Навязчивые мысли и страхи у детей

04/02/2024
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Навязчивые мысли и страхи могут возникнуть как у детей, так и у взрослых. Они могут возникнуть, например, в ответ на психотравмирующую ситуацию и сильные переживания. Бывает, что со временем они проходят. Но если продолжают беспокоить долгое время, то стоит обратиться к психологу

Страх и тревожные мысли, если они длительное время и часто переживаются ребёнком, могут повлиять на развитие личности и привести к тревожным расстройствам


Есть несколько общих признаков навязчивых мыслей:

  1. Они появляются, словно, сами собой. Они мешают и никак не связаны с текущими мыслями.
  2. Их не получается устранить усилием воли. Часто, чем больше мы пытаемся их контролировать, тем больше возникают эти мысли и увеличивается тревога.
  3. Человек пытается бороться с этими мыслями.
  4. Они связаны с неприятными эмоциями (тревогой, страхом).

Бывают навязчивые сомнения, воспоминания,опасения, представления, влечения, действия. Но у детей чаще бывают навязчивые страхи. Часто они возникают у более тревожных по характеру детей. И действия родителей и педагогов могут усугубить ситуацию. Например, если навязчивые мысли/страхи/действия возникают у ребенка, а родители в ответ постоянно делают ему замечания, то симптом только увеличится 


В каком возрасте какие самые распространённые страхи?

➡️ В дошкольном возрасте это страхи связанные с родительскими фигурами. Изолофобия — страх остаться без мамы, что с мамой что-то случится. Бывает даже так, что ребёнок понимает, что все с мамой хорошо, она просто ушла в другую комнату, но появляется страх, и ребёнок бежит проверять, там ли мама, все ли с ней хорошо

Родителям таких детей ни в коем случае нельзя приходить позже, чем они обещают. Например, сказать, что придёшь в пять, а прийти в итоге на полчаса позже. Это время ребёнок будет стоять у окна и представлять, как мама попала под машину или на неё напал бандит. Все это время ребёнок будет находиться в очень тревожном и напряженном состоянии. Если так будет часто продолжаться, то это будет влиять на характер ребенка

 ➡️ Начальная школа. В школьном возрасте страх связан в основном со школой: что поставят плохую оценку, что спросят у доски, что придется отвечать перед классом и так далее. Авторитарный педагог может усугубить эти страхи

 ➡️ Средняя школа. Начиная с 11 лет остаются школьные страхи и добавляются страхи общения. Страх того, что «ко мне плохо относятся, никто не понимает». Возникают мысли об уродстве и внешнем виде. Самое травматичное в этом возрасте, это неприятие коллективом, буллинг. Если у подростка не будет ни одной принимающей группы сверстников, то это может привести к усилению социальных страхов и социальной изоляции.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв