Бывало ли так, что вы выходили из себя? Или всеми силами сдерживались, но все равно возникал конфликт?
В популярной психологии встречается идея, что на все эмоции нужно отреагировать. Часто мы слышим, что нельзя подавлять свои эмоции. Если мы злимся, то важно выражать злость, а если расстраиваемся, то грустить. Так ли это?
Разбираемся в статье «Дифференциация я». Кто главный: я или эмоции?
Хочу обратить внимание на один важный психологический феномен, знание которого может упростить нашу жизнь и работу педагога — на умение не попадать на крючок своих эмоций.
«Дифференциация я» — это степень разграниченности эмоционального и интеллектуального функционирования. Простыми словами, чем ниже дифференциация, тем легче наши мысли и поведение попадают под власть эмоций, тем легче мы попадаем под власть аффекта.
Не хотели злиться, но вдруг вышли из себя. Что-то печальное вспомнили — расстроились. Почувствовали тревогу — и весь вечер вместо любимых дел отвлекаете себя новостной лентой или сериалом.
Так часто бывает у детей — не получилось с первого раза, сломал всю работу или разорвал рисунок. Можно представить, что мы словно попадаем на крючок наших эмоций и лишаемся свободы воли. Тогда мы действуем не так, как хотели, а как требует того эмоция.
Что делать? Подавлять эмоции? Нет.
Нужно определить степень дифференциация эмоций. Можно определять у себя или у подопечных:
Можно привнести в обыденную жизнь идею разделения со своими эмоциями. Например, можно рассуждать так: «Да, я сейчас злюсь, эта ситуация заслуживает моей злости. Что я могу сделать?». Выбрать вариант действий и действовать. Можно даже начать рвать и метать, но это будет уже новая стратегия действий. Ведь вы заметили свою злость и приняли осознанная решения действовать.
Можно выполнять упражнения на бросание якоря и заземления. Их я уже описывал в предыдущих статьях.
! Интересно, что у детей родителей с низкой дифференциацией эмоций, дифференциация эмоций будет ниже. Если у ваших детей возникают проблемы с эмоциями, задумайтесь об этом. Изменения в семье всегда начинаются с родителей, а не с детей.
--
Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.
Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.