8 марта, цветы и равноправие

08/03/2024
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

«У девочек длинные волосы, а у мальчиков короткие». «Девочки носят розовое, а мальчики голубое». «Мальчики сильные, а девочки красивые». «Девочки любят играть в куклы, а мальчик в машинки». Знакомо всем, а как вы к этому относитесь? Сегодня хочется поднять эту тему.

Учительница (независимо от образовательной системы) выполняет две задачи: обучение и воспитание. Она учит детей новым знаниям, умениям и навыкам, ну или создаёт и поддерживает среду для обучения. И воспитывает — влияет на формирование личности ребенка своими словами, действиями, примером. 

Хорошо, если мы разбираемся в своих установках, которые транслируем детям.  
Про равноправие полов, про гендерные стереотипы сказано множество всего, как и про традиционные ценности, нередко входящие в конфликт с идеями равноправия. 
В Монтессори-классах обычно (я надеюсь) вопрос гендерных стереотипов остро не стоит. Сама Мария Монтессори стояла у истоков феминизма. В классах есть и материалы с шитьем, и столярный станок, и никто из Монтессори-педагогов даже не подумает сказать, что «мальчики работают только со станком, а девочки только вышивают».
Но есть более тонкие моменты, и мне кажется важным, чтобы позиции сада и педагогов были понятны родителям и принимались ими.


Рассмотрим 3 позиции по отношению к празднованию Международного женского дня:

 1. Умеренный традиционализм.

8 марта в России часто празднуют, поздравляя девочек, мам, бабушек цветами, не вдаваясь в историческую подоплеку и основную идею данного праздника. Так и садик тоже может принять решение праздновать этот праздник похожим образом. Скорее всего, педагоги будут транслировать гендерные стереотипы, но не будут навязывать свою позицию детям или родителям.

 2. Средний вариант. 

Стараемся соблюсти компромисс. Это может получиться за счет наполнения ситуаций и стереотипов своими смыслами. Например, 23 февраля в садике празднуется не как День защитника Отечества, а как День мужчин (пап, дедушек, мальчиков), и в этот день они приходят в сад в гости, а дети им, например, готовят гамбургеры. А 8 марта можно приглашать мам и бабушек и делать душевное мероприятие для них.

3. Уход от гендерных стереотипов.

8 марта — это праздник борьбы женщин за свои права, и в этот день в садике/школе можно, например, рассказывать про женщин, которые внесли вклад в историю феминизма, говорить про равноправие. А еще, например, дети могут рассказывать про своих мам и о том, что они делают важного. 
  
Каждая из позиций имеет место быть, и ее можно обосновать, опираясь на ценности. Просто эти ценности разные. 


В Международный женский день мы хотим поддержать тех учительниц и учителей, которые ежедневно посвящают свой труд детям, следуя за Марией Монтессори — транслируют им гуманистические ценности.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв