями. Это приводит к тому, что пропадает удовлетворение от работы, теряется вдохновение и даже появляется желание уволиться.
Это первая часть видео, в котором мы поговорим: - Что мешает успешной работы педагога? - Что помогает?
Как отличить первое от второго:)
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г. Снежинске.
Токсичными могут быть различные участники педагогического процесса. Это может быть руководитель, после общения с которым, сотрудникам становится не по себе. Может быть педагог, которого боятся и избегают дети и на которого жалуются коллеги. Может быть родитель, пообщавшись с которым, педагог задумывается о смене профессии. А может быть и обесценивающий ребенок, обижающий других детей.
В этой статье мы говорим о токсичности, как о поведении человека. Это не маркер того, что человек плохой. Мы говорим о повторяющихся действиях человека, за которыми скрывается агрессия, которые неприятны другим участникам взаимодействия, и вредят коллективу и учебному процессу.
Что делать, если вы встречаетесь с токсичностью в педагогическом процессе?
Самый простой вывод, который можно сделать сразу – эти люди не полезны для педагогического процесса, это какие-то нехорошие люди, нужно либо изменить их поведение, либо исключить из учебного процесса.
Но, как говорят нам психологические эксперименты: нет плохих или хороших людей, а есть люди, совершающие определенные поступки под влияние определенных обстоятельств. И у токсичного поведения есть свои причины.
Давайте разбираться, что за феномен такой – токсичность и в чем причины такого поведения. За основу рассуждений возьмем психоаналитическую модель.
С этой точки зрения феномен токсичности связан с психологическими защитами человека. По мнению психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс: «Человек, применяющий защиту, обычно пытается бессознательно реализовать одну (или обе) из двух функций. В первом случае избежать или справиться с мощными угрожающими чувствами (тревога, глубокое горе, стыд, зависть) или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями. Во втором случае поддержать самооценку» (Мак-Вильямс, 2015).
Простыми словами, педагог будет вести себя токсично, когда он переживает злость, стыд или другие сильные негативные эмоции, или если что-то угрожает его самооценке, например идея, что он плохой педагог, так как не справляется.
Ранее мы подробно говорили о токсичном взаимодействии между ребенком и педагогом. Сейчас поговорим о коллегах и руководителях.
Самый простой критерий понять, что с вами общаются токсично – вам плохо от этого взаимодействия.
А вот список пунктов, почему может быть плохо:
1. Постоянная драматизация.
“Эти родители невыносимы, этот ребенок ужасен. Как можно так воспитывать детей”. И прочее и прочее…. Понятно, что для того, чтобы снять напряжение, педагоги могут пошутить или посокрушаться по поводу общения с ребенком или родителем, но если эта тема становится постоянной, то и коллегам неловко, и атмосфера в коллективе в целом портится.
2. Неумение слышать собеседника.
Сложно договориться с коллегой или руководителем. Вас совсем не слышат, а только выслушивают для порядка. Договориться о чем-то тяжело, а договоренности игнорируются. Через какое-то время пропадает желание обращаться и что-то обсуждать.
3. Агрессивность.
Проявление агрессии по отношению к вам или другим коллегам. Повышение голоса, отчитывание, пристыживание. Иногда агрессия проявляется и невербально: закатывание глаз, паузы, попытки заставить ждать себя подолгу на встречу.
4. Негативизм.
Отвержение новых идей, спор, критика.
5. Желание все приукрасить.
Приукрашивание положения дел в вашем центре.
6. Вечная критика.
Проведенные мероприятия будут подвергаться критике, а также подвергаться критике будут педагоги, дети и родители. Критика будет отличаться от конструктивной тем, что подвергаться критике будут люди, а не действия и поступки.
7. Похищение времени.
Будете долго что-то обсуждать, выпадая из тайминга, задерживаться на работе допоздна.
8. Любовь к сплетням.
Долгое обсуждение родителей и других педагогов. Если это идет со стороны руководителя, то остальным педагогам приходится включаться или чувствовать себя неловко.
