Это та часть среды, с которой обычно начинается вхождение ребёнка в работу. От её качества во многом зависят самостоятельность и независимость ребёнка и в целом процесс нормализации. И именно эту часть среды обычно недооценивают педагоги. Именно её мы выстраиваем сами, подбирая необходимые предметы в обычных магазинах. Именно она в наибольшей степени зависит от нашего отношения, нашего понимания ее значимости, нашей любви к ней. Что входит в этот блок?
* Зона подготовительных упражнений. * Зона упражнений по уходу за собой. * Зона упражнений по уходу за окружающей средой. * Особые формы движения. * Упражнения социальной жизни. * Отработка презентаций и упражнений. * Анализ созданной слушателями подготовленной среды (фото и видео), разбор ситуаций из * практики работы детей с этими материалами, варианты и упражнения.
Ближайший модуль УПЖ пройдет по будням с 3 по 12 октября. Время занятий в классе с 13.30 до 18.30. Также с утра предусмотрена работа с монтессори-материалами, отработка домашних заданий.
Много воды утекло с нашей последней методической пятницы. Как минимум, прошло одно важное событие: слет монтессори-лидеров и большого потока в Екатеринбурге. Вот о нем и поговорим в ближайшую пятницу, 30.09 в 18.00 мск. Смотреть нас, задавать вопросы в чате и комментировать в режиме реального времени можно на нашем канале в ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCEcx017ecWvcSv6T70FCxMg/videos
23 сентября в МИМП прошёл зачёт по установочному модулю. Курс повышения квалификации «Введение в Монтессори-педагогику», как всегда, предназначен для всех студентов направлений 0-3, 3-6, 6-12, а также для всех, кто только начинает изучать и кому интересен метод М.Монтессори.
За время обучения изучили философские основы системы Монтессори, философию экзистенциализма, философию холизма, понятия "Космизм, космический план творения, космическая задача", "свободы и дисциплины" и многое другое.
Также у студентов очного направления вместе с Раскатовой Полиной прошли практические части курса: психологический тренинг и наблюдения в монтессори-группах. На тренинге разобрали практические шаги, которые необходимо сделать взрослому, чтобы создать атмосферу доверия и принятия, установить контакт с ребенком. А в действующих монтессори-группах понаблюдали за работой детей и педагогов, разобрали различные виды уроков и многие другое.
В психологической практике я встречал множество клиентов, страдающих от идеализма. “Все должно быть идеальным образом или никак”. Поэтому все в итоге и получается - никак. Отношения, карьера, быт - все идёт под нож идеализма, а чтобы не видеть разбитого корыта, на смену приходит прокрастинация, неврозы и аддикции.
Вот вам и нездоровое стремление к идеалу.
А как дела с идеализмом обстоят у Монтессори-педагогов?
В Монтессори-методе много внимания уделяется тому, насколько идеальной должна быть среда, педагоги учатся показывать презентации идеальным образом, а понятие “нормализации” говорит нам о том, что нормализованная группа будет идеально работать сама. Но на деле педагог сталкивается с множеством трудностей - и ему начинает казаться, что либо он неуч, либо метод ошибочен, либо виноват кто-то третий. Вскоре за этим следует смена профессии.
Но если разобраться, педагогические будни неидеальны. С методом все в порядке. Да, один ребёнок опять скандалит, а другого в очередной раз привели на занятие поздно, и все, что он успел, это порисовать карандашами. Снова, третий раз за неделю. Да, педагог не выставил вовремя планируемый материал, потому что адаптация новеньких заняла часть его времени. Да, нижние полки запылились, да, есть еще множество всего другого неидеального.
Зато класс живой, пусть не идеальный, но группа «дышит» и движется вперёд, вслед за ценностями гуманистической педагогики.
А если педагог решит, что группа работает неидеально, начнёт перекрывать воздух, давить на детей, конфликтовать с коллегами, всеми силами создавать видимость нормализованной работы, то грош цена такой нормализации. Такой учебный процесс принесет и детям, и самому педагогу больше вреда, чем пользы. И тут важно признаться себе, что ты перегнул палку и ошибся в суждениях и искать супервизора.
