Сейчас мы все проживаем непростое, можно даже сказать сумасшедшее, время. Оно приносит в наши жизни очень много стресса.
Стресс - это ощущение, что жизнь переполнена проблемами и угрозами.
Стресс может быть вызван как серьезными угрозами (насилие, болезни, эмиграция, бедность), так и менее значительными (ссоры, неопределенность).
Но избыток любого стресса оказывает негативное влияние на тело. В результате люди испытывают проблемы со здоровьем (кожная сыпь, инфекции, проблемы с кишечником).
А в состоянии стресса многие люди еще и:
⁃ не могут сосредоточится
⁃ быстро выходят из себя
⁃ не могут спокойно сидеть
⁃ страдают бессонницей
⁃ чувствуют постоянную усталость
⁃ испытывают грусть, вину, много плачут и постоянно беспокоятся
⁃ теряют аппетит или, наоборот, переедают
⁃ постоянно смотрят ленту новостей
⁃ постоянно отвлекают себя сериалами, играми, алкоголем
А главное, много думают о плохих событиях, которые случились в прошлом и могут случится в будущем.
Эти мысли и чувства присущи любому стрессу, но они могут начать постоянно отвлекать нас от важных дел, от работы или от общения с близкими, от наших ценностей и вообще от нашей жизни. И вот мы как зомби уже не живем свою жизнь, а лишь реагируем на стресс.
Конечно, это сказывается на работе педагога и на отношениях с детьми.
Но у нас есть наши ценности. Например, мы хотим быть:
⁃ любящими
⁃ заботливыми
⁃ мудрыми
⁃ внимательными
⁃ преданными
⁃ оберегающими
⁃ смелыми и др.
Ценности показывают каким человеком вы хотите быть, чего вы желаете для себя, для других и для мира.
Ценности всегда связаны с действиями, например, читая эту статью, вы реализуете свою ценность заботы о себе и о близких.
Но, в ситуации стресса, мысли и чувства уводят нас от наших ценностей. Например, вы могли сейчас не читать эту статью, а скроллить ленту новостей.
Есть много мыслей и чувств, которые могут нас зацепить. Особенно когда в мире происходит кризис.
Это:
⁃ мысли, осуждающие других
⁃ осуждение себя
⁃ страхи за будущее
⁃ беспокойство за близких
⁃ воспоминания о неблагополучных событиях
И когда мы зацепляемся за эту мысль, наше поведение меняется.
И вот мы:
⁃ ругаемся и спорим
⁃ замыкаемся в себе и отстраняемся от любимых людей
⁃ проводим много времени в постели, бездействуем
Таким образом мы движемся прочь от наших ценностей. И наша жизнь становится все хуже и хуже, что увеличивает количество стресса в жизни.
И первое, что надо сделать - это снова включиться в жизнь. Сосредоточиться на том, что нас окружает. Переключить внимание с тяжёлых мыслей и чувств на то, что мы чувствуем и воспринимаем.
Когда вы включены в жизнь, вы уделяете все своё внимание тому, что вы делаете, словно ребёнок в Монтессори-классе, полностью погружённый в свою работу.
Но когда вы на крючке мыслей и чувств - вы отвлекаетесь и становитесь отстранённым и несосредоточенным. В результате вы отвлекаетесь, плохо делаете своё дело и не получаете удовольствие. Хотя раньше это могла быть любимая работа. Очень грустно бывает наблюдать педагога, уткнувшегося в телефон, во время работы с детьми.
Если вы будете больше включены в свою жизнь:
⁃ вы будете получать больше удовольствия
⁃ все будет лучше получаться
Самый простой способ включиться в жизнь - сосредоточить внимание на том, что вы делаете.
Можно тренировать этот навык делая привычное и любимое дело. Например, когда пьёте воду, кофе или чай. Введите себе ежедневный ритуал внимательного чаепития:
1. Внимательно посмотрите на чай в кружке, как будто вы видите его в первый раз. Рассмотрите цвет
2. Насладитесь запахом
3. Медленно слелайте первый глоток
4. Подержите на языке, почувствуйте на зубах, насладитесь вкусом
5. Пейте как можно медленнее, наслаждайтесь вкусом и температурой
6. Замечайте движение горла
7. Обратите внимание как после проглатывания вкус исчезает с вашего языка
8. И каждый последующий глоток делайте внимательно и с наслаждением
И теперь, если вы заметите, что цепляетесь за мысли, можете переключать своё внимание, практикуя внимательное питье.
Подумайте, какие ещё дела можно внимательно делать, чтобы не попасть на крючок неприятных мыслей и чувств?
Напишите в комментариях.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.