Maria Montessori, London, 1939. Перевод Н. Смирновой.
Переход от первой ко второй ступени образования заключается в переходе от материального, сенсорного плана действий к абстрактному.
Статья Елены Хилтунен "11 мифов педагогики саморазвития"
Или непредвзятая прогулка по Монтессори-школе.
Приходится снова и снова задавать себе вопрос: школа у нас для ребенка или ребенок для школы?
…Хороший ребенок.
Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобным». Мало плачет, ночью нас не будит, доверчив, спокоен — хороший. А плохой — капризен, кричит без явного к тому повода, доставляет матери больше неприятных эмоций, чем приятных.
Многие монтессори-педагоги, открывая группу, рассчитывают, что все будет легко и просто: закупили материалы, расставили в правильном порядке (нас этому на курсах научили!),набираем понемножку детей, презентуем им материалы из практической зоны и сенсорики, они с удовольствием самостоятельно работают, выполняют правила группы… И, кажется, главная трудность – вспомнить все презентации.
"Кто теряет чувство действительности, теряет себя. Тогда все для него – пустота. Для чего тогда служит все его знание законов морали и даже исполнение их, если сердце его мертво? Человек моральный и довольный собой, но без сердца – могила", – говорит Монтессори.
Из книги Паулы Полк Лиллард. Перевод Смирновой Н.Н.
Paula Polk Lillard признанный международный авторитет по Монтессори теории и практике, автор 4 книг и множества статей. Является сертифицированным AMI педагогом, входила в состав совета директоров AMS и AMI/USA
Статья Тима Селдина, президента Монтессори-фонда и председателя Международного совета Монтессори.
Монтессори учит нас относиться к каждому ребенку как к уникальному существу, которого никогда до него не было на Земле; духовному эмбриону, имеющему возможность и готовому развиваться духовно, морально и психологически.
Монтессори – класс – это подлинно детский мир, выстроенный в соответствии с размерами, темпом, интересами мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 6 лет. Он предназначен для нормализации ребенка за счет предоставления ему свободы в специально организованной подготовленной среде, оснащенной привлекательными учебными материалами.
Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй – слишком горячая. А в третьей – в самый раз. Потом Машенька прошла в комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй – слишком мягким, зато третий – в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась «в самый раз». А теперь о связи девочки из сказки и системой Монтессори. В Монтессори-группе педагог озабочен тем, чтобы создать образовательную среду, в которой всё для ребенка было бы «в самый раз».