Развитие речи - это то, что происходит с ребенком с самого рождения. Даже в утробе малыш прислушивается к речи мамы и папы. Однако, систематизация понятий об окружающем мире - это более поздний этап, как и развитие грамоты.
Как видите, зоной развития речи можно заниматься на разных этапах развития ребенка. Такая она необычная и необъятная.
Мария Монтессори открыла очень важный аспект – ребенок не обучается через слова, он познает мир через действия. Это наша взрослая иллюзия, что “можно все ребенку рассказать, и он все поймет”. Но, чтобы он понял, ему нужно делать.
Монтессори-педагогика – молчаливая педагогика. Монтессори-педагог говорит мало. Так как же в классе развивают речь? Ведь по итогу в среде дети не только хорошо и качественно говорят, но еще и пишут, и читают.
Представьте себе слово “стол”. Каждый из нас познакомился с ним довольно рано. Но что это такое? Описать его словами достаточно сложно, весь столы бывают разных форм и размеров, из разных материалов. Получается, чтобы объяснить понятие, гораздо важнее выделить что-то общее у всех столов, выделить функцию и предназначение.
Монтессори-ребенок в среде много действует с предметами, которые хорошо систематизированы. Именно это помогает ему формировать четкую систему понятий об окружающем мире. Взрослый их называет и четко показывает, его слова ложатся на подготовленную почву.
Кроме того, в Монтессори-среде речь востребована, так как является инструментом общения и самовыражения. Ребенок сам решает с кем контактировать, с кем дружить, решает конфликты с другими детьми. При этом, класс разновозрастный, и у ребенка оказывается много “учителей” постарше, которые могут ему показать что-то новое, в том числе и назвать. Когда ребенок подрастет, он и сам займет позицию старшего и сможет обучать младших. При таких условиях отлично и эффективно развивается речь.
Письменная речь в Монтессори-среде тоже становится таким же инструментом. Если ты хочешь что-то кому-то сказать на будущее - напиши записку. Если ты хочешь, чтобы все узнали, что произошло событие - напиши объявление!
В какой-то момент ребенок делает для себя открытие – он когда-то рисовал окружающий его мир, но и речь, которой он пользуется – ее тоже можно записать. Поначалу это просто каракули, затем из них вырисовываются буквы и слова.
Монтессори-среда предоставляет ребенку определенные инструменты, которые помогают письменную речь эффективно освоить - сортировка предметов по звуку, шершавые буквы, подвижный алфавит, материалы, обучающие грамматике языка.
--
Автор статьи: Смирнова Надежда Николаевна.
Монтессори-педагог 3-6 (диплом AMS) и 6-12, Учредитель Международного института Монтессори-педагогики, психолог (диплом МГУ), автор и разработчик большого количества дидактических материалов, методических разработок и программ. Занимается подготовкой монтессори-педагогов в России с 1996г.
Адаптация - это активный процесс. Можно помочь себе и близким адаптироваться, если знать, что этому способствует. Эти условия подходят как эмигрантам в новой стране, так и детям в новом саду, так и педагогу в новом коллективе. Но, помните, нет универсальных советов - каждому поможет что-то свое. Экспериментируйте, не опускайте руки и пробуйте разное.
Что может помочь адаптироваться:
1. Внешние условия:
⁃ Совместная деятельность.
Новая деятельность вместе с другими людьми ускорит процесс - будь то рабочий проект или выезд за город. Для детей это совместные игры или занятия.
⁃ Достижение конечного результата.
Чувство удовлетворения от достижения результата, также способствует успешной адаптации.
⁃ Наличие общего пространства и личного пространства.
Важно, чтобы было общее безопасное пространство, где можно пообщаться, и личное пространство, где можно побыть одному.
⁃ Характер взаимоотношений в коллективе.
Безопасность, поддержка, заинтересованность в каждом также помогает.
⁃ Как соотносится система ценностей человека с ценностями группы.
Возможность найти группу людей, схожую вашим интересам и ценностям очень помогает адаптироваться.
2. Внутренние условия:
⁃ Личностные качества.
Тут можно много говорить о качествах характера, способствующих адаптации, но себя изменить непросто, да и не нужно. Мы уже сформировались такими, какие есть, и это ценно само по себе. Поэтому в этом пункте я хочу отметить навык, который можно развить в себе или у детей, чтобы облегчить процесс адаптации. Это гибкость поведения - умение действовать по-разному и умение замечать, что “вот сейчас я буду реагировать на автомате”, например, злиться, и, вместо этого, реагировать иначе.
