Давайте коротко разберём причины проявления агрессии и способы ее профилактики.
1. Агрессивность родителей
Дети повторяют модели поведения родителей - это факт. Если дома часто бывают скандалы, физическое насилие, то у детей растёт тревога, дети стремятся защититься от родителей, пробуют проявлять агрессию в ответ или переносят на других детей. А ещё начинают ожидать агрессию в других местах. И малейший конфликт может вызвать бурную реакцию у ребёнка. А уж если это место с гуманистическими ценностями, и там так строго не наказывают за агрессию как дома, то это в особенности может спровоцировать агрессию у ребенка.
Что делать: важно донести до родителей, какой сильный вред приносят ребёнку скандалы и физические наказания, чтобы у них были причины изменить своё поведение. И если у родителей будет такая решимость, то проще меняться в лучшую сторону, работая с психологом.
2. Тревожность родителей
Если родители через чур тревожатся о ребёнке: опекают, все запрещают, пугают историями про цыган и полицейских, то у ребёнка формируется образ опасного мира, в котором надо защищаться. Вот он и начинает защищаться сразу, как только другой малыш возьмёт его игрушку.
Особенно это будет проявляться, если папа будет учить малыша, что нужно всегда давать сдачи и уметь за себя постоять.
Что делать: безопасность дошкольника в руках взрослых. Не надо создавать у ребёнка страх перед чужими людьми. Вероятность того, что это пригодится - минимальная, а вот детских травм добавить можете. Правила безопасности обсудите и потренируйтесь в школьном возрасте, а пока лучше сформировать идею безопасного и дружелюбного мира. Это полезнее.
3. Повышенные требования к ребёнку
Если родитель слишком настойчиво требует от ребёнка, чтобы он прибирался, чистил зубы, соблюдал правила приличия, читал, делал уроки, учился играть на пианино и т.д., то ребенок начинает пребывать в состоянии фрустрации. Ребёнок не делает то, что хочет и то, что важно ему делать в его возрасте. А вместо этого он постоянно выполняет прихоти родителей, которые часто не разбираются в детской психологии и «лучше знают, что надо ребёнку». И, как в предыдущем случае, попадая в гуманистическую среду, ребёнок начинает агрессивно сопротивляться всему, ведь дома сопротивление моментально подавляется.
Что делать: разобраться в том, что сейчас у ребенка развивается система мотивации, и если постоянно заставлять его делать что-либо, то есть риск, что придётся контролировать ребёнка всю жизнь. Ведь внешняя мотивация работает только пока есть внешний контроль.
4. Непостоянство стилей воспитания
Агрессия - это способ достичь цели. Если ребёнок может добиться скандалами того, что один из родителей уступит, то поведение может закоптиться. Разные стили воспитания и несогласованные между родителями правила могут способствовать этому.
Но часто на то, что учащается агрессивное поведения у детей, влияет ещё что-то. Например, из-за разных стилей воспитания, между супругами могут быть частые ссоры, которые влияют на детей.
Что делать: важно договориться о правилах/санкциях и о том, кто контролирует. Не должно быть так, чтобы один родитель всегда был плохим полицейским, а другой хорошим - это дорога к постоянным конфликтам.
5. Недостаток положительного эмоционального контакта с родителями
Ребенку очень важно, чтобы родители его любили. Уделяли знаки внимания, обнимали, хвалили, поддерживали. Если этого нет, то ребенок на бессознательном уровне испытывает стресс. «А важен ли я своим родителям? Я же не выживу без них!».
Если такие страхи на бессознательном уровне начнут мучать ребёнка, то у него:
⁃ Сильно повысится тревога.
⁃ Ребёнок начнёт всеми способами привлекать внимание родителей к себе.
Что делать: важно, чтобы у ребёнка и у каждого из родителей было совместное время, которое им в радость. Ну, хотя бы час в неделю. Научитесь вместе играть в настолки, в компьютерные игры, гулять, ходить в кино, на пикник. Что угодно, тут важно, чтобы всем было интересно. А ещё не забывайте про физический контакт, даже если вы совсем не тактильный человек - это важно ребёнку.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.