Монтессори, почему нет?

06/10/2019
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Я выбрал Монтессори-школу для своего сына скорее поверив в этот метод. В то время мои знания о Монтессори были равны нулю. Я что-то слышал о маленьких стульях и разноцветных кроватках, не более того. Но наблюдая как мой сын становится счастливее день ото дня, я вдохновился познакомиться с идеями Марии Монтессори поближе. То, что я обнаружил, изумило меня и как отца, и как ученого. Как отец, я нашел, что детей действительно уважают и готовят к будущей жизни. Как ученый, я нашел чисто научные обоснования для всего, что предлагала Мария Монтессори.

Сейчас, когда мой сын завершил свое обучение по методу Монтессори, я хочу показать вам конкретные примеры, которые собирались на протяжении тех лет, в надежде убедить других родителей, что их страхи и беспокойства безосновательны, и что лучший подарок, который они могут сделать для своих детей - это отдать их в Монтессори-школу.

Я Монтессори-папа и сегодня хочу поделиться с вами причинами, почему отдал своего сына в Монтессори-школу и почему я убежден, что это лучшее, что я мог для него сделать. Сначала должен признаться, я почти ничего не знал о Монтессори-методе, до тех пор пока несколько лет назад...

Едва ли не единственное, что я знал о Марии Монтессори это то, что ее изображение было на старых итальянских банкнотах в тысячу лир. Но прежде чем я объясню, как и почему перешел от полного пренебрежения до проповедования идей Монтессори, позвольте рассказать вам одну историю.

Все начинается с моего сына Николо, когда ему было около 3 лет, он пошел в детский сад. Мы с женой сделали очевидный выбор в пользу государственного детского сада, находившегося в двух минутах ходьбы от нашего дома.

Сначала все шло хорошо, однако спустя несколько недель наш сын плача заявил, что больше не хочет ходить в сад. Что было еще хуже, я видел, как его жизнерадостность угасает день ото дня. В начале мы решили, что это была просто детская истерика и не придали этому значения, мы были уверены, что он адаптируется к новому окружению и все наладится.

К сожалению, через несколько месяцев мы обнаружили, что воспитатель совсем не умеет работать с детьми, она буквально разрушила самооценку нашего сына и абсолютно не уважала его детские потребности.

После бесчисленных унижений мы забрали его из этого сада и решили, что любой другой вариант будет лучше, чем этот.

Вскоре мы стали подыскивать другой садик. Мы не были заинтересованы в каком-то определенном педагогическом подходе, мы просто хотели найти для нашего ребенка детский сад, где его будут уважать как личность.

Однажды жена сказала, что в 10км от нас есть Монтессори-школа. И что со времен учебы(она педагог по образованию) помнит, что уважение ребенка как личности первый и основной принцип Монтессори-педагогики. Мы решили поехать посмотреть.

Мы были очень удивлены тем, что увидели там: везде порядок, дети улыбаются, вокруг тишина... и решили перевести Николо в этот садик. Для меня это решение было принято на веру, как я уже говорил раньше, для меня Монтессори-метод был не более чем маленькие столики и стульчики. Для жены все было еще тяжелее, так как она учитель в традиционной школе и фактически предала традиционный подход к образованию. Наше решение оказалось правильным, потому что вскоре Николо начать расцветать!

Мы снова увидели ребенка, которого мы знали раньше.

После детского сада следующим логичным шагом было отдать Николо в начальную школу Монтессори. Практически каждый день он возвращался из школы с невероятными историями: «Сегодня я играл в математику» или «сегодня я открыл это».

И мы слышали подобные истории от родителей одноклассников нашего сына. Однажды он описал нам картину его школьной жизни, которая коренным образом отличалась от моей. Для меня школа была местом, куда я ходил, делал то, что от меня требовали и ждал конца уроков, чтобы вернуться домой и наконец начать заниматься по-настоящему интересными для меня вещами.

