Вся проблема в коммуникации

09/12/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

9 из 10 детских конфликтов в группе возникают из-за коммуникативной проблемы. Давайте разберемся, как они возникают и как можно их решить на разных этапах коммуникации:

  1. У одного из детей есть определенная потребность.
  2. Удовлетворение потребности зависит от другого человека.
  3. Эта потребность начала бы удовлетворяться, если бы была озвучена.
  4. Озвучивание потребности невозможно (по разным причинам).
  5. Потребность сохраняется, не смотря на возможность ее удовлетворить.

Ребенок не всегда может осознать свою потребность и назвать ее. Внимательный педагог может заметить и предположить. Например, если ребенок толкает другого ребенка, педагог, прежде чем прерывать взаимодействие детей, может сначала спросить:

«Наверное, ты хочешь с ним поиграть/взять игрушку/пройти»? 

Чем младше ребенок в группе, тем чаще нужно это проговаривать. Но и старшие дети иногда не умеют осознать и назвать свою потребность. Присмотритесь к самым конфликтным детям в вашей группе. Называют ли они свои потребности?

А если ребенку нужна не просто игрушка/качели/материал, а он хочет, например, чтобы другой ребенок с ним поиграл.  В такой ситуации удовлетворение потребности еще больше зависит от другого ребенка. И если второй ребенок не хочет играть, то может возникнуть длительный конфликт.
Мы не можем заставить детей играть вместе, но можем помочь: озвучить потребность и посмотреть по каким причинам не получается играть вместе,  дать обратную связь ребенку, а еще лучше помочь второму ребенку дать обратную связь первому:

- Почему ты не хочешь с ним играть? 
- Он забирает мои игрушки/толкается/играет только по своим правилам.
- Скажи ему об этом.

Важно дать пример, как высказывать свою потребность так, чтобы другой ребенок не обиделся. Есть разница между: «Хочу с тобой поиграть»! и «Почему со мной никто никогда не хочет играть!?».

В итоге дети учатся договариваться и достигать своих целей. У них может получиться поиграть вместе и удовлетворить свою потребность. Или нет, и они переключатся на другую потребность. Трудность может возникнуть, если потребность будет оставаться актуальной и никак не реализовываться. Тогда важно научить ребенка новым стратегиям поведения, которые будут приводить к новым результатам. Также можно влиять и на группу, проводить круги, где вы будете на примере сказок обсуждать данную проблему.

Обратите внимание, что эти пять характеристик коммуникативной проблемы можно перенести на любую проблему, например: работника не устраивает его зарплата или возник конфликт в семье.
Основной способ решения коммуникативной проблемы – это осознание потребности и проговаривание своей потребности в подходящей форме.


--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв