Вы задавались вопросом, почему тоддлеры стараются раскрасить пространство вокруг себя - стены, которые родители недавно покрасили свежей краской, мамин паспорт, собаку?
К первому году жизни ребенок обнаруживает, что может оставлять следы, благодаря действиям своего тела. Это называется “идея следа”.
Следы - это подтверждение того, что “я есть в этом мире”. Это территориальное поведение. Люди постоянно сообщают миру о своем присутствии разными способами - вешают ленточки и замочки на мосты, пишут надписи “здесь был…”, оставляют граффити.
Поэтому маленький ребенок и стремится рисовать на обоях. Таким образом, он помечает свою территорию - “я здесь есть!”. Причем, не только обои, но и важные предметы родительского быта. Например, разрисовывает мамины документы. Так малыш пытается оставить след на том, что важно маме. Он как бы говорит: “Обрати внимание на меня, я тоже важен”.
Наверняка вы замечали, что многие родители раздражаются на такое проявление их чада. Чаще всего в итоге запрещают рисовать и запугивают. А иногда относятся попустительски, разрешая раскрашивать все и всюду, тем самым компенсируя строгое воспитание родителями их самих. Эффективность всегда где-то посередине. Важно ввести ребенка в культурный контекст. “Да, ты можешь рисовать, но вот в этом месте, а в этом нельзя”. Дайте ребенку чистый лист бумаги для оставления следов или выделите отдельную стену для рисования.
Для ребенка то, как вы относитесь к его рисунку = как вы относитесь к его телу. Отнеситесь к этому этапу оставления следов, как к важному виду деятельности.
Через рисунок ребенок переводит свой психический невидимый мир в мир реально материализованный. Нам, как педагогам и как родителям, важно научиться это анализировать.
Из лекции Кузнецовой Т.В. “Творчество у тоддлеров”. Подробнее о курсе по ссылке.
--
Кузнецова Татьяна Викторовна.
Учитель начальных классов, психолог, монтессори-педагог с 2002 г. Один из создателей монтессори-сада в г. Ревде, ответственный секретарь ММА (2007-2008), организатор межрегиональных конференций и выставок. Ведущая организационных и управленческих тренингов, тренингов личностного роста, детско-родительских отношений. В настоящее является руководителем, педагогом и психологом в монтессори-клубе «Растем вместе» в г. Санкт-Петербурге.
Приглашаем на он-лайн курс «Творчество у тоддлеров». Доступ к материалам и записям курса открывается на 3 месяца. В течение обучения вы узнаете:
До конца октября воспользуйтесь купоном «izo10» и получите скидку 10%.
26 октября, в 19:00 (мск) приглашаем на полезный воркшоп (в этот раз на русском языке)!
Тема: «Как применить предпринимательство к образованию?» с Ириной Дроздовской и Джеффом Франком. Регистрация по ссылке.
Этот воркшоп познакомит вас с предпринимательским мышлением в Монтессори-образовании и школьным лидерством. Основные темы:
Воркшоп продлится 1,5 часа. Мы встретимся в Zoom. Запись останется для тех, кто зарегистрировался.
Продолжается обучение на курсе «Монтессори-педагогика для детей от 3 до 6 лет» (подробнее) по рабочим дням. Во время модуля «Упражнения практической жизни» студенты не только учились показывать презентации {например, складывание салфеток на фото}, но и изучали глубинную суть этого процесса. Ведь за столь лёгкими и понятными движениями для взрослого стоит большая и сложная работа для ребёнка.
Только взрослому человеку, который сотни раз уже проделал все действия, кажется это рутинным и монотонным, для ребенка же здесь каждую неделю происходят новые открытия. Помимо видимых внешне получаемых навыков, здесь бурлит и невидимая внутренняя работа, в том числе формируются нейронные связи в мозге. В зоне УПЖ ребёнок учится самостоятельности, рефлексии, изучает правила группы и тд.
Во время модуля «Сенсорное развитие» студентам надо вспомнить свои детские впечатления о мире, о его физических свойствах и объединить это с научными законами и терминами. После надо структурировать эту информацию, отработать все презентации, понять и учесть количество всевозможных упражнений и вариаций работы {например, коричневая лестница с розовой башней на фото}. На выходе получается думающий педагог, гид для ребёнка, помогающий ему в познании этого мира через свои органы чувств.
Впереди у студентов дни на практическую работу и наблюдения в монтессори-группе. Следующий модуль в рамках этого курса 3-6 «Космическое образование». Узнать о нём подробнее и записаться на обучение можно по ссылке.
Сейчас, когда наша жизнь стремительно меняется, когда каждый день приходится сталкиваться с тревожными новостями - мы все больше приходим к мысли, что наша жизнь изменилась, и теперь нужно адаптироваться к новым условиям.