А Николо был счастлив ходить в школу, там он столько всего узнавал и что очень важно, к нему вернулась его уверенность. (Он попросил меня включить этот слайд: «счастливое лицо каждого Монтессори ученика». И это правда)

Я мог бы остановиться и на этом. История, которую я только что вам рассказал, и множество других подобных историй уже сами по себе могли бы убедить вас, что Монтессори образование - лучшее, что вы можете дать своим детям и что вы можете положиться на Монтессори-метод, даже если вы не очень понимаете о чем он.

Я не закончил на этом месте, поскольку хоть я счастлив, но не удовлетворен, так как я ученый, который работает в Швейцарском Национальном суперкомпьютерном центре в Лугано, где находится один из самых мощных компьютеров в мире. Piz Daint (на июнь 2016 года) 8 компьютер по мощности в мире и самый мощный в Европе.

Я часто работал со знаменитыми учеными. А ученый всегда хочет понять почему что-то происходит. Почему эта школа так отличается от остальных? Зависит ли это от того, сколько мы платим за нее или это зависит от учителей? Или же дело в том, где находится школа или в чем-то другом? Я начал собирать информацию и вскоре обнаружил,

Что мой сын привел меня на незнакомую территорию, где вопросов больше, чем ответов. Почему ученики Монтессори-школ так счастливы и так сконцентрированы? Как разноцветные бусинки могут научить арифметике? Почему они не используют компьютеры?

Так я начал посещать все мероприятия для родителей в школе, читать книги Марии Монтессори, просматривать сайты Монтессори-школ - их очень много в сети - и что самое важное задавать вопросы экспертам в вопросах педагогики.

Грациа Хонеггер Фреско - одна из последних ныне живущих учеников Марии Монтессори

На этой фотографии Грациа в возрасте 20 лет на Международном Конгрессе Монтессори в 1949

С помощью Грации я имел честь познакомиться с замечательной женщиной, которая была ученицей студента Марии Монтессори: Луана Гиглиарелли и другие учителя в Перудже учились у Марии Антуанетты Паолини, Донателла Пекори была ученицей Фламиниа Гуиди, а Констанция Буттафава училась у Гилиана Сорхе. Эти выдающиеся люди показали мне без слов, тем как они прожили свою жизнь, что значат чистые идеи и дух Монтессори-педагогики. К сожалению, я также встречал тех учителей, которые были Монтессори-педагогами только на бумаге. Бедные дети!

Грациа сама предложила название этой статьи. Она написала книгу под названием «Монтессори: почему нет?» В этой книге много интересных документов и доказательств. Теперь, когда вы прочитали мою историю со счастливым концом, я хочу поделиться с вами результатами моих научных исследований, которые окончательно убедили меня, что Монтессори-образование лучшее в мире.

Первая причина: Мария Монтессори была ученым, экспериментатором, которая исследовала детский разум путем наблюдения, не изобретая сначала теорию, а потом подгоняя под нее факты. Нет, она наблюдала, проводила эксперименты с материалами, тщательно обдумывала увиденное и только тогда строила выводы. Таким образом все ее идеи основаны на реальной жизни, чего часто недостает науке. Да, это правда, что в ее книгах нет таблиц с данными, статистических тестов и схем, но там есть научные обоснования ее идей, хоть они и описаны словами, а не цифрами.

Не забывайте, Мария Монтессори сказала «я только начала свою работу» и сейчас есть ученые, которые изучают идеи Монтессори со всеми знаниями, которые мы имеем на сегодняшний день. Например, Анжелина Лиллард подтвердила то, что Мария Монтессори увидела 100 лет назад. Или профессор Кевин Ратунде, который изучает концентрацию в Монтессори-школе или Донателла Пекори в Италии, которая изучала процесс нормализации с помощью высокоскоростных камер, в результате получила внушительные схемы, подтверждающие все, что говорила Монтессори в своих книгах на языке XX века.

Что по-настоящему убедило меня как ученого - это совпадение идей Монтессори с функционированием мозга. В завершении разговора в Капри(Модена) один из участников сказал мне, что он работает над реабилитацией людей, имеющих серьезные неврологические проблемы. Он сказал: «После всех курсов, которые я проходил по нервной системе человека и функционированию мозга, я могу сказать, что Монтессори работает, потому что так работает мозг» Да, «Монтессори работает потому, что так работает мозг» серьезная причина выбрать Монтессори-образование. А сейчас я хочу показать вам несколько примеров этой взаимосвязи, потому что одна лекция недостаточна, чтобы рассказать все.

Первый пример. То, что вы видите очень распространено в Монтессори-школе. В традиционной школе учитель бы обязательно закричал: «Вернись на свое место! Ты сам зря тратишь время и беспокоишь других!» Но мозг девочки, которая просто наблюдает, совершает большую работу, что было подтверждено последними нейрофизиологическими исследованиями зеркальных нейронов.

Эти двигательные нейроны активизируются, когда мы совершаем действие, но также когда мы наблюдаем действие, которое делают другие. Это означает, что когда мы видим действие мы воспроизводим его у себя в голове.

На этой картинке мальчик в желтом работает и изучает просто наблюдая работу другого ребенка.

Когда учитель делает презентацию материала, показывает каждый шаг медленно и точно(что в Монтессори называется анализом движения), чтобы способствовать работе зеркальных нейронов зафиксировать и усвоить новое движение.

Почему дети носят красную штангу таким образом? Разве не легче взять ее за середину одной рукой и нести как портфель? Но в этом случае их мускулы и мысли узнают длину одного метра,

потому что в нашей системе восприятия есть иерархия в получении количественных показателей. Длинна является одной из самых точных. Объем, то есть вес, который вы ощущаете пока несете штангу в одной руке, гораздо менее точен. Для меня это еще один инсайт от Монтессори-педагогики.

Вот еще один пример. Дети учатся ставить числа в линию в уме, как делают это европейцы слева направо. Но числа распределяются неравномерно. Большие числа больше сжаты, в то время как между меньшими числами есть больше места. Авторы этой теории открыли что

Чем больше дети умели сделать линию равномерной, тем лучше они могли запоминать числа. Что мы видим в Монтессори-школе?

Дети наносят метки на «цепочку тысяч» в абсолютно обратном порядке с учетом линии в уме: более сконцентрированы в начале, менее в конце. В этом случае компенсируется разница в компактности чисел, что делает линию в уме более унифицированной. Совпадение ли это? Не думаю.

Что можно сказать про голые стены, которые так распространены в Монтессори-школах? Не нужно научное исследование, чтобы понять, что отсутствие визуальных отвлечений помогает детям лучше сосредотачиваться.

Люди, впервые посетившие Монтессори-школу всегда впечатлены детской концентрацией. Они видят детей, полностью погруженных в то, что они делают.

Это активно поощряется учителями и такой постулат был сформулирован самой Марией Монтессори: первая предпосылка к детскому развитию это концентрация. Сконцентрированный ребенок безмерно счастлив.

К таким же выводам пришел несколько лет назад профессор Михай Чиксентмихайи, он изучал процесс глубокой концентрации, который он назвал состоянием потока, условия необходимые для вхождения в это состояние, а также результаты и достижения.

Недавно один из студентов Михайи Чиксентмихайи начал изучать состояние потока в Монтессори-школах и написал несколько интересных статей на эту тему. Я нашел два интересных замечания: во-первых, он сказал: что не принадлежит к Монтессори-сообществу, то есть его выводы не основаны на заранее составленном мнении(каждый ученый должен избегать этого). И второе, он считает, что идеи Марии Монтессори относительно концентрации заслуживают более глубокого исследования и что это популярная тема в текущих психологических исследованиях.

Интересно, какие условия необходимы для вхождения в состояние потока? Прежде всего, понятные правила. И что мы видим в Монтессори-школах? Понятные правила!

Далее необходима быстрая и понятная обратная связь, на каком этапе выбранной работы ты находишься. И это точно то, что дает Монтессори-материал. Например, когда малыш нанизывает бусинки, длинна нитки это то, что показывает ребенку, где он сейчас в своей работе.

Но самое важное условие для достижения состояния потока - это вызов. Трудность задания должна быть нам ровно по силам или чуть превышать наши навыки.

При соблюдении этих условий человек входит в состояние потока. Если задание слишком простое, становится скучно. Если слишком сложное, это вызывает тревогу у человека. Нужен правильный баланс.

То же самое мы находим у Выготского, который называл это Зоной ближайшего развития - зона, где ребенок может концентрироваться и учиться.

А что происходит в Монтессори-школах? Учитель предлагает работу с материалом, если видит, что ребенок заскучал, значит для него это слишком просто, тогда учитель предлагает работу посложнее. В итоге находится именно та работа, которая максимально соответствует интересам и навыкам ребенка. Теперь он может сконцентрироваться, войти в состояние потока и стать счастливым.

Как учитель приходит к такому результату? Внимательно наблюдая за ребенком. Учитель выступает здесь как ученый, проверяя гипотезу, какая помощь может быть максимально полезна каждому конкретному ребенку или же ребенок готов для нового. Это нелегко сделать. Нужно много трудиться, чтобы стать ученым.

Другой пример касается способности к целенаправленной деятельности. Это набор психических функций, который помогают нам справляться с новыми и неожиданными ситуациями. Наиболее важные функции: самоконтроль, кратковременная память, когнитивная гибкость и другие более комплексные функции: планирование, понимание причинно следственной связи, решение проблем.

Адель Даймонд, известный нейробиолог, опубликовала исследование сравнивающее разные образовательные подходы в том, как они влияют на развитие способностей к целенаправленной деятельности. Нет необходимости говорить, что Монтессори-метод имел успех, потому что предоставляет множество видов активностей, специально ориентированных на развитие целенаправленной деятельности. Например: количественное ограничение материалов, уроки тишины, хождение по линии, математические игры, игры на развитие памяти, все упражнения практической жизни и много, много других.

Этих примеров должно быть достаточно, чтобы убедить вас, что «Монтессори работает, потому что так работает мозг». Этот факт сам по себе сделал меня довольным своим выбором в пользу Монтессори-метода. Прислушайтесь к ощущению чуда, что пронизывает слова эксперта.

Доктор Стивен Хагс, президент Американской академии детской нейропсихологии и председатель Международной Ассоциации Монтессори сказал: «Мария Монтессори действительно все делала правильно. Она предвосхитила так много всего, что мы знаем о нейропсихологии, развитии мозга и оптимальной модели обучения».

Но с моей точки зрения, есть более веская причина выбрать Монтессори, она кроется в словах самой Марии Монтессори: «Дети - человеческие существа, к которым мы должны относиться с должным уважением, они превосходят нас по причине своей невинности и огромными возможностями в своем будущем». Уважение важнее материалов, школьной рутины, презентаций. Это уважение его темпов роста, стремлений и желаний. Проводя ребенка, не подталкивать его. Это и есть причина, по которой идеи Монтессори более действенны чем техника.

Я понял, что все это помещается в одну фразу, которую я слышал от одного из родителей: «Монтессори - это отношение, а не тип школы»

Родители, как я уже говорил, сомневаются, так как не понимают того, что происходит в Монтессори-школах. Я как родитель пытался помочь своим коллегам и узнал удивительный факт: все родители беспокоятся об одном и том же.

Некоторые из этих тревог я собрал и попытался ответить на них с помощью Грации Хонеггер. Все это вы можете найти на моем сайте на итальянском и на английском. А здесь я хочу ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Первая тревога: Что после Монтессори-школы?

Ничего. Мой сын перескочил первые два класса средней школы, так как его подготовка в Монтессори-школе оказалась слишком хороша. Ничего страшного не произойдет, потому что детей с раннего детства учили свободно делать выбор и нести за него ответственность, поэтому они больше других отдают себе отчет об окружающей их среде. У них развилось чувство ответственности, навык взаимодействия с другими, способность контролировать себя, убеждать и сотрудничать.

