Многие монтессори-педагоги, открывая группу, рассчитывают, что все будет легко и просто: закупили материалы, расставили в правильном порядке (нас этому на курсах научили!),набираем понемножку детей, презентуем им материалы из практической зоны и сенсорики, они с удовольствием самостоятельно работают, выполняют правила группы… И, кажется, главная трудность – вспомнить все презентации.
Но приходят дети. И, оказывается, они не хотят вести себя так, как нас научили. Они совсем не желают соответствовать нашим ожиданиям. Они кричат и бегают, нарушают правила, не смотрят наши презентации. Ссорятся друг с другом, плачут, зовут маму, дерутся красными штангами. И если малыши еще могут с удовольствием, увлеченно и сосредоточенно мыть посуду, стирать и мыть полы, то четырехлетки начинают «тусоваться». Они садятся кучкой, берут рамки для штриховки в качестве предлога, обводят, а потом рисуют вокруг получившегося контура цветочки, принцесс на каблуках и в коронах, весело болтают, хохочут. Или собирают паззлы, мозаики, рассматривают книжки с картинками – с тем же уровнем концентрации.
Проблема заключается в том, что на курсах перед слушателями чаще всего рисуют замечательную картинку работающей группы. При этом обычно никак не раскрывается путь достижения этой картинки. А первые этапы работы – во многом самые сложные. Помимо отличного знания системы материалов, их логики, последовательности, взаимосвязей между ними, помимо твердых навыков показа презентаций, учителю необходимы еще и психологические знания и умения. Видеть и понимать ребенка, его состояние, его интересы и проблемы, способность найти точную интонацию в разговоре, артистичность, эмоциональность, и в то же время спокойствие и последовательность в требованиях.
Нормализация ребенка – это не волшебное превращение, это непростой процесс, требующий глубоких знаний, надежных навыков и психологической гибкости от педагога. Особенно сложным этот процесс становится во вновь создаваемой группе, в которой нет еще ни традиций, ни соответствующей атмосферы, ни старших детей – носителей норм и правил, задающих тон, демонстрирующих малышам сосредоточенную работу со сложными материалами.
А у нас новые группы обычно открывают начинающие педагоги, не имеющие опыта практической работы по Монтессори-методу. Если учесть, что ни на одних курсах нет серьезной психологической подготовки (нужны не просто навыки практического психолога, но и Монтессорийский взгляд на развитие ребенка), то ситуация видится и вовсе плачевной.
Мне кажется очень разумным один из вариантов подготовки педагогов у американцев. Они интенсивно учатся летом в течение двух месяцев. Затем на год отправляются на стажировку в одну из аккредитованных школ. Там, в надежно работающих группах, они получают необходимую практику. В течение года их работу курирует кто-то из опытных педагогов. И преподаватели с летних курсов тоже «навещают» стажеров. Именно там за этот год они пишут свои альбомы с презентациями (отрабатывая их не только в учебных классах, но и наблюдая за работой отдельных детей, а потоми самостоятельно презентуя «вживую»). При этом каждая презентация становится продуманной, прочувствованной. Теперь в ней понятен каждый шаг: почему нужно делать именно так, а не по-другому, какие могут быть варианты у разных детей. Кроме того, они учатся наблюдать за детьми, анализировать свои наблюдения, вести групповые занятия. Отдельный альбом составляется по работе с родителями –без этого полноценной Монтессори-практики не будет. Не всем слушателям на эту работу хватает учебного года, многие справляются только за два. И только когда все это сделано, студенты допускаются до экзамена. Зато после этого они –полноценные специалисты.
Попробую назвать основные, на мой взгляд, болевые точки в работе начинающих Монтессори-педагогов.
Я не упоминаю проблемы, связанные с недостаточной подготовкой на курсах: плохое знание презентаций и упражнений с материалом, неумение выстроить среду и т.п. К сожалению, это тоже явление, достаточно распространенное. А также ситуации, когда ребенку за одно занятие педагог дает несколько последовательных презентаций (например, количества 1,10,100.1000 с игрой в банк, символы 1,10,100, 1000 с раскладкой большого набора карт, и сопоставление количеств и символов!), а потом удивляется, почему ребенок больше не подходит к этому материалу.
Еще и еще раз возвращаюсь к наболевшему. Монтессори-педагогика становится все более популярной в нашей стране. Но если количество групп не перерастет в качество,нас ждет большое разочарование: репутация метода в обществе из спорной перерастет в дурную. И возродить ее снова будет намного сложнее.
Наш центр проводит отдельные семинары для работающих Монтессори-педагогов по практическим аспектам деятельности, затронутым в данной статье. Но для полноценной работы в этом направлении нужна сеть базовых групп, готовых принимать педагогов на стажировки, нужны опытные педагоги-кураторы для начинающих. Нужен регулярный обмен опытом. Надеемся, что все это получит реальный шанс на практическое воплощение.
Смирнова Надежда Николаевна, директор Международного института Монтессори-педагогики.
!--CUT-->