Ширков П.Д., ведущий методист УНЦ ОИЯИ
Роль математики трудно переоценить.
Во-первых, это самый простой из языков, придуманных человеком: в нем нет исключений, его построение основано на понятной логике. И любой текст, написанный этим языком, однозначно отражает его содержание для любого образованного человека, независимо от того, на каком языке он говорит в повседневной жизни.
Во-вторых, это самый универсальный из всех языков: одно и тоже математическое «предложение» (формула, уравнение или система уравнений и т.д.) описывает различные процессы, явления и другие сущности, окружающие нас, независимо от их природы. Все науки отражают свое содержание языком математики (см., например, [1]). Можно сказать, что математика выступает средством предельной формализации приобретаемых нами знаний.
В-третьих, математика выступает мощным (и опять же универсальным) инструментом получения новых знаний о природе и обществе. Их список неисчерпаем ([2,3]).
Так почему же эта дисциплина за последние 50 лет превратилась в «пугало» для большинства школьников? Попробуем в этом разобраться…
Будем исходить из того, что педагог стремится хотя бы частично погрузить подопечных – учеников – в назначение математики, в её истинную сущность. Если так, то придется критически отнестись к тому, что навязывают образовательные стандарты и к тому, что обычно происходит на уроках. Кстати, следовать стандартам и нашим собственным привычкам гораздо проще, особенно когда педагогика превращается в «валовое производство», причем со своими специфическими «показателями»: отметками, набранными на ОГЭ/ЕГЭ баллами, олимпиадной успешностью.
Кратко прокомментируем эти показателями.
- К сожалению, то, как отметки используются в нашей системе образования, только «добивает» учебную мотивацию учащихся, которые (в лучшем случае) начинают искать «обходные пути» для получения нужной отметки. Есть страны (например, некоторые Скандинавские, и Финляндия в их числе), которые вообще обходятся без отметок. Появились серьезные исследования (отраженные, в частности, в монографиях; см., например, [4]), которые указывают на никчемность этого показателя.
- В Советское время (в конце 80х, до развала СССР, в одной из республик проводился эксперимент с «инновацией» того же типа, как и современное ЕГЭ. Результаты эксперимента Советской системой образования были признаны негативными. Однако эти исследования, вместе с Архивом ЦК КПСС по науке и образованию, первыми были переданы нашему заокеанскому «другу». Теперь эта процедура («ЕГЭзекуция») превратилась, с одной стороны, в источник для стресса у родителей и детей (в учебном году 23/24 вместе с классным руководителем выпускного класса пришлось потратить весь осенний семестр на психологическую «реабилитацию» 11тиклассников …). А с другой стороны, в особый вид «спорта», имеющего мало общего с содержанием предмета.
- Олимпиадное движение – отдельная тема. Да, безусловно, эта активность необходима. Она позволяет выявить неординарно мыслящих ребят. Но много ли победителей олимпиад высокого уровня проявили себя вне этой деятельности? В науках, наукоемких производствах? Наиболее успешные «олимпийцы» Дубны начала этого тысячелетия, достойно представлявшие город на Всероссийских и Международных олимпиадах по физике и математике, сейчас в основном проявляют себя в роли наставников нового поколения «олимпиадников», т.е. в том, что они сами хорошо умели делать 20 лет назад. В каком-то смысле то содержание предметов, которое присуще большинству заданий олимпиад (не важно, физика это или математика) представляют «вещь в себе» и имеют очень мало общего с теми задачами, которые приходится решать в прикладных науках на современном этапе развития общества. Доля школьников, склонных к олимпиадной деятельности, ничтожна мала. А затраты на это направление колоссальны. Не лучше ли часть ресурсов (временных, кадровых, организационных) направить просто на формирование интереса к математике у всего сообщества школьников? И тогда из этой среды неизбежно начнут вырастать математические (и не только) Титаны, которые не только «подопрут своими спинами» наукоемкие направления, но и смогут отшлифовать новые «грани» у Царицы Наук...

Полностью статью читайте здесь.
---
Ширков П.Д., ведущий методист УНЦ ОИЯИ
Автор курса «Выше облаков» в МИМП