Более того, в последний год младшей Монтессори-школы учителя стараются подготовить детей к другой среде, в которой будет система оценок, конкуренция, проверочные работы и в особенности отсутствие выбора. Неотъемлемая составляющая Монтессори-образования - укрепить детей, а для этого необходимо, чтобы дети жили в не провоцирующей тревогу, не осуждающей, не вынуждающей к конкуренции среде хотя бы в раннем детстве.

Вторая тревога: Не выходят ли дети из Монтессори-школы не подготовленными к реальной жизни? И дальше часто высказывается такая «замечательная» идея: я думаю, детям нужен дух соперничества и огорчения, со всем этим они потом столкнутся в реальном мире.

Как сказал один Монтессори-педагог, самое большое заблуждение, которое он когда-либо слышал это то, что государственные школы - реальный мир. Это правда только в том случае, если вы собираетесь всю жизнь жить и работать в одной единственной комнате. Настоящая «реальная жизнь» требует других навыков: сотрудничество, креативность, воображение, коммуникация с другими. А не огорчения. Если вы хотите посмотреть, куда эта «замечательная» идея вас приведет и впасть в депрессию от печального уровня образования(по крайней мере в США), почитайте статью Алфии Кон под названием: «Урок, как получить по голове»

Название взято из старого наброска Монти Пайтона, в котором учитель бьет своих учеников огромным молотком по голове. Когда ученик с криком отскакивал, он говорил: «Нет, нет, нет. Держи голову вот так, потом иди, «Давай попробуем еще раз», и замахивается еще раз. Это именно то, что делают люди, которые просят больше огорчений в школе! Суть статьи как раз в этом: политики оправдывают плохие образовательные подходы готовя нас для еще одного удара.

Следующая тревога: Монтессори - старый подход и не учитывает новых технологий. Монтессори-материалы не соответствуют нашему времени, они старые и неэффективные.

Перед тем как ответить, я хочу задать вам один фундаментальный вопрос: кем мы хотим, чтобы стали наши дети? Хотим ли мы, чтобы они могли только нажимать на кнопку используя современные технологии, не понимая их?

Кроме того, вы должны понимать, что планшет в классе не делает школу современной. Интерактивная доска в классе не делает школу современной, если ее используют для традиционных уроков. Осознаете ли вы, что разработчики самых передовых приложений для смартфонов используют бумагу, карандаши и обычные стикеры для их создания? Не технологии делают школу современной, а идеи и принципы, которые она передает ученикам.

Например, в школе моего сына был компьютер, но дети стояли в очереди, чтобы воспользоваться старой механической печатной машинкой. Почему? Возможно потому, что им было интересно посмотреть, что происходит, когда они нажимают на кнопку. Повторю еще раз, играют роль не технологии, а то, что удовлетворяет любопытство.

Мой коллега Джон никогда не видел настоящую турбину Фрэнсиса. Он был вынужден вообразить у себя в голове, как она работает, чтобы найти наилучший способ показать движение воды и помочь ученым понять, где и как в дренажном трубопроводе турбины образуется воронка.

В моей модели данных химического анализа я могу оперировать только представлением молекул на экране компьютера. Очевидно, что перед этим мне необходимо представить все это в своей голове.

И в том и в другом случае мы можем манипулировать предметами в уме, только в том случае, если умеем делать это в реальной жизни. А что может быть лучше для развития этой способности, чем карта мира в виде пазлов, которая предлагается в Монтессори-школе? И есть причина, почему это работает.

Знаменитый психологический тест Шепарда и Метцлера показывает, что мы поворачиваем объекты в уме точно также, как если бы делали это в реальной жизни. Как ученые это поняли? Тест состоит в том, чтобы найти, какой предмет из нижнего ряда соответствует предмету, показанному сверху. Время которое требуется для определения, какие два предмета соответствуют друг друг, пропорционально углу, которое существует между ними. Мы в уме вращаем один предмет, проверяя подходит ли он остальным также, как если бы это были реальные объекты.

