Мы сейчас много думаем о том, что же такое современная монтессори-педагогика. Что в ней должно быть неизменным, чтобы она оставалась научной педагогикой, созданной Марией Монтессори? И может ли наука не развиваться - а научная педагогика оставаться неизменной, когда так изменился мир вокруг?
Монтессори-педагогика это живая система, основанная на понимании механизмов развития ребенка и признании роли взрослого в поддержке этого развития.
Понимает ребенка как активного субъекта собственного развития. Становление психики и личности происходит только в активном взаимодействии с миром
На каждом возрастном этапе решаются свои задачи, действуют свои механизмы развития и роль педагога существенно меняется. Но всегда педагог транслирует ребенку базовые гуманитарные ценности. Поэтому только знания технологии метода монтессори-педагогу недостаточно, важна личностная зрелость.
Важнейшее средство поддержки детского развития - специально подготовленная среда, которая на каждом этапе отвечает задачам и механизмам развития ребенка
Среда является реалистичной моделью окружающего мира. На каждом этапе среда моделирует значимые свойства и отношения этого мира в форме, доступной для активного самостоятельного освоения детьми данного возраста.
Педагог является посредником между ребенком и выстроенной средой. Он хорошо знает задачи и механизмы развития детей этого возрастного периода, понимает каждого конкретного ребенка, владеет материалами как инструментами развития. Эти знания позволяют ему в нужный момент «организовать встречу» ребенка с точно подобранным инструментом.
Именно адаптированность среды и посредническая роль педагога позволяют детям получать высокие предметные результаты, развивая при этом метапредметные навыки и высокий уровень субъектности.
Искажения развития возникают при нарушении среды или роли педагога.
Ни среда, ни роль педагога не являются застывшими, созданными однажды и на века. Развиваются наши научные знания о ребенке, изменяется мир вокруг. Соответственно этому должны меняться содержание среды и роль педагога. Только так метод Монтессори может остаться методом научной педагогики.
Автор статьи Смирнова Надежда Николаевна, психолог, монтессори-педагог, учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» (МИМП).