Блок «Развитие речи, обучение письму и чтению». Система материалов, презентации, упражнения.

Монтессори-педагогика - молчаливая педагогика, и монтессори-педагог говорит  мало («Веди счет словам своим» М.Монтессори). Мария Монтессори открыла очень важный аспект, что ребенок не обучается через слова, он познает мир через действия . Что такого есть особенного в монтессори-среде?

1. Речь - систематизация и обобщение представлений о мире. Ребенок в монтессори-группе много действует в среде с предметами, которые хорошо систематизированы. Взрослый их называет и четко показывает, слова взрослого ложатся на подготовленную почву.

Работа с понятиями, которые окружают ребенка, с которыми он имел дело в реальной жизни. За счет этого хорошо развивается понятийная система.

2. Речь - инструмент общения и самовыражения. Речь в монтессори-группе востребована для ребенка в группе, он сам решает какие-то вопросы и проблемы, он сам строит отношения, решает с кем контактировать. Класс разновозрастный и у ребенка оказывается много учителей, которые могут ему что-то  объяснить, а в свою очередь, он сам будет являться  для кого-то старшим ребенком и сможет объяснить. Есть специальные занятия, когда в кругу дети что-то обсуждают, есть совместные занятия, когда дети договариваются и что-то решают.

Письменная речь становится таким же инструментом. Часто в монтессори-группе дети пишут записки ("открылся музей кошек!").

3. Инструменты освоения письменности.

Сортировка предметов по звуку, шершавые буквы, подвижный алфавит и другие.

4. Чувствительность к языку и интерес к грамматике.

Куб большой и маленький - это 2 разных предмета, ребенок уже имел дело с ними и ему не обязательно знать определения и термины, но он уже начинает понимать роль прилагательного. «Куб» называет предмет, а слова «большой» и «маленький» показывают какой куб нам нужен. Это вполне по силам ребенку.


Программа по часам:

1. Расширение словарного запаса (24 ак. часов)

Презентации, упражнения, рекомендации по самостоятельному изготовлению материалов:

  • синонимы, антонимы, многозначные слова
  • неживая природа (вода, воздух, земля, огонь – формы существования в природе, роль в жизни растений, животных, человека)
  • растения, животные – классификация, группы, циклы развития, части, семьи животных, жилища, питание, способы передвижения и т.п.
  • человек – группы, родственные отношения, строение тела и частей тела, внутренние органы; потребности (еда, одежда, жилища, транспорт, посуда, мебель, искусство, религии, спорт ...); профессии, орудия и т.п.

Работа с фигурками и карточками, классификационные карточки, карточки на сопоставление, карточки на части, карточки на циклы развития.

2. Обучение письму и чтению (64 ак. часов)

Презентации, упражнения, рекомендации по самостоятельному изготовлению материалов:

  • подготовка руки к письму (металлические рамки и вкладыши для штриховки)
  • вычленение звуков в слове (звуковые игры: звук в начале слова, в конце, в середине, сортировка по позиции звука, сортировка на мягкий-твердый согласный)
  • шершавые буквы
  • составление слов  и предложений из подвижного алфавита (сопоставление звука и буквы в слове, расположение букв слова в строке, знакомство с печатными буквами, введение заглавной буквы и знаков препинания)
  • запись слов и предложений
  • начало чтения (чтение слов без трудностей при чтении, введение трудностей)
  • физиомоторные, когнитивные, психосоциальные особенности развития дошкольников
  • отклоняющееся поведение (гиперактивность, агрессия, тревожность и страхи, аутизм) – типы и способы взаимодействия
  • введение трудностей при чтении (особенности чтения отдельных букв и их сочетаний)
    • чтение подписей к мелким предметам
    • чтение с предметами окружающей среды
    • классификация при чтении
    • чтение книжек «картинка – слово»
    • интерпретация чтения (чтение предложений и текстов, задания разной сложности, диалоги, загадки, номенклатура, книжки для чтения и т.п., книжки-определения с упражнениями)
  • исследование слов
    • состав слова, образование новых слов – работа с подвижным алфавитом и карточками-списками слов; «конструктор слов»
    • функции слов – интуитивное различение основных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, союз, предлог, наречие), классификация слов по функции, особенности употребления и значения
  • исследование связей слов в предложении

Даты семинара и запись

5 — 14 апреля
по будням очно/он-лайн

Занятия будут идти в классе в будни с 13.30 до 18:30 по московскому времени. Также будет вестись трансляция через Zoom для тех, кто не может приехать. Всем участникам курса открывается доступ к блоку «Сенсорное восприятие» на учебной платформе, где есть записи презентаций и статьи.

Стоимость 12.000 рублей.


Комментарии

  • Ирина
    Добрый день! Скажите пожалуйста будет ли Блок «Развитие речи, обучение письму и чтению» проходить в марте, апреле онлайн? Я из Алматы.
    Международный институт Монтессори-педагогики
    Здравствуйте, Ирина! Да, в апреле будет этот блок. 5-14 апреля. Будут проводиться он-лайн трансляции из аудитории. Есть возможность обучиться дистанционно. Напишите, пожалуйста, на нашу почту 7282325@gmail.com ,расскажем подробности