Термин «границы» давно поселился в психолого - педагогическом сленге, но не всегда распространен среди родителей. Или, что чаще, как и любое не строго определенное, но распространённое понятие - каждый трактует его по-своему. Что это за границы? Давайте разбираться.
Иногда педагоги в своём кругу обсуждают ситуации детей. В детском саду, школе или лагере бывают дети, у которых есть трудности с дисциплиной, за ними нужно постоянно следить, у таких детей случаются частые скандалы и истерики.
И, замечая их взаимодействие с родителями, педагоги говорят, что родители «границы не держат». И советуют более жестко их держать. Сетуя, что им самим теперь выполнять больше работы, выстраивая четкие границы у ребёнка.
Но на деле, конечно, не все так просто. Каждая семья, как снежинка, со своим индивидуальным опытом, условиями и особенностями. И, не поработав глубоко с семьей, сложно понять те трудности, с которыми сталкивается родитель, учитывая те ресурсы и условия, которые у него есть.
И педагог тоже делает свой нелегкий труд, часто в непростых условиях. И чтобы облегчить нам всем жизнь и написана эта статья.
Давайте конкретизируем понятие границы. Границы - это баланс между свободой и ответственностью.
Говоря о границах мы обращаем внимание на:
1. Контроль родителей за детьми (протекция)
Сколько сил, внимания и времени родитель уделяет ребёнку. Может быть так, что времени уделяется очень много - тогда ребёнок становится словно проект родителей. Как итог - протест или полное отсутствие мотивации, если интересы ребёнка не совпали с родительскими.
2. Потворствование или недостаточное удовлетворение потребностей
Если все желания ребёнка исполняются, то он не прислушивается к желаниям других. Если многие потребности не удовлетворяются, то не прислушивается к себе.
3. Избыток или недостаток требований - обязанностей(домашние, социальные обязанности)
Если у родителей много требований к ребёнку, то ребенок не сможет их все выполнить, и тогда можно ожидать либо много конфликтов и агрессии, либо ребёнок будет склонен к тревоге. А если требований слишком мало, то у ребенка может наблюдаться неумение справляться со всеми обязанностями без родителей и трудности в социализации.
4. Избыток или недостаток требований-запретов (то, что ребенку запрещается)
Если таких много, то у ребенка много страхов и мало опыта. Если мало, то ребенку может быть небезопасно.
5. Санкции
Если с ними перебор и это: телесные наказания, лишение контакта с родителями, унижение и ругань, то может привести к агрессии или сильной тревожности у детей. А полное отсутствие санкций приводит к закреплению нежелательного поведения и, опять же, к тревоге. «Если родитель ничего не может сделать со мной, значит я сильнее. Кто же тогда меня защитит»? - к похожим ощущениям может прийти ребенок.
Все эти особенности детско-родительских взаимоотношений важно учитывать. И если вы захотите подробнее о них узнать, то можно пройти тест АСВ или прочитать замечательную книгу Елены Бакановой «Современные родители».
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.