Расскажу вам одну историю. Один мой клиент, работающий с чувством неуверенности и страдающий от чрезмерной самокритики, сильно повлиявшей на самооценку, рассказывал о таком эпизоде из детства: в детстве мама часто говорила ему, что его рисунок самый лучший, самый красивый, а он самый лучший ребёнок.
И вроде ничего страшного в этом нет, но дети не так просты. И, еще будучи ребёнком, он заметил, что другие мамы говорят детям в детском саду тоже самое. Тогда он подумал: «Как два рисунка сразу могут быть самыми лучшими»? И эта логическая несостыковка привела к тому, что ребёнок стал сомневаться в себе, в словах мамы. «То есть я не самый лучший? Я должен быть лучше?! Чтобы на самом деле быть САМЫМ лучшим. Сначала для мамы, а потом и для других значимых людей». Понятно, что могли повлиять и другие события и травмы. И нельзя сказать, что на жизнь клиента так сильно повлияли слова мамы. Но стремление быть лучшим запускает мощнейшую самокритику, а самокритика приводит к тому, что даже в ситуации успеха человек будет не доволен собой, что будет плавно, год за годом, разрушать самооценку.
И тут внутреннюю критику можно сравнить с аутоиммунным заболеванием. В результате в старшем подростковом возрасте или позже психика не выдерживает напряжения. Это может быть ситуация большого неуспеха, например, непоступление в вуз (часто бывает творческая профессия), завал экзамена или расставание с партнером. Такая ситуация вызывает сильное эмоциональное переживание, пережить такое человек не может, и психика нажимает стоп-кран — это может быть паническая атака, депрессия, ОКР или любой другой симптом. Так развивается истерический невроз. А все из за неадекватной обратной связи родителей.
В чем проблема?
Проблема не в том, что вы переоцениваете работу ребёнка. А в том, что он всегда самый лучший, что бы он ни делал. И самооценка у ребёнка формируется неадекватная. Когда он попадает в жизнь, где есть неудачи - он к этому не готов. И прожить опыт, что он не самый лучший в чем-то он не может, это слишком болезненно для него.
Что делать родителям?
Пожалуйста, не подумайте, что хвалить ребёнка не надо, а надо скорее начать критиковать его работы. Ни в коем случае. Говорите ребенку, что вам нравится. А лучше вместо стандартного: «Молодец, очень красиво», расспросите ребёнка - что он нарисовал, что ему нравится, что было сложнее всего нарисовать, но он справился? Ваш интерес и внимание гораздо важнее дежурной похвалы.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.