Развитие морального сознания

06/03/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Тема развития морального сознания, а простыми словами - “как научить ребёнка быть добрым”, интересовала ученых во все времена. И в разные времена предлагались разные решения. Религия, партия, новые педагогические и психологические направления давали свои ответы на этот вопрос.

Но, во-первых, надо договориться, что такое хорошо (добро, мораль, нравственность, этика, альтруизм). А, во-вторых, разобраться, как это формируется и развивается у ребенка, а потом у взрослого.

Отвечая на первый вопрос, можно погрязнуть в спорах, поэтому вслед за самым известным психологом, исследующим тему морали - Лоренсом Колбергом, определим, что в основе морали стоит понятие справедливости. И в зависимости от того, что человек считает справедливым, то он и будет считать моральным (нравственным).

Учитель Колберга Жан Пиаже считал, что мораль, как и логика, развивается проходя через определенные этапы. Эту идею Колберг взял за основу, и, вооружившись моральными дилеммами, стал интервьюировать людей по всему миру. Потом он сравнивал рассуждения разных людей и определял, что они считают справедливым. Занимался Колберг этим всю жизнь, и в итоге создал теорию морального развития, которая есть в каждом учебнике по психологии личности.

Чтобы вам было понятнее, давайте разберём самую популярную дилемму: «Хайнц крадет лекарство»:

«В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы её спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нём заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство».

Вопросы к дилемме Хайнца:

1. Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да или почему нет? 

2. Хорошо или дурно для него украсть лекарство? 3. Почему это правильно или дурно? 

4. Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство? Почему да или почему нет? 

5. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли он был украсть лекарство для неё? Почему да или почему нет? 

6. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Почему да или почему нет? 

7. Предположим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное? Почему да или почему нет? 

8. Важно ли для людей делать всё, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? Почему да или почему нет? 

9. Воровать — противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? Почему да или почему нет? 

10. Вообще, должны ли люди пытаться делать всё, что они могут, чтобы повиноваться закону? Почему да или почему нет? 

11. Осмысляя снова дилемму, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Хайнцу? Почему?

Попробуйте ответить на эти вопросы. А лучше обсудите эту дилемму с близкими или с коллегами. Вы удивитесь, но ответы других людей могут сильно отличаться. Педагогам, работающим с детьми, а также и родителям, особенно важно отрефлексировать свое представление о справедливости. Ведь каждый день у детей возникают конфликты, решение которых формирует это понятие. И педагогу и родителю важно понимать, что он транслирует.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв