Монтессори-метод к выявлению и поддержке детей с трудностями в обучении

10/11/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Метод Монтессори полностью преобразовывает традиционный подход к образованию и представляет собой систему, которая фокусируется на том, чтобы встречать каждого ребенка таким, какой он есть и помогает удовлетворить индивидуальные потребностей детей. Разновозрастной состав классов, практический подход к обучению, свобода в определенных пределах и индивидуальный темп обучения, обеспечиваемый в классе Монтессори, стимулируют и способствуют успеху учащихся, в том числе детей с особенностями.

Исследователи и практики заметили рост числа детей с нейропсихологическими отклонениями за последние несколько лет. Кроме того, продолжает расти число учащихся с проблемами внимания, расстройствами аутистического спектра и трудностями сенсорной интеграции. Эти растущие показатели представляют собой проблему для педагогов, которые должны адекватно и с сочувствием удовлетворять потребности этих детей. Однако монтессори-педагоги могут иметь преимущество, учитывая природу метода и практический опыт. В конце концов, несмотря на то, что метод Монтессори сегодня используется для детей с различными способностями к обучению, основа образовательного подхода доктора Марии была заложена в ее работе с детьми с отклонениями в психическом развитии.

Как Монтессори-педагогика помогает детям с отклонениями в обучении?

Во время своего пребывания в классе доктор Монтессори разработала педагогику, которая включает «акцент на практическом, дифференцированном, самостоятельном обучении, под руководством интенсивного и непрерывного изучения ребенка, которое является шаблоном передовой практики как в общих, так и в исключительных классах». Степень личного участия и независимости, которая поощряется в Монтессори-классе, является именно тем результатом, для достижения которого разрабатываются многие индивидуальные образовательные программы (IEP). Столпы Монтессори- педагогики, включая выбор, свободу передвижения и длительные периоды глубокой концентрации внимания, также рекомендуются для учащихся с особенностями в обучении. Кроме того, элементы, рекомендуемые для мониторинга с целью выявления детей с отклонениями в обучении, включают координацию, речь, внимание и восприятие — все области, которые можно четко наблюдать в Монтессори- среде. В частности, сенсорная учебная программа позволяет педагогам наблюдать за развитием восприятия ребенка, что часто является диагностикой неравномерного развития.

Как выглядит процесс идентификации в условиях Монтессори-класса и какие системы поддержки могут быть предоставлены?

Процесс выявления ученика с особенностями в обучении очень похож на натуралистические наблюдения монтессори-педагога, когда он внимательно и субъективно наблюдает за своими учениками на регулярной основе. В ходе своих наблюдений гид может заметить некоторые проблемы (опасения) в развитии ребенка. Имея документальное подтверждение своих опасений, педагог может довести их до сведения администратора, который инициирует встречу группы по изучению ребенка. В эту группу часто входят педагог ребенка, его родители/опекуны, администратор и любой другой специалист, который может быть полезен при обсуждении проблем, с которыми сталкивается ребенок. Важно отметить, что этот процесс происходит не во всех школах Монтессори, но его можно использовать в качестве модели для руководства процессом.


Группа по изучению ребенка собирается, чтобы определить индивидуальные цели для ребенка и разработать план, который поможет ему успешно достичь своих целей в классе. Вспомогательные средства, используемые для помощи ребенку в достижении его целей, могут включать визуальное расписание, подсказки о предстоящих переходах или техники, помогающие справиться с сильными эмоциями. Традиционные стратегии, естественным образом возникающие в Монтессори-классе, могут включать предпочтительное размещение и увеличенное время. Существуют некоторые приспособления, которые Монтессори-педагоги могут сделать, чтобы помочь учащимся с отклонениями в психическом развитии, включая снижение уровня сложности, ограничение стимулов и обеспечение повторения. Некоторые традиционные Монтессори-уроки и занятия для детей в возрасте от 3 до 6 лет с особенностями в обучении могут быть адаптированы под ребенка. На втором, более интенсивном уровне поддержки, учащийся будет продолжать получать приспособления в классе, а также может получать индивидуальные инструкции от стороннего специалиста, такого как логопед, для обеспечения более целенаправленного исправления. Важно отметить, что в зависимости от ресурсов, имеющихся в школе, это может быть тьютор, которого родители должны организовать за пределами школы и которую, возможно, придется финансировать самостоятельно.

На протяжении всего процесса оказания помощи и поддержки члены команды по изучению ребенка будут продолжать внимательно наблюдать за ребенком, отслеживать его прогресс и регулярно встречаться для обсуждения выполнения плана и любых изменений, которые, возможно, потребуется внести в процессе. Цели также могут обновляться или заменяться по мере того, как ребенок будет продолжать прогрессировать. В случае, если ребенок не добился ощутимого прогресса после того, как меры поддержки были приняты и введены в действие, команда по изучению ребенка может рекомендовать родителям провести дополнительное тестирование своего ребенка, чтобы выявить любые конкретные проблемы с обучаемостью, которые могут присутствовать. Хотя диагноз не изменит индивидуальный подход к обучению в Монтессори- классе, лицензированный практикующий специалист может дать рекомендации по целенаправленной поддержке, которая позволит ребенку достичь более высокого уровня успеха в классе.


Систематические наблюдения, подробное ведение записей и индивидуальная поддержка, предлагаемые в классе Монтессори, являются ключевыми компонентами процесса обучения детей, поскольку они позволяют выявлять и поддерживать детей с отклонениями в психическом развитии. Практический подход к изучению Монтессори-педагогики, а также свобода выбора и движения, которые естественным образом существуют в Монтессори-среде, позволяют монтессори-педагогам заложить основу, которая может способствовать успеху многих учеников, в том числе тех, у кого есть особенности в обучении. Однако важно отметить, что бывают обстоятельства, когда педагогам может потребоваться дополнительная поддержка или руководство со стороны специалистов, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности ребенка с отклонениями в психическом развитии, например, когда среда Монтессори и ее материалы чрезмерно стимулируют.

Возможно, наиболее важно то, что подход Монтессори к образованию и к жизни, способствует любви, принятию, равноправию и справедливости. В Монтессори-классах по всему миру ценят и уважают людей любого расового, культурного и этнического происхождения. Точно так же дети признаются и принимаются за их уникальные таланты и отличия, а также за их индивидуальный потенциал и рост. Как напоминает нам Жаклин Коссентино, «монтессори-педагоги обучены воспринимать каждого ребенка как исключительного и, в ответ на это, высоко ценить гибкое индивидуальное обучение". Искренняя забота и преданность, которую получают ученики в Монтессори-центрах, обеспечивает уровень поддержки, не имеющий аналогов, и способствует обучению, росту, успеху, спокойствию и радости для всех в справедливой учебной среде.

Статья переведена с сайта Американского Монтессори Сообщества (AMS)

Все статьи


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв