Поговорим об одной актуальной для человеческих взаимоотношений проблеме – токсичности.
Что это такое? В психологии нет чёткого ответа что такое токсичность – это бытовое понятие, а не конкретный термин. Хотя сейчас оно очень популярное. Кстати, слово «токсичный» (toxic) стало словом 2018 года по версии Оксфордского словаря.
В биологии Токсичность (от лат. toxicus «ядовитый»), или ядови́тость, — токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества.
Обычно так называют отношения, которые приносят дискомфорт и истощают. В них могут быть манипуляции, эмоциональное и психологическое насилие, скрытая враждебность.
Если один партнёр всё время контролирует, критикует или игнорирует потребности другого — это токсичность. Критерий субъективный, человек который попадает в токсичное взаимодействие, будет себя плохо чувствовать от этого каждый раз.
Если один партнёр всё время контролирует, критикует или игнорирует потребности другого — это токсичность.
Три основных пункта токсичности:
1. контроль;
2. критика;
3. игнорирование потребностей.
А теперь представим токсичные ситуации в детском саду или школе. Часто ли их можно наблюдать? К сожалению, да. И не всегда педагог замечает, что ведет себя токсично.
Приведу самый распространенный пример:
Ребенок нарушает правила, например, шумит в группе – громко разговаривает во время занятия. Педагог раздражается, потому что этот ребенок нарушает правила частенько. А еще педагог перерабатывает, у него маленькая з/п, педагог выгорел, слишком много сложных детей в группе и т.д., поэтому педагог сильно раздражается. В итоге он выводит ребенка из класса и говорит: «Ты не можешь тихо сидеть в классе, посиди теперь в коридоре, когда сможешь тихо себя вести – вернешься!».
Я написал максимально тактичный вариант высказывания педагога, часто может быть более грубо.
И вот мы видим:
- педагог контролирует поведение ребенка;
- критикует его;
- потребности ребенка не учтены и не прояснены.
Ребенок, скорее всего, будет испытывать злость на педагога, но так как проявлять ее нельзя, то будет подавлять. Постоянное подавление будет вызывать напряжение, что в итоге может привести к тому, что он снова начнет шуметь, что вызовет более грозную реакцию педагога. И вот уже у педагога с этим ребенком происходит постоянное токсичное взаимодействие, что мешает установлению хорошего контакта между учителем и ребенком и всему учебному процессу.
Возникает вопрос – но как же тогда соблюсти дисциплину в классе? Думаю, кто-то может ответить, мол, “избегая жесткости, мы вообще одних неженок воспитаем. А то все носятся сейчас со своей токсичностью, газлайтингом и прочими. Никто не говорил, что жить легко”.
И вот тут мы и загнали себя между Сциллой и Харибдой, создав ситуацию, где есть две альтернативы, либо жесткие границы и постоянные замечания, либо попустительство и хаос в группе.
Несмотря на то, что педагогические системы, в том числе, Монтессори – подробно разбирают что делать в такой ситуации (как - обязательно обсудим), все мы люди и в не ресурсном состоянии педагог может просто отреагировать попыткой контролировать поведение ребенка, критикуя его.
И это важно замечать за собой.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.