Эмоции — это внутренние союзники

14/01/2024
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП


Педагоги влияют на формирование личности ребенка, в том числе на его эмоциональную сферу. На то, как ребенок будет относиться к своим эмоциям, понимать их и проживать. Хорошо бы прежде разобраться с тем, что такое эмоции и научиться быть в ладу со своей эмоциональной сферой.

Наверное, вы слышали про такую болезнь как «проказа». Обычно в фильмах больных проказой изображают ужасно обезображенными. Все из-за того, что из-за этой бактериальной инфекции поражается нервная система рук и ног, и поврежденные нервы перестают реагировать на боль. Человек перестает чувствовать  боль и все сильнее повреждается.

Получается, боль полезна, она оберегает нас.  А теперь представим, что речь не о физической боли, а о неприятных чувствах. Что если мы начнем их избегать и игнорировать (и у нас это получится), не причиним ли мы себе большего вреда, чем, если будем чувствовать неприятные эмоции?


У эмоций есть три основные задачи:

1⃣   Общение

Когда окружающим понятно, что мы чувствуем – это полезно и для нас, и для них. Разберем поподробнее, какая наша эмоция какую информацию несет (это можно обсуждать с детьми).

  • Страх – «осторожнее: опасность» или «ты кажешься мне опасным».
  • Гнев – «это несправедливо и неправильно, я защищаю то, что мне важно».
  • Грусть – «я утратил нечто важное».
  • Вина – «я что-то сделал не так и хочу все исправить».
  • Любовь –«я хочу чтобы ты был/была рядом».

Эти эмоции передают окружающим ценную информацию о том, что им делать. Если они видят, что мы испуганы – они могут успокоить нас, если видят, что мы злимся на них – могут пересмотреть свое поведение, а если понимают, что мы чувствуем вину, то простить и прийти к примирению. Эмоции позволяют нам лучше понимать друг друга. И если табуировать определенные эмоции, например, гнев, то вероятность не понять друг друга увеличится.

2⃣   Мотивация

Чувства могут подталкивать к действию. Чувства готовят тело к определенным действиям и реакциям. Не случайно слова «эмоция» и «мотивация» произошли от латинского «motus» - движение.

  • Страх – побуждает убежать, спрятаться, уклониться.
  • Тревога – подготовиться к опасности.
  • Гнев – толкает к тому, чтобы бороться и отстаивать свои позиции, то, что нам дорого.
  • Грусть – мотивирует расслабиться, отдохнуть, уменьшить темп, восстановить силы.
  • Вина – позволяет проанализировать свое поведение, исправить ситуацию.
  • Любовь – мотивирует заботиться, оберегать.

Если мы не пытаемся бороться с нашими чувствами, то они отлично мотивируют нас к действиям. А если сопротивляться эмоциям, пытаться от них сбежать, то возникнут проблемы.

3⃣   Попытка пролить свет

Эмоции позволяют выделить главное из всего происходящего. Эмоции предупреждают, что сейчас происходит что-то, что нам не безразлично, на что стоит обратить внимание: на внешние события или на скрытые потребности.

  • Страх – свидетельствует о потребности чувствовать себя в безопасности и под защитой.
  • Гнев – говорит о потребности защищать свои границы, отстаивать, то, что для нас важно.
  • Грусть – показывает, что пора отдохнуть и восстановить силы после утраты.
  • Вина – что эти отношения важны, нужно их восстановить.
  • Любовь – помогает понять, что нам требуется близость, забота, потребность делиться.

В наших эмоциях скрывается очень много ценной информации. Но если игнорировать их, не замечать, не уметь назвать и распознать, то тогда мы окажемся без внутренних ориентиров, словно прокаженные, не чувствующие боль. В таком случае, из-за того, что мы не будем осознавать, что с нами происходит, не будем сопоставлять действия с чувствами, и не сможем донести до окружающих наше состояние и понять их – мы обречены совершать одни и те же ошибки.

Наши чувства – это союзники, а не враги. Чем усерднее мы отворачиваемся от них, тем больше шансов упускаем.


--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв