9 из 10 детских конфликтов в группе возникают из-за коммуникативной проблемы. Давайте разберемся, как они возникают и как можно их решить на разных этапах коммуникации:
Ребенок не всегда может осознать свою потребность и назвать ее. Внимательный педагог может заметить и предположить. Например, если ребенок толкает другого ребенка, педагог, прежде чем прерывать взаимодействие детей, может сначала спросить:
«Наверное, ты хочешь с ним поиграть/взять игрушку/пройти»?
Чем младше ребенок в группе, тем чаще нужно это проговаривать. Но и старшие дети иногда не умеют осознать и назвать свою потребность. Присмотритесь к самым конфликтным детям в вашей группе. Называют ли они свои потребности?
А если ребенку нужна не просто игрушка/качели/материал, а он хочет, например, чтобы другой ребенок с ним поиграл. В такой ситуации удовлетворение потребности еще больше зависит от другого ребенка. И если второй ребенок не хочет играть, то может возникнуть длительный конфликт.
Мы не можем заставить детей играть вместе, но можем помочь: озвучить потребность и посмотреть по каким причинам не получается играть вместе, дать обратную связь ребенку, а еще лучше помочь второму ребенку дать обратную связь первому:
- Почему ты не хочешь с ним играть?
- Он забирает мои игрушки/толкается/играет только по своим правилам.
- Скажи ему об этом.
Важно дать пример, как высказывать свою потребность так, чтобы другой ребенок не обиделся. Есть разница между: «Хочу с тобой поиграть»! и «Почему со мной никто никогда не хочет играть!?».
В итоге дети учатся договариваться и достигать своих целей. У них может получиться поиграть вместе и удовлетворить свою потребность. Или нет, и они переключатся на другую потребность. Трудность может возникнуть, если потребность будет оставаться актуальной и никак не реализовываться. Тогда важно научить ребенка новым стратегиям поведения, которые будут приводить к новым результатам. Также можно влиять и на группу, проводить круги, где вы будете на примере сказок обсуждать данную проблему.
Обратите внимание, что эти пять характеристик коммуникативной проблемы можно перенести на любую проблему, например: работника не устраивает его зарплата или возник конфликт в семье.
Основной способ решения коммуникативной проблемы – это осознание потребности и проговаривание своей потребности в подходящей форме.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.