В прошлый раз мы говорили с вами о том, как важно оставаться с мамой в качественном КОНТАКТЕ. Как важно отставить в сторону свою экспертную позицию, и просто разговаривать с человеком. И вы можете спросить, а что же мне делать, если у меня это не получается? Давайте разберёмся, какие причины могут мешать.
1. Позиция «Эксперт Экспертович» А если более простыми словами, то позиция НАД. Родитель очень хорошо чувствует, когда с ним разговаривают с позиции сверху. Когда его поучают, рассказывают, как нужно жить/думать/поступать. Позиция НАД всегда вызывает сопротивление. Даже если вы говорите умные и правильные вещи, но вещаете их как учитель ученику, поверьте, любой взрослый будет сопротивляться этому. Он уже получил свою пилюлю ученичества в детстве, и невольно включается механизм, препятствующий усваиванию информации. Просто, как защитный механизм – не из вредности, не из глупости – а защита своего личного достоинства. Если объяснить это с точки зрения психологии, то любой, словивший себя на ощущении «Она сейчас сверху, она НАД, она давит», проваливается в собственные чувства (в свой личный прошлый опыт). И в этот момент вас не слышат. Это и называется – отсутствие контакта. Вам могут кивать головой в ответ, говорить: «Ага, хорошо, спасибо, я попробую». Но знайте – вас в этот момент не слышат!
2. Если мы говорим про контакт, который не складывается, то будет полезным поразмыслить – а умеете ли вы быть в контакте с самими собой? Прислушиваетесь ли вы к своим потребностям, желаниям, интересам? Знаете ли вы, какие разные внутренние дети есть у вас? Какого из них вы принимаете? Умную девочку? Послушную? Вежливую? Ласковую? И вот важный вопрос: а какую вы НЕ принимаете? Ту, которая умеет сердиться? Топать ножкой? Проявлять агрессию (хорошо, не проявлять, а хотя бы разрешать себе испытывать, быть с ней в контакте, не отрицать её присутствие)? Расскажу один секрет: бывают в группе дети, с которыми нам приходится сложнее всего. И у каждого педагога свои такие дети, разные для каждого. На самом деле, корни этого механизма растут также из принятия своего собственного внутреннего ребёнка. Например, если в детстве мама вас хвалила за то, что вы послушная, ласковая, … подставьте любое своё. То ваш внутренний ребёнок уяснил, что такой малыш – принимаем. А если мама на ваше сердитое топанье ножкой реагировала запретом (хмурилась, журила, высказывала недовольство и прочее), то тогда вы научились НЕ принимать этого внутреннего ребёнка. С большой вероятностью, именно с таким ребёнком, который будет топать ножкой в группе, вам окажется взаимодействовать сложнее всего. А если вам сложно принять в себе такого ребёнка, что уж говорить о других? Всё это действительно и про качественный контакт с мамочками.
3. Вас может иногда охватывать недовольство: «Почему я должна перед дней (мамочкой) ещё и плясать с бубном?! Она такое творит, мешает ребёнку развиваться! А я тут буду её облизывать со всех сторон?!» Окей, вы имеете право на свои чувства, какими бы они не были! Просто знайте: любые ваши эмоции – это позиция «Ребёнок», а не «Взрослый» (речь идёт вообще обо всех человеческих эмоциях, хоть позитивных, хоть нет). В этот момент вы сами находитесь в детской позиции, и пока не можете вступить в контакт с мамой как два взрослых человека. Наступает время вернуть себе ответственность. Вы – педагог, который прошёл хорошее обучение, который действительно знает, как организовать среду для того, чтобы ребёнок развивался максимально гармонично. И всё, что вам нужно – вспомнить, что вы сейчас взрослый человек. И это ваша ответственность, как специалиста, помочь паре «Мама+малыш».
Выше перечислены только несколько основных причин. А какие чувства и эмоции есть у вас? Что мешает созданию качественного контакта вам? Пишите в комментариях, если хотите, чтобы мы о них поговорили.
Предыдущая часть статьи здесь.
Следующая статья здесь
--
Автор статьи: Воронцова Ирина (подробнее)