Об адаптации

21/10/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Сейчас, когда наша жизнь стремительно меняется, когда каждый день приходится сталкиваться с тревожными новостями - мы все больше приходим к мысли, что наша жизнь изменилась, и теперь нужно адаптироваться к новым условиям. Цель этой статьи - рассказать про адаптацию, про то, что может помочь адаптироваться как взрослому, так и ребёнку. Адаптация - с позднелатинского “прилаживание, приспособление”. Термин возникает из биологии. В социальной психологии адаптированным считается человек, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие, не нарушены. Мне нравится идея разделения адаптации на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - это когда личность приспосабливается к внешним проблемным ситуациям и новым условиям жизни, а внутренняя - когда разрешает внутренние конфликты, связанные с новыми условиями. Обычно обращают внимание только на внешнюю часть. Как по мне, важно смотреть, как человек проживает новый опыт, как он решает внутренние конфликты, например, между желаниями и долженствованиями, страхами и виной и т.д.

 Стадии адаптации: 

 1. Ориентировочная стадия 

 Противоречие между представлениями, ожиданиями и реальным положением дел. Вы попали в новые условия, но действуете и думаете как раньше. Сначала надо осознать, что ситуация изменилась. И чем это быстрее произойдет, тем менее травматичным будет опыт. Ведь ригидное поведение, приведет к неудачам. Но не все так просто, ведь психические защиты не позволяют в полной мере осознать ситуацию. И часто в ситуациях с двумя неприятными выборами, например, остаться в стране, где идут боевые действия, и столкнуться с негативными последствиями от переезда - мы скорее будем выбирать бездействие, даже если последствия будут в худшем сценарии более драматичными. И, несмотря на все это, в какой-то момент, мы понимаем, что важно изменить наше поведение, ведь дальше действовать, как раньше, больше нет возможности. И приходится действовать. Вспомните, как вы проходили через эти этапы раньше, когда пошли в школу, переехали в другой город, устроились на новую работу. 

 2. Стадия истинной адаптации. 

 Когда условия жизни изменились, появляются новые требования. Сначала человек оценивает соответствие выдвигаемых требований и как другие люди на это реагируют - соблюдают или нет. Осознав реакцию на требования, человек вырабатывает свою стратегию общения и поведения. Важно, что мы адаптируемся не к требованиям, а к реакциям других людей на изменившиеся требования. Так ребенок адаптируется не столько к правилам и нормам сада, а к тому как другие дети реагируют на них. Отсюда важность социального окружения в период адаптации! 

 3. Стабилизация. 

 Рано или поздно мы приходим к балансу, но если выдвигаемые требования постоянно меняются и из-за отсутствия стабильности, а мы находимся в постоянном стрессе, то состояние адаптируемости так и не наступит. И причина снижения чувствительности ко всему происходящему может быть уже в переизбытке стресса и в развитии посттравматического синдрома. В следующей статье мы поговорим об успешной адаптации и от чего она зависит.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв