1. Не слышит сказанное
Часто, уткнувшись в телефон, мы можем упустить, что говорят наши близкие. А для ребёнка весь окружающий мир представляет огромный интерес и, сконцентрировавшись на интересном занятии ( на том же телефоне, например), он может не заметить того, что говорит взрослый, или по привычке, если мама постоянно повторяет одно и то же, отправить обращение к нему в «спам» восприятия.
Что делать: Спокойно подойти к ребёнку, присесть не его уровень. Установить контакт глаз. Можно положить руку на плечо. Попросить вежливо ребёнка вас послушать. Сказать свою просьбу, объяснить почему это важно для вас. Выслушать ответ ребёнка. Если нужно - прийти к договорённостям.
2. Не понимает, что ему говорят
Вы удивитесь, но может так оказаться - то, что просто и понятно для вас - не всегда понятно для ребёнка. Всегда вспоминаю пример: “Терпи, коза, а то мамой станешь” - слышал ребёнок, вместо поговорки про казака: “Терпи казак - атаманом станешь”.
Это касается маленьких детей. Например, им могут быть непонятны абстракции - что значит “вежливо”, “ некрасиво” и пр.
Что делать: Общаться с ребенком простыми словами, на его уровне. Например, в Монтессори-классах есть «уроки вежливости», на которых детей учат как можно вежливо поздороваться, попросить о чем-либо, обратиться к другому. Таким образом вежливое поведение разделяется на определенные действия, которым обучается ребенок, формируя у себя навык вежливого поведения.
3. Не умеет делать что-либо, еще не научился
Например, одеваться быстро, обуваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, аккуратно сморкаться, расчесываться, заправлять кровать и многое другое. Это все навыки, которые нужно долго оттачивать, как катание на велосипеде.
Что делать: Давать ребенку четкие презентации как делать то или иное. Стараясь имеснно показать, а не объяснить. Начинать от более простого и идти к более сложному постепенно. Сначала сформировать простой навык, например, завязывать узелок, а затем уже завязывать бантики, когда простой навык достаточно сформирован.
4. Не может делать этого, не созрел
Например, ребёнок не может успокоиться, контролировать свои эмоции или сосредоточиться, контролировать своё внимание.
Что делать: Если это касается эмоциональной сферы, то важно поддержать ребенка, позаботиться о нем, подготовить его к сложной ситуации. Например, перед походом в гости подробно рассказать, что там будет происходить, кто там будет присутствовать. Или еще пример - перед тем, как оставить ребенка в новом кружке одного, познакомить его с пространством, педагогом, ребятами.
А если ребенок не созрел для более сложной деятельности, например, дошкольник, которого без его желания водят на занятия, на которых материал или способ подачи материала не соответствует его возрасту. И он просто не справляется, что понижает его мотивацию и желание в дальнейшем заниматься. В таком случае стоит дать ребенку время.
5. Не хочет
Вот эту причину родители часто считают основной. Если родители считают, что ребенок что-то не делает, потому что не хочет это делать, а на самом деле ребенок не может/не умеет/не слышит/не понимает, то действия родителей не смогут изменить поведение ребенка. Чтобы повлиять на ребенка, нужно знать причины его действий. Так же и врач сначала ставит диагноз, потом лечит. Так и мудрый родитель и педагог сначала наблюдает, определяет причины, а потом действует.
И все же, если ребенок на самом деле не хочет что-то делать, то можно попробовать замотивировать его, показать пример, заинтересовать, попробовать разжечь пламя интереса и внутренней мотивации. Или мотивировать внешне, но внешняя мотивация имеет свои минусы.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.