Цель этой статьи - рассказать про адаптацию, про то, что может помочь адаптироваться как взрослому, так и ребёнку. Адаптация - с позднелатинского “прилаживание, приспособление”. Термин возникает из биологии. В социальной психологии адаптированным считается человек, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие, не нарушены.
Мне нравится идея разделения адаптации на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - это когда личность приспосабливается к внешним проблемным ситуациям и новым условиям жизни, а внутренняя - когда разрешает внутренние конфликты, связанные с новыми условиями.
Обычно обращают внимание только на внешнюю часть. Как по мне, важно смотреть, как человек проживает новый опыт, как он решает внутренние конфликты, например, между желаниями и долженствованиями, страхами и виной и т.д.
Стадии адаптации:
1. Ориентировочная стадия. Противоречие между представлениями, ожиданиями и реальным положением дел. Вы попали в новые условия, но действуете и думаете как раньше. Сначала надо осознать, что ситуация изменилась. И чем это быстрее произойдет, тем менее травматичным будет опыт. Ведь ригидное поведение, приведет к неудачам. Но не все так просто, ведь психические защиты не позволяют в полной мере осознать ситуацию. И часто в ситуациях с двумя неприятными выборами, например, остаться в стране, где идут боевые действия, и столкнуться с негативными последствиями от переезда - мы скорее будем выбирать бездействие, даже если последствия будут в худшем сценарии более драматичными. И, несмотря на все это, в какой-то момент, мы понимаем, что важно изменить наше поведение, ведь дальше действовать, как раньше, больше нет возможности. И приходится действовать. Вспомните, как вы проходили через эти этапы раньше, когда пошли в школу, переехали в другой город, устроились на новую работу.
2. Стадия истинной адаптации. Когда условия жизни изменились, появляются новые требования. Сначала человек оценивает соответствие выдвигаемых требований и как другие люди на это реагируют - соблюдают или нет. Осознав реакцию на требования, человек вырабатывает свою стратегию общения и поведения. Важно, что мы адаптируемся не к требованиям, а к реакциям других людей на изменившиеся требования. Так ребенок адаптируется не столько к правилам и нормам сада, а к тому как другие дети реагируют на них. Отсюда важность социального окружения в период адаптации!
3. Стабилизация. Рано или поздно мы приходим к балансу, но если выдвигаемые требования постоянно меняются и из-за отсутствия стабильности, а мы находимся в постоянном стрессе, то состояние адаптируемости так и не наступит. И причина снижения чувствительности ко всему происходящему может быть уже в переизбытке стресса и в развитии посттравматического синдрома. В следующей статье мы поговорим об успешной адаптации и от чего она зависит.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
С 24 октября по 24 ноября пройдёт установочный курс он-лайн. Вебинары проходят 2 дня в неделю: понедельник и четверг с 18.30 (мск) до 20.00.
Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия Марии Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори, метод наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое.
Зона «космоса» отражает потребности ребенка в познании и исследовании, пробуждает интерес ребенка к окружающему миру. Ребенок экспериментирует и ищет ответы обо всем на свете. Ребенок осознает цикличность процессов в природе и свое место в ней; чувствует хрупкость этого мира и свою ответственность перед ним. Кому подойдет этот курс?
1. Воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов, которые хотят по-новому взглянуть на процесс обучения;
2. Родителям, находящимся в поиске эффективного и естественного способа познания мира ребенком;
3. Начинающим Монтессори-педагогам группы детей 3-6летнего возраста, а также педагогам, желающим углубить и расширить свои знания в работе Монтессори-группы;
4. Монтессори-педагогам начальной школы, как основа работы с детьми младшего школьного возраста.
В рамках курса «Монтессори-педагогика для детей до 3-х лет» c 21 октября начнётся модуль «Группа вместе с родителем». Можно учиться в группе по рабочим дням или по субботам.
Что входит в этот блок:
Тема: Дети как наши учителя.
Перенос встречи с прошлой недели. Начало в 18.00 (мск).
Методическая пятница проводится каждую пятницу он-лайн. Это бесплатная встреча в ютубе, где лекторы МИМП обсуждают различные вопросы. Чаще всего тема задается заранее, но может быть и формат вопрос-ответ. Старые записи сохраняются, их можно посмотреть там же, где и начнется трансляция в пятницу (----> здесь).
Чтобы получить напоминание и не пропустить встречу, нажмите здесь.
Модуль УПЖ пройдет в МИМП по выходным дням с 15 октября по 19 ноября. Время занятий в классе с 10.00 до 17.00. Именно эту часть среды обычно недооценивают педагоги. Именно её мы выстраиваем сами, подбирая необходимые предметы в обычных магазинах. Именно она в наибольшей степени зависит от нашего отношения, нашего понимания ее значимости, нашей любви к ней. Что входит в этот блок?