Маленькие дети часто испытывают сильные эмоции, которые они не в состоянии выразить словами. Из-за отсутствия навыка выражать свои чувства, у маленьких детей могут возникать серьезные проблемы с психическим здоровьем. В очень раннем возрасте они могут проявлять признаки тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и нарушений развития нервной системы, таких как аутизм. Чем раньше взрослые смогут обнаружить эти проявления, оказать поддержку и обратиться за помощью специалистов, тем лучше будет результат. На самом деле, по данным центра развития ребенка при Гарвардском университете, «большинство потенциальных проблем с психическим здоровьем не перерастут в реальные проблемы, если мы будем реагировать на них на ранней стадии». По этой причине профилактика и раннее вмешательство являются ключом к укреплению психического здоровья детей раннего возраста (далее IECMH).
Понимание концепции IECMH имеет первостепенное значение для эффективного решения проблемы психического здоровья в раннем детстве. Психическое здоровье включает эмоциональное и социальное благополучие; это влияет на то, как кто-то думает, действует и как он относится к себе и другим. IECMH, в частности, известен как «развивающаяся способность ребенка от рождения до 5 лет формировать близкие и безопасные отношения со взрослыми и сверстниками; испытывать, управлять и выражать весь спектр эмоций; исследовать окружающую среду и учиться — и все это в контексте семьи, сообщества и культуры». В более широком смысле IECMH также включает в себя поведенческие индикаторы того, что ребенок может испытывать трудности, ситуации, которые ставят под угрозу социальное и эмоциональное благополучие маленького ребенка, а также осуществление вмешательства и поддержки для защиты психического здоровья в раннем детстве.
Почему IECMH важен?
Положительный опыт в раннем детстве может способствовать укреплению эмоционального здоровья, в то время как негативный опыт может отрицательно сказаться на развитии мозга с серьезными последствиями на всю жизнь. Вмешательства в этот период могут быть гораздо более мощными и иметь более продолжительный эффект, чем те, которые осуществляются на более поздних стадиях развития. Поэтому очень важно, чтобы взрослые знали, что такое IECMH, знали, что на него влияет, заметили проявления признаков и реализовывали стратегии поддержки психологического здоровья детей раннего возраста.
Какие факторы влияют на IECMH в дошкольном классе?
Взаимодействия, которые происходят между взрослыми и детьми в классах для детей младшего возраста, а также взаимодействия между детьми и их сверстниками, оказывают глубокое влияние на психологическое здоровье детей раннего возраста. Эти взаимодействия составляют основу всех будущих отношений и напрямую связаны с общим развитием ребенка. Они помогают детям развивать эмоциональную безопасность, чувство собственного достоинства и понимание окружающего мира.
Существует множество факторов риска, которые могут повлиять на эти отношения и, в конечном счете, на психическое здоровье маленького ребенка, включая недоношенность и низкий вес при рождении, генетические нарушения и воздействие психоактивных веществ, насилие, жестокое обращение или хронический стресс и тревогу.
Как маленькие дети говорят нам, что им больно?
Маленькие дети дают представление о своем психическом здоровье через поведение. Внимательное наблюдение для выявления их типичных моделей поведения и темперамента, позволит Монтессори-педагогам распознавать постоянные изменения. Педагоги могут заметить необычное поведение новых детей в классе, в зависимости от возраста и этапов развития. Выяснение у родителей поведения, которое они наблюдают дома, также будет полезным для определения того, что считается «нормой» для конкретного ребенка.
Вот некоторые общие поведенческие индикаторы, которые могут указывать на наличие стресса у дошкольника:
· Изменение аппетита, дефекации и/или режима сна
· Изменение уровня активности (менее вовлеченный, более вялый, неспособный усидеть на месте, рассеянный)
· Снижение внимания (уменьшение концентрации внимания и настойчивости при выполнении предпочтительной задачи; усиление вялого блуждания)
· Изменение уровня социальной активности со сверстниками и/или родителями
· Снижение толерантности к фрустрации, которая может проявляться в виде нытья или раздражительности
· Трудно утешить, когда расстроен
· Повышенная агрессия или гнев практически без провокаций; взрывная реакция на событие без очевидного триггера
· Отображает повторяющееся агрессивное или импульсивное поведение
· Изменение в поиске внимания со стороны педагогов
· Мало или совсем нет общения; отсутствие речи
· Избегание зрительного контакта с другими
· Тревога разлуки или уход от родителей
· Участие в компульсивных действиях (например в играх, разыгрываемых в определенном порядке, мытье рук, повторении слов про себя)
· Утрата прежних достижений в развитии
· Беспокойство и страх в большинстве ситуаций
6 способов поддержать психическое здоровье детей раннего возраста:
1. Сосредоточьтесь на радости. Делать что-то, что заставляет улыбаться или смеяться, может быть лучшим лекарством для предотвращения негативных последствий стресса и беспокойства. Для маленьких детей есть несколько отличных способов получить эндорфины и принести счастье через музыку, движение и игры на свежем воздухе.
2. Установите доверительные отношения. Доверительные и заботливые отношения между ребенком и взрослым необходимы для психического здоровья и общего развития ребенка. Постоянное проявление теплоты и привязанности путем демонстрации приятного выражения лица, использования соответствующего тона голоса, общения на уровне глаз ребенка и обмена приятными комментариями помогает установить доверие и способствует социально-эмоциональному благополучию. Проявление уважения путем внимательного слушания, принятия чувств ребенка и качественного проведения времени один на один с каждым ребенком, также поможет укрепить отношения между ребенком и взрослым.
3. Намеренно обучайте социально-эмоциональным навыкам. Педагоги могут намеренно поддерживать психическое здоровье ребенка, используя детские книги, запланированные уроки по таким темам, как эмоции и благодарность и вежливость, проводя уроки с использованием зоны мира и моделируя соответствующее поведение.
4. Научитесь регулировать свои эмоции, чтобы быть полностью доступными для учащихся. Через процесс самосознания и заботы о себе, педагоги могут стать более гармоничными со своими эмоциями. Развитие понимания того, что человек чувствует, позволяет педагогам работать с этими эмоциями и учиться правильно их регулировать. Эффективное управление собственными эмоциями дает им возможность присутствовать в данный момент, делая их доступными для удовлетворения потребностей своих учеников.
5. Научитесь определять эмоции, поведение учащихся и реакцию на них. Внимательное наблюдение за детьми, помогает педагогам распознавать типичные эмоции и поведение, обнаруживать различия, которые могут быть индикаторами беспокойства и стресса.
6. Следуйте изученным принципам и действиям Монтессори. Воспитание чувства независимости у ребенка, разовьет сильное чувство собственного достоинства и поможет ему справиться с негативными эмоциями. Разрешение ребенку помогать с рутиной и заботой о себе, насколько это возможно, поможет привить чувство гордости. Предложение ограниченного выбора, особенно в трудные времена, когда ребенок отказывается заниматься определенной деятельностью (например, одеваться), расширит возможности ребенка и поможет облегчить существование борьбы за власть. Обозначение, признание и подтверждение эмоций ребенка, чтобы помочь ему понять, что и как он чувствует, и что его чувства принимаются, имеет решающее значение.