Три полезные идеи для педагогов

20/12/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Многие педагоги расстраиваются из-за того, что у них возникают трудности во взаимоотношениях с детьми, родителями, коллегами или руководством. Мы все люди, и психологи с педагогами в том числе. У нас есть свои чувства и эмоции, нас тоже что-то может злить или расстраивать. Но иногда мы не можем  в полной мере отдаться своим чувствам, так как они становятся в противоречие с нашими рабочими обязанностями. Мы не можем разозлиться на ребенка в группе, как если бы мы разозлились на своего ребенка, не можем прекратить общение с родителем ребенка, как отреагировали бы на хамство в общественном транспорте, не можем высказать недовольство коллегам или руководству, как высказали бы близким.

Вот и выходит, что чувства есть, а действий нет. И получается, что мы начинаем избегать неприятные чувства и мысли, что никак не решает ситуации и приводит к выгоранию. Либо попадаемся на крючок этих чувств и делаем то, чего бы не хотели: срываемся на детей, конфликтуем с коллегами, родителями или руководством.

Идея 1 --  Другие люди влияют на наши мысли и чувства, но не на наше поведение
Простая в теории, но сложная на практике идея. Действительно, мы злимся или расстраиваемся из-за действий других людей. Но это не они нас злят или расстраивают, а мы злимся и расстраиваемся. Нельзя контролировать наши чувства или мысли, нельзя не чувствовать злость, если нас что-то злит. Избегание чувств это верная дорога к большим проблемам. Что же делать? Можно принять эти чувства: да, я злюсь, когда мне хамят или когда один ребенок обижает другого. Это нормально. Можно обсудить это с коллегами или супервизором. Второе, что поможет: это идея, что я – это не мои мысли и чувства, я могу выбирать, как на них реагировать, мне не обязательно сразу ругаться, если я злюсь. Может быть много разных реакций, хорошо, если я знаю свой арсенал, понимаю ситуацию и осознанно выбираю, как лучше поступить.  

Идея 2 -- Наши мысли и чувства не обязательно управляют нашим поведением
Наши мысли и чувства ВЛИЯЮТ на наше поведение, но не обязательно УПРАВЛЯЮТ им. Наше поведение в любой момент находится под влиянием потока многочисленных стимулов (внутренних и внешних). Внутренние стимулы – мысли и чувства влияют на нас сильнее всего. Но как действовать – зависит от нас. Важно заметить, что влияет на нас в данный момент.

Идея 3 --  Основная проблема не в наших мыслях и чувствах, а в том, что они держат нас на крючке. В том, что мы впадаем в слияние или избегание
Внутренние стимулы, в частности, мысли и чувства, оказывают на нас наибольшее воздействие, особенно когда мы либо полностью сливаемся с ними, либо пытаемся их избежать. Когда мы принимаем их, и разделяемся с мыслями, они влияют на нас слабее. Чем лучше у нас развиты эти навыки, тем больше психологическая гибкость, тем больше мы можем влиять на своё поведение и действовать в соответствии с нашими ценностями.  

Ключевые аспекты эффективного поведения:

  1. Открытость по отношению к мыслям и чувствам: Принятие собственных мыслей и чувств без критики или сопротивления способствует психологическому здоровью и гибкости.
  2. Осознанность и концентрация на настоящем: Сосредоточение на текущем моменте и определение того, что действительно важно, является ключом к осмысленному и целенаправленному действию.
  3. Действия в соответствии с ценностями: Ориентация на собственные ценности и действия в их направлении обеспечивает целостность и удовлетворение от жизни.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Благодарю за статью!
Написать отзыв