9. Уверенность в своей правоте.
Человек будет считать свое мнение единственно правильным и не прислушиваться к мнению окружающих.
10. Тотальный контроль и неумение делегировать контролирование всех моментов учебного процесса, когда нужно согласовывать абсолютно все свои планы и действия. А иногда, придя со своей идеей, вам придется отказаться от нее и выполнять идею руководства. Совокупность этих пунктов создает плохую атмосферу в учебном заведении. Ни детям, ни педагогам, ни родителям не будет от этого хорошо. По сути токсичное поведение, как и любое агрессивное поведение, должно помогать нам прожить наши чувства, отреагировать на ситуацию, чтобы изменить ее и дальше радоваться жизни. Но этого не происходит. Человек продолжает постоянно злиться, хотя сама ситуация не стоит того. Значит причина постоянной злости не в ситуации, а в личностных особенностях человека. И тут остаются два пути: психотерапия или смена профессиональной деятельности. Ну а если вы работаете с такими людьми, то либо подстраиваться, либо менять коллектив, ведь другого человека не изменить.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Поговорим об одной актуальной для человеческих взаимоотношений проблеме – токсичности.
Что это такое? В психологии нет чёткого ответа что такое токсичность – это бытовое понятие, а не конкретный термин. Хотя сейчас оно очень популярное. Кстати, слово «токсичный» (toxic) стало словом 2018 года по версии Оксфордского словаря.
В биологии Токсичность (от лат. toxicus «ядовитый»), или ядови́тость, — токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества.
Обычно так называют отношения, которые приносят дискомфорт и истощают. В них могут быть манипуляции, эмоциональное и психологическое насилие, скрытая враждебность.
Если один партнёр всё время контролирует, критикует или игнорирует потребности другого — это токсичность. Критерий субъективный, человек который попадает в токсичное взаимодействие, будет себя плохо чувствовать от этого каждый раз.
Если один партнёр всё время контролирует, критикует или игнорирует потребности другого — это токсичность.
Три основных пункта токсичности:
1. контроль;
2. критика;
3. игнорирование потребностей.
А теперь представим токсичные ситуации в детском саду или школе. Часто ли их можно наблюдать? К сожалению, да. И не всегда педагог замечает, что ведет себя токсично.
Приведу самый распространенный пример:
Ребенок нарушает правила, например, шумит в группе – громко разговаривает во время занятия. Педагог раздражается, потому что этот ребенок нарушает правила частенько. А еще педагог перерабатывает, у него маленькая з/п, педагог выгорел, слишком много сложных детей в группе и т.д., поэтому педагог сильно раздражается. В итоге он выводит ребенка из класса и говорит: «Ты не можешь тихо сидеть в классе, посиди теперь в коридоре, когда сможешь тихо себя вести – вернешься!».
Я написал максимально тактичный вариант высказывания педагога, часто может быть более грубо.
И вот мы видим:
- педагог контролирует поведение ребенка;
- критикует его;
- потребности ребенка не учтены и не прояснены.
Ребенок, скорее всего, будет испытывать злость на педагога, но так как проявлять ее нельзя, то будет подавлять. Постоянное подавление будет вызывать напряжение, что в итоге может привести к тому, что он снова начнет шуметь, что вызовет более грозную реакцию педагога. И вот уже у педагога с этим ребенком происходит постоянное токсичное взаимодействие, что мешает установлению хорошего контакта между учителем и ребенком и всему учебному процессу.
Возникает вопрос – но как же тогда соблюсти дисциплину в классе? Думаю, кто-то может ответить, мол, “избегая жесткости, мы вообще одних неженок воспитаем. А то все носятся сейчас со своей токсичностью, газлайтингом и прочими. Никто не говорил, что жить легко”.
И вот тут мы и загнали себя между Сциллой и Харибдой, создав ситуацию, где есть две альтернативы, либо жесткие границы и постоянные замечания, либо попустительство и хаос в группе.
Несмотря на то, что педагогические системы, в том числе, Монтессори – подробно разбирают что делать в такой ситуации (как - обязательно обсудим), все мы люди и в не ресурсном состоянии педагог может просто отреагировать попыткой контролировать поведение ребенка, критикуя его.
И это важно замечать за собой.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Выбирая сад или школу для ребенка, мы опираемся на наши ценности. Но мы не всегда их полностью осознаем, а еще у вас могут быть одни ценности, а у образовательного учреждения другие. Что может привести к тому, что вы останетесь недовольны выбором образовательного учреждения.
Рассмотрим подробнее 10 ценностей, которые чаще всего выделяют родители и педагоги. Вы сможете выбрать для себя основные и обсудить их с представителями садов или школ. Это позволит не разочароваться с выбором. А если вы придумаете еще ценности, то напишите их в комментариях.
1.Развитие личности
Личность – это довольно абстрактное понятие и многими психологами понимается по-разному, не говоря уже о родителях. Давайте определимся, что чаще всего имеется в виду. Всестороннее развитие? Скорее, это процесс изменения ребенка в результате социализации. Ребенок научается двум вещам: принимать нормы, правила, ценности группы и развивает в результате общения свои навыки и эмоциональный интеллект - знание эмоций и чувств, умение их опознавать у себя и других, умение реагировать на них. Если учебный центр уделяет этому внимание, обсуждает с родителями, проводит специальные уроки общения для детей – то ценность реализуется.
2. Обучение
А это пресловутый ЗУН. То есть “знания, умения, навыки”. Знания – я знаю, что это буква называется «ю». Умения – умею писать прописную букву «ю». Навыки – умею бегло и правильно писать. Пишу автоматически, не надо специально фокусироваться на правильном написании буквы «ю». Тут важно конкретизировать, какие знания, умения и навыки важны для вас. Обычно это готовность к школе в саду или освоение программы за определенный класс в школе. Но у разных школ будут разные критерии, а у разных классов разные программы. Важно согласовывать и обсуждать эти моменты с педагогами, чтобы к концу года не оказалось сюрпризов. И не надо фокусироваться только на ЗУНах! Ведь даже в критериях готовности к школе много значения уделяется не только умению читать, писать и считать в столбик, а развитию памяти, мышления, развитию произвольного внимания и эмоционально-волевой сферы. Все учебные заведение нацелены на обучение, но может быть разница в предметах, интенсивности и трудности учебных задач.
3. Психическое развитие
Это развитие основных психических процессов: мышления, памяти, внимания. Это сквозные психические процессы и развиваются они в процессе взросления и освоения различных деятельностей. Что важно, так это учитывать взаимовлияние мышления, памяти и внимания на учебный процесс и наоборот. При возникновении трудностей в учебном процессе, важно провести диагностику особенностей развития мышления, памяти и внимания ребенка. Для этого можно обратиться к психологу или нейропсихологу.
4. Развитие мотивационно-волевой сферы
Мотивация – двигатель учебного процесса. Она может быть как внешняя – учусь ради оценок или наград, так и внутренняя – учусь, потому что мне это нравится, хочу больше узнавать и т.д. Без внутренней мотивации ребенок, закончивший на отлично музыкальную школу, больше никогда не возьмет инструмент в руки. Чтобы этого избежать, у него должен быть личный интерес, внутренняя мотивация. Важно, чтобы у ребенка была возможность самостоятельно выбирать занятие. Постепенно продвигаться в освоении предмета, чувствовать радость от успеха, презентовать свои знания, обучать других, чувствовать себя компетентным, видеть социальную значимость своих знаний и многое другое. Если же ребенка заставлять что-то делать, сравнивать с другими детьми, давить на него и подключать активно систему внешней мотивации – то внутренняя мотивация не будет развиваться.
5. Безопасность и присмотр
Это тоже ценность. Ребенок сыт, согрет, чист и не в опасности, как физической, так и эмоциональной. Готов ли родитель отдавать ребенка в лучшую школу, где он будет находиться в эмоционально небезопасной среде, где ругаются учителя или травят другие ученики. Это ценность всегда должна быть в приоритете.
6. Эмоциональный комфорт
«Главное, чтобы ребенку нравилось» - часто говорят родители. И это действительно важно, это основной компонент в мотивационной сфере. И данная ценность будет связана со многими другими. По сути, это одна из частей фундамента успешного учебного процесса.
7. Морально-политически-религиозное развитие
Есть ли религиозное воспитание, разделены ли мальчики и девочки, преподают ли там ножевой бой (это не шутка, я встречал такие занятия в начальных школах), поют ли патриотические песни, празднуют ли 23 феврали и 8 марта и как подают эти праздники. Важно чтобы взгляды на эти вопросы совпадали у детских центров и у родителей.
8. Жизненный опыт
Говоря про эту ценность , родители обычно имеют в виду социализацию и адаптацию к определенным условиям. Например: «Походит в государственный сад – жизни научится». Или наоборот: «Мы хотим отдать ребенка в частный сад, чтобы он не получил негативного опыта».
9. Удобно и недорого
Это тоже важный пункт. Часто даже полезнее будет учиться в средней школе поблизости и в свободное время заниматься с репетиторами, чем ездить 1,5 часа в лицей.
10. Коллектив
Педагоги, которые нравятся вам и вашим детям, а также другие дети, которые там же занимаются, могут повлиять на выбор учебного учреждения.
--
Статья «Самое важное при выборе сада/школы»
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
- Я хочу, чтобы папа и мама за мной пришли. Здесь меня не любят… здесь меня совсем не любят.
- Да сколько можно рыдать, я тебе уже три раза сказала - тебя вся группа ждет!
Это кусочек разговора, долетевший до меня через ограду в детском саду. Мне стало интересно, и я присел перевязать шнурки и послушать. Девочка, лет четырех, стояла посреди дорожки в садике и рыдала. Рядом стояла еще одна девочка, с которой они вместе шли в паре, и несмело уговаривала ее пойти дальше. Девочка же надрывалась, она потеряла липучку от обуви, а впереди за поворотом здания стояла вся группа и молодая учительница кричала через всю площадку, чтобы девочки догнали их.
И вроде ничего криминального не произошло. Воспитательница была спокойна, она подошла к ребенку и сказала, мол, найдем мы твою липучку, но нельзя так отставать от группы. Она взяла за руку плачущего ребенка и повела за собой.
Но у меня осталось ощущение, что сейчас произошло нечто важное. Это же один из основных вопросов педагогики. Вот плачет ребенок и сейчас воспитателю надо сделать выбор:
1. Поддержать ребенка
либо
2. Спокойно поговорить с ним, настоять на своем. Удержать границы
Сейчас мы рассмотрим идеальную ситуацию, когда педагог не разрывается между плачущим ребенком и разбегающейся группой. Когда у педагога есть возможность, время и силы уделить внимание плачущему ребенку.
Получается, у нас есть два варианта пути. Первый это эмоциональная поддержка (а что такое эмоциональная поддержка это тема для отдельного поста). Логика такая, что если ребенку сейчас плохо (судя по ситуации - очень плохо), то ему нужно сначала помочь справиться с его проблемой и эмоциями, а потом уже заниматься вопросами дисциплины и групповыми процессами. И даже если для нас кажется незначительной эта проблема, то для ребенка потеря липучки в эмоциональном эквиваленте может быть сравнима с потерей айфона у взрослого человека.
Второй путь, это действовать из идеи, что ребенок нарушает границы (а что такое границы это точно тема для отдельного поста и даже двух), привлекает внимание или что-то еще. Т.е. поддержкой мы будем потакать его прихотям, подкреплять деструктивное для группы поведение. Да, мы сопереживаем ему, но тут никто не обязан его любить, особенно когда он устраивает третий скандал за день.
Так что поможет выбрать одну из двух позиций? Какой выбор правильный? А может тут вообще нет никакой дилеммы, и мы неверно ставим вопрос?
Напишите в комментариях, как бы вы поступили и почему так.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.