Очень простой метод, но дети учатся задавать правильные вопросы. Как мы все знаем, сегодня проще найти ответ, чем задать интересный вопрос. Это еще один пример, который показывает, что Монтессори-школы готовят детей для будущего развивая в них те навыки, которые действительно имеют значение.

Еще одна тревога: правда ли что дети делают что хотят в Монтессори-школах? Давайте будем честными: желание ребенка быть активным и много работать тесно связано с возможностью свободно выбирать что хочется из множества представленных в среде материалов без указания взрослых.

Вдобавок, вместе со свободным выбором ребенок принимает на себя ответственность за пользование материалом. Он должен использовать его назначению, обращаться с ним аккуратно и вернуть на место, когда закончит работу ним. Мало правил, но строго исполняются. Такой подход это вовсе не тоже самое что «делаю, что хочу», в обычном грубом смысле слова.

Один Монтессори-ученик сказал: «здесь мы делаем не то, что мы хотим, мы хотим то, что мы делаем!» хороший и понятный вывод.

Последняя тревога связана скорее с неверными ожиданиями: сделает ли Монтессори-школа из моего ребенка гения? Все может быть, но это не цель Монтессори-образования, потому что как сказала Мария Монтессори, что зафиксировано в девизе АМИ: «Основная цель Монтессори-образования - помочь ребенку проявить весь свой потенциал во всех сферах его жизни»

Знаменитые Монтессорийцы говорят тоже самое. Один из них, пионер в области видеоигр Уилл Райт, сказал, что Монтессори-образование дает возможность «проявить воображение», что подготовило его к созданию игры The Sims, Sim City, Spore and Super Mario Brothers. «Sims City появился благодаря Монтессори… это все о том, чтобы учиться в своем собственном темпе.»

Я надеюсь, что этими ответами я развеял родительские тревоги. Готов поспорить, вашим первым вопросом будет: «Как я могу узнать больше о Монтессори-методе?»

Во-первых, наблюдайте. Сходите в Монтессори-школу и посмотрите, как там все устроено, также как когда-то делали матери учеников первых Монтессори-школ. Спросите, можете ли вы приходить и наблюдать, не разговаривая и никого не отвлекая.

Обменивайтесь опытом с другими родителями. Мне понравилась книга одного отца, который после ряда проблем остановил свой выбор на Монтессори-школе.

В интернете вы можете найти короткий фильм, снятый по книге, рассказывающей основные идеи Монтессори. Что еще вы можете сделать?

Приходите на презентации материалов или другие активности, организованные Монтессори-школами для родителей. В Италии даже есть «Школа для родителей»

Если вы решили отдать ребенку в Монтессори-школу, наведите справки про учителей там работающих, также как это делает служба безопасности, когда вы устраиваетесь на высоко квалифицированную должность. Ваш ребенок гораздо более ценный, чем какое-то секретное досье. Если учителя не до конца разделяют дух Монтессори, они могут нанести большой вред развитию вашего ребенка. Я сейчас не говорю про их практический опыт, а про способность поставить в центр ребенка и его потребности.

И последнее, но не по важности, это атмосфера дома. Если ребенка не уважают дома, как его уважают в школе, исчезает половина преимуществ Монтессори-образования. Я не говорю о больших ссорах и стыдных ситуациях, я имею в виду такие ситуации как порезать мясо за ребенка, когда он хочет делать это самостоятельно, как он привык в школе.

Как я говорил раньше, «Монтессори это отношение, а не тип школы», это революция в отношениях между ребенком и взрослым. Не меньше. Добрые, хорошо подготовленные учителя помогут провести это революцию с помощью родителей, с вашей помощью.

В завершении, я надеюсь, что смог передать вам хотя бы часть своего энтузиазма и вы изменили вопрос «Монтессори, почему нет» в утверждение «Монтессори: да!». Потому что это лучший подарок, который вы можете сделать своим детям. И себе.

Спасибо за внимание!

Автор - Mario Valle


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв