1. Адаптация пространства
Зоны уединения:
Создайте спокойное место, куда ребенок может уйти, чтобы восстановить силы (например, с подушками, книгами, мягкими игрушками).
Минимизация отвлекающих факторов:
Уберите избыточные стимулы (яркие предметы, шум).
Используйте шумопоглощающие ковры и панели.
Четкая организация материалов:
Разделите полки по категориям и подпишите их, чтобы ребенку было легче находить и убирать материалы.
2. Четкие правила и структура
Визуальный распорядок:
Используйте картинки или карточки с последовательностью действий (например, “убрать материал на место”, “мыть руки перед едой”).
Понятные границы:
Установите четкие, но мягкие правила (например, “мы берем один материал за раз”).
Предсказуемость:
Пример: заранее предупреждайте о переходах между занятиями.
3. Адаптация учебных материалов и подходов
Движение в процессе обучения:
Включайте активности, которые позволяют двигаться (например, игры с крупными бусинами, занятия с крупной моторикой).
Добавьте материалы для работы стоя или на полу.
Короткие задания:
Делите задания на короткие этапы с четкими целями.
Пример: вместо “построить большую башню” — “поставить 5 кубиков”.
Многосенсорный подход:
Пример: использовать материалы, которые можно трогать, перемещать, комбинировать (песок, вода, тактильные коврики).
4. Помощь в концентрации внимания
Таймер или визуальные подсказки:
Пример: используйте песочные часы, чтобы показать, сколько времени осталось на занятие.
Мини-паузы:
Пример: разрешите ребенку делать короткие физические упражнения, если он устал концентрироваться.
Упражнения на осознанность:
Пример: дыхательные техники или использование игрушки-антистресс.
5. Поддержка в социальных взаимодействиях
Ролевые игры:
Пример: проигрывайте ситуации, в которых ребенок учится ждать своей очереди или делиться.
Назначение друга-наставника:
Пример: ребенок из группы может помочь адаптироваться и показать, как выполнять задания.
Похвала за успехи:
Пример: хвалите за сотрудничество и усилия, даже небольшие.
6. Работа с эмоциональной регуляцией
Эмоциональные карточки:
Пример: предложите ребенку выбирать карточки с изображением эмоций, чтобы он мог выразить свои чувства.
Физическая разгрузка:
Пример: включите в день короткие упражнения на растяжку или активные движения.
Техника “остановка и подумай”:
Пример: при импульсивном поведении мягко предложите ребенку остановиться и “подумать” вместе с вами.
7. Коммуникация с родителями и командой
Регулярное обсуждение успехов:
Пример: раз в неделю обсуждайте с родителями достижения и вызовы ребенка.
Консультации с психологом:
Включайте психолога или специалиста, чтобы разработать индивидуальный план.
Открытость к обратной связи:
Слушайте советы родителей о том, что работает дома, и пробуйте внедрять это в классе.
8. Отслеживание прогресса
Дневник наблюдений:
Записывайте, как ребенок справляется с заданиями, что помогает или отвлекает.
Корректировка адаптаций:
Регулярно оценивайте, что работает, а что можно улучшить.
--
В Монтессори-классах часто встречаются дети с теми или иными особенностями. На онлайн-курсе "Каждый ребенок особенный"мы обучаем педагогов работать с такими детьми.
Присоединяйтесь!