⁃ Ценности личности и следование им.
Если вы продолжаете следовать своим ценностям, то это придаст вам много сил.
⁃ Тревожность и внушаемость. Эти качества характера, как и многие другие, осложняют адаптацию. Важно знать свои “ахиллесовы места” и ситуации, выводящие вас из себя, чтобы минимизировать стресс.
⁃ Активность.
Это очень важный пункт. Важно чувствовать, что штурвал вашей судьбы в ваших руках, идти к своим целям. Так и ребенок, сам решивший, что садик ему понравился, и он хочет туда ходить, адаптируется гораздо быстрее.
Эти критерии можно перекладывать как на ребёнка, впервые пришедшего в садик, так и на человека, переехавшего в новую страну.
Прежде чем бросаться в новые дела и процессы. Важно дать себе время отдохнуть и оглядеться. Вспомните, как ведет себя малыш пришедший в садик, как наблюдает за работой других, как это время наблюдения за другими важно для него. Дайте себе время и отдых, выдохните, посмотрите по сторонам. Вот увидите, скоро вдохновение снова вернётся в паре с новой активной деятельностью!
Напоследок хочу отметить три неочевидных аспекта адаптации:
1. Пока ситуация не устаканится, пока не перестанут меняться условия жизни - адаптация не случится.
2. Мы адаптируемся не к нормам, а к действиям людей, относительно этих норм и условий. Поэтому для нас очень важно наше окружение, не только как поддержка, но и как пример модели реагирования на изменившиеся условия.
3. Важна активная позиция человека как во внешних действиях, так и в проживании и рефлексии внутренних конфликтов и противоречий.
Ищите единомышленников и помогайте ребёнку находить новых друзей!
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.
Мария Монтессори открыла очень важный аспект, что ребенок не обучается через слова, он познает мир через действия . Что такого есть особенного в монтессори-среде? Подробная программа по ссылке ниже.
Занятия пройдут очно в МИМП или он-лайн (при наличии необходимых материалов у студента). Стоимость 15.000 рублей.
Сейчас на слуху СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Если ребенок кажется родителям излишне активным, “лезет на стены”, родитель попросту не справляется с неуемной энергией малыша, сразу предположение “у него СДВГ”. Либо наоборот – ребенок все время проводил дома, либо в детском саду никто не придал значения характерным проявлениям ребенка, и только к школе родители начинают замечать, что их чадо не может обучаться, вести себя соответствующим образом. А ведь начать помогать малышу можно было гораздо раньше.
Прежде всего, этот диагноз ставит психиатр, а расстройство не шуточное, а довольно серьезное. Симптомы данного расстройства должны быть постоянными – проявляться у ребенка не менее 6 месяцев на момент его обследования и постановки диагноза.
Чаще всего симптомы СДВГ видны уже с раннего возраста и проявляются уже в тоддлер-группе. Такие детки выделяются из общей массы. Уже в 2-3 годика можно заметить проблемы с вниманием и повышенную подвижность ребенка.
Еще один важный диагностический момент – данные симптомы проявляются не только в одной ситуации. Если ребенок дома сносит все вокруг, а, приходя в группу, ведет себя спокойно, слышит и принимает правила – скорее всего, это не истинное СДВГ. При СДВГ ребенок проявляет симптомы везде и со всеми, будь то бабушка, мама, няня или педагог группы, а также не в одной обстановке, а в разных.
‼️ ‼️
Разобраться в дефицитах работы нервной системы при СДВГ, узнать основные причины этого состояния, как же помогать таким детям, можно на курсе “Каждый ребенок – особенный”.
https://montessori-russia.getcourse.ru/osobenniy-rebenok
Курс в записи, к нему можно подключиться уже сейчас и обучаться в своем темпе с поддержкой куратора.
kypon10 – купон на скидку 10% (действует до 5 ноября включительно).
Из вебинара Петровой И.Н. "Всё что нужно знать про СДВГ".
Ищем энтузиастов для участия в исследовании!
Международный Институт Монтессори-педагогики совместно с лабораторией развития ребенка Института урбанистики и глобального образования МГПУ проводит исследование «Воображение и креативность дошкольников, обучающихся по разным образовательным программам».
Мы собираемся проанализировать влияние дошкольных образовательных программ на становление детских творческих способностей. Дошкольный возраст, по данным исследователей, является сензитивным для развития детского творчества, поэтому особенно важно понять, какие условия оптимальны для его развития.
Cреди монтессори-педагогов не так много дефектологов или нейропсихологов и нам зачастую нелегко бывает определить грань между особенностями, связанными с воспитанием и семейной обстановкой,— и особенностями, связанными с серьезным заболеванием, особенно в начальной стадии.
Приглашаем на он-лайн курс «Каждый ребёнок - особенный», который пройдет c 09 ноября по 28 февраля. Чем хорош этот курс:
Тема: Монтессори-метод и близкие к нему подходы. Как Вы видите, в чем есть «дефициты» метода, что изменилось в детях, родителях, в мире; что нового появилось в наших знаниях о ребёнке; что может быть полезного и органичного для нас в других подходах.
Начало в 18.00 (мск).
Методическая пятница проводится каждую пятницу он-лайн. Это бесплатная встреча в ютубе, где лекторы МИМП обсуждают различные вопросы. Чаще всего тема задается заранее, но может быть и формат вопрос-ответ. Старые записи сохраняются, их можно посмотреть там же, где и начнется трансляция в пятницу (----> здесь).
Вы задавались вопросом, почему тоддлеры стараются раскрасить пространство вокруг себя - стены, которые родители недавно покрасили свежей краской, мамин паспорт, собаку?
К первому году жизни ребенок обнаруживает, что может оставлять следы, благодаря действиям своего тела. Это называется “идея следа”.
Следы - это подтверждение того, что “я есть в этом мире”. Это территориальное поведение. Люди постоянно сообщают миру о своем присутствии разными способами - вешают ленточки и замочки на мосты, пишут надписи “здесь был…”, оставляют граффити.
Поэтому маленький ребенок и стремится рисовать на обоях. Таким образом, он помечает свою территорию - “я здесь есть!”. Причем, не только обои, но и важные предметы родительского быта. Например, разрисовывает мамины документы. Так малыш пытается оставить след на том, что важно маме. Он как бы говорит: “Обрати внимание на меня, я тоже важен”.
Наверняка вы замечали, что многие родители раздражаются на такое проявление их чада. Чаще всего в итоге запрещают рисовать и запугивают. А иногда относятся попустительски, разрешая раскрашивать все и всюду, тем самым компенсируя строгое воспитание родителями их самих. Эффективность всегда где-то посередине. Важно ввести ребенка в культурный контекст. “Да, ты можешь рисовать, но вот в этом месте, а в этом нельзя”. Дайте ребенку чистый лист бумаги для оставления следов или выделите отдельную стену для рисования.
Для ребенка то, как вы относитесь к его рисунку = как вы относитесь к его телу. Отнеситесь к этому этапу оставления следов, как к важному виду деятельности.
Через рисунок ребенок переводит свой психический невидимый мир в мир реально материализованный. Нам, как педагогам и как родителям, важно научиться это анализировать.
Из лекции Кузнецовой Т.В. “Творчество у тоддлеров”. Подробнее о курсе по ссылке.
--
Кузнецова Татьяна Викторовна.
Учитель начальных классов, психолог, монтессори-педагог с 2002 г. Один из создателей монтессори-сада в г. Ревде, ответственный секретарь ММА (2007-2008), организатор межрегиональных конференций и выставок. Ведущая организационных и управленческих тренингов, тренингов личностного роста, детско-родительских отношений. В настоящее является руководителем, педагогом и психологом в монтессори-клубе «Растем вместе» в г. Санкт-Петербурге.
Приглашаем на он-лайн курс «Творчество у тоддлеров». Доступ к материалам и записям курса открывается на 3 месяца. В течение обучения вы узнаете:
До конца октября воспользуйтесь купоном «izo10» и получите скидку 10%.
26 октября, в 19:00 (мск) приглашаем на полезный воркшоп (в этот раз на русском языке)!
Тема: «Как применить предпринимательство к образованию?» с Ириной Дроздовской и Джеффом Франком. Регистрация по ссылке.
Этот воркшоп познакомит вас с предпринимательским мышлением в Монтессори-образовании и школьным лидерством. Основные темы:
Воркшоп продлится 1,5 часа. Мы встретимся в Zoom. Запись останется для тех, кто зарегистрировался.