Сегодня я хотела бы поговорить о формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста, а именно от 1 года до 3х лет. Почему возникло это желание? Вот уже 13 лет я работаю в тоддлер-классе и заметила печальную тенденцию: с каждым годом ко мне в группу приходят дети, которые в своём арсенале все меньше и меньше имеют навыков самообслуживания, ухода за собой. При беседе с родителями выясняется, что кто-то из взрослых не придаёт значения этому моменту, считая, что важнее заниматься интеллектуальным развитием малыша. Такие родители, как правило, с гордостью рассказывают, что их дитя в 1г 8м уже узнает и показывает цифры и буквы, занимается английским языком…
Есть другие мамы и папы, которые искренне верят, что ребёнок пойдёт в садик и, видимо, внезапно научится одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, ходить на горшок… Конечно, педагоги научат ребёнка самостоятельно и есть, и одеваться, и на горшок ходить, только в этом случае я предлагаю взрослым признаться себе по-честному, что в данном вопросе они свою родительскую ответственность перекладывают на педагогов.
Итак, почему же, на мой взгляд, так важно уже в раннем возрасте (с 9-12 месяцев) формировать навыки самообслуживания у детей.
Начнем с личностного развития. На мой взгляд, личностное развитие – это развитие самостоятельности и независимости. Еда и одежда – это то, что для ребёнка составляет основу его жизни, и это то, чем он, по сути, занимается целый день. Когда ребёнок становится независимым в бытовых навыках, он начинает совершенно иначе относиться и к себе, и к окружающим, и к миру вообще.
На встречах с родителями я часто предлагаю вспомнить рассказ Салтыкова-Щедрина «Два генерала» и обсудить, у кого же свободы и независимости больше: у мужика или генералов? Обычно возникают жаркие споры и диспуты, но в конце обсуждения родители приходят к мысли, что не хотели бы, чтобы их ребёнок был беспомощным и зависел от взрослого. Как этого можно достичь? Через самостоятельность! И начинается она с формирования навыков самообслуживания.
Приблизительно к 1 году у ребёнка появляется прямохождение, и в это же время начинает проявляться интерес к формированию новых действий. Это ли не благоприятная среда для развития умения держать ложку, вытирать нос, делать попытки снять с себя одежду…? Конечно, взрослым проще делать всё самим: накормить, одеть, раздеть, но что в действительности родители получат через 2 - 3 года? Возможно, раздраженную маму, которая продолжает все делать за ребёнка и безумно устает; и ребёнка, который потерял интерес и желание проявлять свою инициативу в области самостоятельности.
Опираясь на свой многолетний опыт работы с маленькими детьми, я с уверенностью могу утверждать, что дети в раннем возрасте могут делать самостоятельно очень многое. Самое главное – предоставить им такую возможность, «…не чинить препятствия на пути развития ребёнка» и, конечно, набраться терпения! Терпение – одна из важных составляющих в формировании навыков самообслуживания, потому что когда малыш только начинает осваивать тот или иной навык, взрослые должны быть готовы к тому, что на действия, которые раньше с помощью родителей совершались легко и быстро, теперь потребуется гораздо больше времени.
Очень часто мамы хотят помочь ребёнку быстрее справиться с возникшими трудностями в одевании, раздевании, принятии пищи…, тем самым лишая детей радости от самостоятельного преодоления сложности, которая возникла перед ними. Посмотрите на Аделину, которая пытается надеть платье (видео №1): получается не сразу, но сколько радости на лице у ребёнка, когда у неё все получается! Разве не стоит эта радость потраченного взрослым времени и терпения?
А ещё, опять же опираясь на свой личный опыт, хочу заметить, что часто родители не верят в то, что их маленькие дети способны самостоятельно выполнить то или иное действие. Позволю себе не согласиться с этим расхожим мнением. Посмотрите на Мирославу (видео №2, 3, фото №1), которая в 1г 6м не только сама наливает себе суп, старается правильно держать ложку, счищает с тарелки остатки еды, но и, самое главное, оценивает температуру пищи! Это ли не доказательство того, что наши дети могут намного больше, чем думают взрослые.
Есть ещё один немаловажный момент: многие родители не знают, как научить ребёнка раздеваться, выворачивать одежду, держать ложку, чистить нос… С этой целью мы проводим встречи с родителями (индивидуальные и групповые), на которых не только рассказываем и показываем родителям как презентовать надевание куртки, чистку носа, выворачивание одежды…, но и предлагаем родителям на себе опробовать эти презентации. Я не буду описывать в этой статье подробно каждую презентацию. Я предлагаю посмотреть видео детей тоддлер-группы, которые продемонстрируют некоторые навыки самообслуживания.
И напоследок хочется напомнить всем родителям, что посвятив сегодня время тому, чтобы научить ребёнка навыкам самообслуживания, вы облегчаете жизнь всей семье в будущем!
--
Педагог тоддлер-группы монтессори центра "Непоседы", г. Сочи,
преподаватель МИМП Дравненко Алла.
Приглашаем