Я не говорю про попустительство. Про то, что можно смотреть сквозь пальцы на хаос в группе. Или оправдывать лень и некомпетентность идеей того, что «это мы просто больше свободы предоставляем ребёнку». Нет, я хочу сделать акцент вот на чем - когда педагоги под строгим надзором руководителя класса боятся сделать лишнее движение в презентации, когда дети ходят по струнке и просят, чтобы им показали хоть что-нибудь, главное лишь бы не застали без занятия - это уже что-то не то. Нет идеальной группы. Есть группы, где детям интересно и безопасно, и группы, где тревожно и много конфликтов и принуждения.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Молодых, да и не молодых взрослых мучают «идеальные картинки» из книг, курсов, когда мы хотим, чтобы эта картинка стала явью. Часто бывает так, что картинка далека от реальности. Есть путь, чтобы к этой реальности приблизиться. На тренинге мы и разберем практические шаги, которые необходимо сделать взрослому, чтобы создать атмосферу доверия и принятия, установить контакт с ребенком. Этот тренинг про отношения с ребенком, друг с другом, с миром.
Поздравляем с 1 сентября всех работников образования! Сохранение и передача знаний об этом мире есть большая и важная задача!
МИМП всегда стремится соединить теоретическую подготовку с практикой, чтобы после окончания курса выпускники смогли полноценно работать в классе. В этом году мы пошли еще дальше: запускаем ассистентский курс. Для тех, кто прошел курс «Введение в Монтессори-метод» и хочет уже начать работать ассистентом, мы предлагаем две дополнительные недели. Здесь Вы освоите те навыки, которые обычно очень нужны ассистенту: сопровождение ребенка при работе в зоне изо (разные техники), моторно-песенные игры, развитие движений, устные речевые игры. Будущие ассистенты получат навык проведения социальных уроков и решения конфликтов, а также первые представления о материалах зоны упж и упражнениях с сенсорными материалами.
С 12 по 23 сентября пройдёт установочный курс в офф-лайн формате. Занятия по будням с 13.30 до 18.30, а до 28 августа можно оплатить участие со скидкой 10%.
Студенты, обучавшиеся на он-лайн курсе в течение года могут присоединиться на этот курс повторно бесплатно. В рамках курса пройдёт психологический тренинг, а также наблюдения в действующих группах (по возможности).
Также можно будет пройти дополнительную неделю после установочного курса, чтобы получить удостоверение о повышении квалификации "ассистент монтессори-педагога" (об этом подробнее в следующих постах).
В МИМП с 8 по 12 августа прошёл блок «Космос». На одном из уроков была проработка тематического блока, в том числе изготовление модели в разных масштабах (увеличенном, уменьшенном и в натуральную величину). Как и всегда полёту фантазии студентов и умению мастерить остается только восхищаться! Немного фото для вдохновения в этом посте.
Впереди остаются только тренинги по психологии и экзамен. Выходим на финишную прямую!
Многие педагоги, открывая группу, рассчитывают, что все будет легко и просто: закупили материалы, расставили в правильном порядке (нас этому на курсах научили!), набираем понемножку детей, презентуем им материалы из практической зоны и сенсорики, они с удовольствием самостоятельно работают, выполняют правила группы… И, кажется, главная трудность – вспомнить все презентации.
Но приходят дети. И, оказывается, они не хотят вести себя так, как нас научили. Они совсем не желают соответствовать нашим ожиданиям.
В курсе рассматриваются основные вопросы практической деятельности педагога: набор и адаптация детей, создание команды взрослых, обеспечение свободы и дисциплины в классе, роль учителя в самостоятельных упражнениях ребенка, социальная динамика группы, вопросы взаимоотношений между детьми, разные формы индивидуальной и групповой работы, наблюдения и коррекция среды, ведение документации монтессори-педагогом, понимание результатов образовательной деятельности монтессори-группы и их представление родителям.
Курс представлен видеолекциями, текстовыми, фото и видеоматериалами, которые можно изучать в удобном для участника режиме. По запросу группы с 15 по 19 августа будут проводиться «живые» вебинары с ответами на вопросы слушателей.