В разных методах неврозы рассматриваются по-разному. Я расскажу про классификацию, которая разрабатывалась отечественным психологом В.Н. Мясищевым и его учениками. Об этой модели и поговорим.
В прошлой статье я говорил, что невроз возникает в результате внутреннего конфликта, который не удается разрешить. Из-за него нарастает психоэмоциональное напряжение. И в итоге человек не выдерживает, у него «пробки вышибает» и появляется симптом, позволяющий уйти от этого внутреннего конфликта. Но сам конфликт никуда не пропадает, и симптоматика прогрессирует (словно аутоиммунное заболевание). И чтобы вылечиться, человек вместе с психологом идет в глубину своего конфликта и разрешает его. Это как операция без наркоза. Больно и тяжело, но необходимо. И на то, какие будут у человека внутренние конфликты, влияет воспитание, а именно, отношения с близкими значимыми взрослыми.
1. Истерический невроз
Конфликт: «Хочу, но не дают».
У человека формируются завышенные требования к другим и отсутствие требований к себе. Про таких детей мы говорим, что это избалованный ребенок, что у него нет границ. И если родители исходят из установки, что ребенок всегда молодец, чтобы он не делал, хвалят без причины, удовлетворяют все желания, то у ребенка появляется идея, что он лучше, чем другие, что все ему должны.
Но во взрослом мире он сталкивается с тем, что он не самый лучший. И часто это очень тяжелое переживание. Психика начинает ломаться, когда такие молодые люди не поступают в вузы, не продвигаются в работе, когда с ними расстаются любимые. До этого не было негативной обратной связи, а тут вдруг появляется и это невыносимо больно! И психике легче убедить себя в том, что это не сам человек не идеальный, а это все болезнь, позже появляется и симптоматика.
2. Неврастенический невроз
Конфликт: «Хочу, но не могу».
А тут обратная идея, когда ребенку с детства навязывают идею: “Ты должен”. Должен хорошо учиться, должен заботиться о братьях и сестрах, должен помогать окружающим и делиться, и вообще, и вообще. И ребенок рад бы делать все, чтобы его любили и ставили в пример, но не может. Это попросту невозможно. И такой взрослый будет кучу всего на себе тащить и однажды не справится. И чтобы не сталкиваться с невыносимыми чувствами, что он подводит других, или что он не справляется, а должен - у человека возникает симптоматика, например, панические атаки, и сразу требования к себе снижаются.
3. Обсессивно-Психастенический невроз
Конфликт: «Хочу, но сомневаюсь».
При этом конфликте сложность вызывает сама ситуация выбора. Выбор в отношениях, в работе, в месте жизни. Все глобальные жизненные выборы выбивают почву из под ног. Так происходит, если ребенок в детстве получал неадекватную обратную связь. Например, получил “5” - похвалили, а в следующий раз, мама была не в духе и наругалась, обозвав хвастуном. И ребенок выбирает бездействие лучшей стратегией, ведь так он точно не накосячит. И вот когда в жизни возникает ситуация значимого выбора, психика схлопывается.
Это три типа неврозов, но это только классификация. Она позволяет расставить ориентиры в работе, но все случаи уникальны и есть еще много моментов на которые важно обращать внимание: на детско-родительские отношения, на тип привязанности, на особенности личности ребенка и многое другое. И задача психолога или педагога повлиять на ребенка или на родителя так, чтобы изменив свои поведения, прожив определенный опыт, вероятность заболеть неврозом уменьшилась.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.