Адаптация - это активный процесс. Можно помочь себе и близким адаптироваться, если знать, что этому способствует. Эти условия подходят как эмигрантам в новой стране, так и детям в новом саду, так и педагогу в новом коллективе. Но, помните, нет универсальных советов - каждому поможет что-то свое. Экспериментируйте, не опускайте руки и пробуйте разное.
Что может помочь адаптироваться:
1. Внешние условия:
⁃ Совместная деятельность.
Новая деятельность вместе с другими людьми ускорит процесс - будь то рабочий проект или выезд за город. Для детей это совместные игры или занятия.
⁃ Достижение конечного результата.
Чувство удовлетворения от достижения результата, также способствует успешной адаптации.
⁃ Наличие общего пространства и личного пространства.
Важно, чтобы было общее безопасное пространство, где можно пообщаться, и личное пространство, где можно побыть одному.
⁃ Характер взаимоотношений в коллективе.
Безопасность, поддержка, заинтересованность в каждом также помогает.
⁃ Как соотносится система ценностей человека с ценностями группы.
Возможность найти группу людей, схожую вашим интересам и ценностям очень помогает адаптироваться.
2. Внутренние условия:
⁃ Личностные качества.
Тут можно много говорить о качествах характера, способствующих адаптации, но себя изменить непросто, да и не нужно. Мы уже сформировались такими, какие есть, и это ценно само по себе. Поэтому в этом пункте я хочу отметить навык, который можно развить в себе или у детей, чтобы облегчить процесс адаптации. Это гибкость поведения - умение действовать по-разному и умение замечать, что “вот сейчас я буду реагировать на автомате”, например, злиться, и, вместо этого, реагировать иначе.
⁃ Ценности личности и следование им.
Если вы продолжаете следовать своим ценностям, то это придаст вам много сил.
⁃ Тревожность и внушаемость. Эти качества характера, как и многие другие, осложняют адаптацию. Важно знать свои “ахиллесовы места” и ситуации, выводящие вас из себя, чтобы минимизировать стресс.
⁃ Активность.
Это очень важный пункт. Важно чувствовать, что штурвал вашей судьбы в ваших руках, идти к своим целям. Так и ребенок, сам решивший, что садик ему понравился, и он хочет туда ходить, адаптируется гораздо быстрее.
Эти критерии можно перекладывать как на ребёнка, впервые пришедшего в садик, так и на человека, переехавшего в новую страну.
Прежде чем бросаться в новые дела и процессы. Важно дать себе время отдохнуть и оглядеться. Вспомните, как ведет себя малыш пришедший в садик, как наблюдает за работой других, как это время наблюдения за другими важно для него. Дайте себе время и отдых, выдохните, посмотрите по сторонам. Вот увидите, скоро вдохновение снова вернётся в паре с новой активной деятельностью!
Напоследок хочу отметить три неочевидных аспекта адаптации:
1. Пока ситуация не устаканится, пока не перестанут меняться условия жизни - адаптация не случится.
2. Мы адаптируемся не к нормам, а к действиям людей, относительно этих норм и условий. Поэтому для нас очень важно наше окружение, не только как поддержка, но и как пример модели реагирования на изменившиеся условия.
3. Важна активная позиция человека как во внешних действиях, так и в проживании и рефлексии внутренних конфликтов и противоречий.
Ищите единомышленников и помогайте ребёнку находить новых друзей!
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.