Дети пишут по той же причине, по которой разговаривают — чтобы стать частью сообщества.
При этом важно, что письмо – это, в первую очередь, выражение своих мыслей и идей в графической форме, а не каллиграфически правильное изображение букв в орфографически или фонетически верной последовательности.
Развитие устной речи ребенка происходит через впитывание звучащей вокруг речи взрослых. Ребенок слушает звуки, подражает артикуляции, лепечет, наполняет свой лепет смыслом. Первые произнесенные ребенком слова не очень похожи на слова, которые произносят взрослые люди. Одно слово или даже один слог могут нести смысл целого предложения.
Когда ребенок в основном овладел устной речью и у него сформировались основы концепции знака (изображение как знак предмета, предметы-заместители в игре как знаки реальных предметов) – он готов перейти к письменной речи.
Практически одновременно у ребенка проявляются два процесса: каракульное письмо и рисование историй.
Сама идея изображения речи рождается из рисования и сходна с рисуночным письмом древних людей. В то же время ребенок видит письменную речь вокруг себя: в книгах, в различных материалах монтессори-среды.
Когда ребенок учится говорить, мы обязательно говорим с ним, побуждаем его отвечать нам и не критикуем, когда он произносит не членораздельные слова и фразы, а лепечет отдельные слоги или упрощенные детские слова. Наоборот, мы показываем ребенку, что мы его поняли, чтобы поддержать стремление к речи. Когда ребенок проявляет интерес и стремление к освоению письменной речи, наше поведение может быть совершенно аналогичным. Ребенок пишет каракули, мало похожие на буквы и слова, но он вкладывает туда свой смысл. И он может вам рассказать, что и в каком месте его каракулей он написал. Важно поддержать такое «письмо» и стимулировать его. Он «рисует» свою историю – мы можем просить его эту историю рассказать, прокомментировать.
Если продолжить аналогию развития письменной и устной речи, мы придем к тому, что в среде необходимо создать следующие условия.
Овладение специальными инструментами письменной речи происходит, постепенно вытесняя «письменный лепет».
Мы пошли следующим путем.
Первый этап.
Второй этап.
Другие варианты соотношения звук-буква предъявляются при чтении.
Все эти инструменты осваиваются ребенком параллельно с активным письмом и постепенно включаются в «письменный лепет», делая его все более и более членораздельным и довольно грамотным.
Предложенная система материалов и последовательности работы по освоению письменной речи, основа которой была создана в г. Снежинске в 90-х годах, прошла апробацию во многих российских монтессори-группах и развивалась на протяжении более 20 лет.
Н.Н. Смирнова, ОЧУ ДПО «Международный институт Монтессори-педагогики», учредитель