Чем полезна "речевая ванна"

14/01/2025
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

В дошкольном и раннем школьном возрасте дети нуждаются в обогащении словарного запаса, развитии комплексного мышления, логики и умения аргументированно высказывать свою точку зрения. Один из наиболее важных способов достичь этого – прямое общение со взрослыми.

Англоязычные исследователи называют это понятие «речевой ванной» (verbal bath), языковым душем, который происходит, когда дети безопасно и полноценно взаимодействуют со взрослыми. Когда дети изучают родной язык через рассказы, разговоры и обсуждения, это помогает им научиться рассуждать и взаимодействовать с окружающим миром.

Как возникает этот тип общения? Что оно из себя представляет? Вот цитата из книги «Общество братьев и сестёр» Роберта Блая («The Sibling Society», Robert Bly):

«Чтобы мозг ребёнка развивался, ему необходимо как можно чаще слышать богатую и продуманную речь. Это достигается многочасовым общением со взрослыми. Общение означает не только ответы на вопросы типа «Как прошла игра?», но и медленную спокойную беседу, в которой ребёнок может заглянуть в неведомые просторы мышления взрослого, когда последний говорит: «Я всегда подаю милостыню нищему, даже если не хочу» или «Беда пирата в том, что ему не хватает сочувствия».

К сожалению, в наши дни дети уже не проводят в разговорах со взрослыми так много времени, как раньше. В былые дни семьи сидели за обеденным столом или у камина и вели содержательные беседы. Исследования показывают, что сегодня дети проводят гораздо больше времени за компьютером или телевизором, чем тратят его на полноценное общение со взрослыми.

Иногда мы неправильно формулируем свои мысли, например, «Что ты хочешь сегодня на ужин?» – это не полноценное общение, как и приказы типа «Захвати тот лист». Также стоит помнить, «речевая ванна» – это не очередная возможность нагрузить ребёнка взрослыми темами. Сплетни, жалобы, тревоги и отношения с родственниками не должны касаться детских ушей.


КАК НАМ ПОГРУЗИТЬ ДЕТЕЙ В «РЕЧЕВУЮ ВАННУ»?

Это можно сделать следующим образом:

— рассказывать сказки экспромтом;
— читать стихи вслух;
— читать книги вслух;
— размышлять вслух;
— учить наизусть песни и стихи, повторяя их вслух;
— рассказывать истории из жизни семьи и города;
— позволять детям пересказывать любимые истории своими словами;
— проводить время наедине с детьми на природе;
— устраивать групповые дискуссии по методу Сократа;
— применять диалектику как способ анализа и решения проблем;
— задавать детям вопросы, подразумевающие развёрнутые ответы, а не только «да» или «нет».


ЧТО ОБЩЕГО ВО ВСЕХ ЭТИХ СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ

Прежде всего, всё это речь, воспринимаемая на слух. Поскольку зрительный компонент отсутствует, мозгу ребёнка приходится рисовать обсуждаемые образы и идеи. Когнитивные упражнения такого рода создают и укрепляют синаптические связи в мозге, позволяя ребёнку участвовать в обсуждениях возрастающей сложности.

Во-вторых, это традиции, выдержавшие испытание временем в плане развития человеческого потенциала: сказки, устные истории, метод Сократа и диалектика. Всё это проверенные методы совершенствования человеческой способности наблюдать и анализировать мир вокруг себя.

Третье, что связывает эти традиции – их нетехнологичность. Очевидно, что обычно технологии прерывают вдумчивое неторопливое общение. Чтобы получить максимум пользы от языкового погружения, все телевизоры, радио, компьютеры и сотовые телефоны нужно выключить. Если беседа сходит на нет, то и молчание вполне приемлемо. Периоды тишины дают возможность и детям, и взрослым переварить информацию, которой они обменялись.


ХОРОШИЕ ПРИМЕРЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

Для 3-6 лет:
— обсуждение погоды, времён года, праздников и домашних питомцев;
— простые рассказы, желательно не по книге (сочинение новых или пересказ хорошо известных с изменением деталей насколько позволяет память);
— вопросы о вкусах ребёнка: любимые книги, еда, цвета и тому подобное. Постарайтесь узнать, «почему именно это» без оценочных суждений;
— разговоры о мыслях и чувствах соответственно возрасту.

Для 6-9 лет:

— вопросы о природе, науке, искусстве и музыке, подразумевающие развёрнутый ответ;
— содержательные беседы о книгах, журналах и стихах;
— обмен мнениями о нравственности и ответственности;
— мозговые штурмы для поиска новых идей в литературном творчестве, искусстве и научных проектах.

Для 9-12 лет:
— поиск решения проблем при помощи сократовского метода. Это требует некоторой подготовки.
— более глубокие обсуждения нравственности, включая социальную ответственность и этику;
— обсуждение мировых событий, прошлых и нынешних;
— неформальный спор, когда дети учатся отстаивать различные точки зрения.

Исследовав данную тему, я пришла к выводу, что погружение детей в «речевую ванну» должно быть заранее подготовлено взрослым. В противном случае, в нашем слишком занятом, перегруженном технологиями мире, мы никогда не сумеем вести по-настоящему вдумчивых бесед. Но, если мы будем продумывать их заранее, дети в нашей жизни начнут процветать.

Лори Борн

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв