Детская тревога

14/03/2022
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Когда взрослые вокруг находятся в сложной психологической обстановке, тревожатся, боятся, расстраиваются или даже паникуют, больше всего страдают – дети. Отчасти потому, что кажется, что они еще маленькие и ничего не понимают. Отчасти потому, что мы не знаем как и что им можно рассказывать, поэтому оставляем их незаданные вопросы без ответа.

Однако, когда мы оставляем детей с крохами и обрывками информации, которую они так или иначе улавливают из наших взрослых разговоров, из всего происходящего вокруг, мы можем нанести вред их психологическому равновесию. Дело в том, что тревога в отсутствии информации «подключает» додумывание (достраивание) недостающей информации, это может ухудшить состояние в несколько раз. Представьте себе картину из пазлов, в которой не хватает многих кусочков. Так и психика ребенка работает – достраивает образ до целого (заменяя и замещая недостающие части). Поэтому первая и наиважнейшая помощь детям – рассказывать правду! Аккуратно, выбирая слова, избегая страшных подробностей – давать информацию из ваших уст, а не позволять додумывать. И именно вы можете донести до ребенка ситуацию с вашей точки зрения, относительно ваших ценностей и ценностей семьи, в которой проживает ребенок.

В этот момент многие взрослые боятся нанести травму ребенку, напугав. Однако, не нужно торопиться бороться со страхом (сейчас речь идет об эмоции, которая может возникнуть и угаснуть, а не о фобиях, которые мешают жить и требуют обязательной помощи). Страх – как хорошая сторожевая собака, не даёт совершать глупые поступки. Мы не можем наших детей избавить от всех страхов, которые будут встречаться на их пути (и уже встречаются, это точно!). Зато мы можем научить с ними справляться и не давать им разрушать Я-целостность.

Итак, первым делом мы простыми словами рассказываем ребенку о происходящих событиях. По понятным причинам, нет возможности написать здесь полный текст – поскольку у каждого взрослого может быть свой взгляд, точка зрения. Но вот общие фразы, которые можно говорить ребенку и они не наносят травмы: «Сейчас очень многие люди находятся в сложной ситуации. Некоторые прячутся в подвалах, чтобы на них не упал снаряд, некоторые солдаты защищают, некоторые выполняют приказы командиров. Мы с твоим папой переживаем за всех тех, кому сейчас сложно. У кого нет еды или лекарств. Кто не может сейчас спать в своей кроватке под теплым одеялом. Мы беспокоимся за то, что будет дальше происходить»

Второе, и самое важное – необходимо дать понять ребенку, что вы всё еще контролируете ситуацию. Потому что вашему малышу сейчас нужен оплот безопасности – взрослый, который точно знает, что делать. Текст примерно такой: «Мы (с папой/бабушкой/твоими братиками и сестренками) сейчас в безопасности. У нас достаточно всего, чтобы мы могли кушать, чтобы нам было тепло и хорошо. Мы – взрослые. Мы отвечаем за тебя. Мы знаем, что нужно делать. Мы справимся и позаботимся о тебе и о нас. Даже если мы плачем и переживаем – мы сочувствуем горю тех, кому сейчас сложно. Мы – ВЗРОСЛЫЕ, с нами всё будет в порядке. Мы знаем, что нужно делать!» (некоторые фразы не случайно повторяются: ребенку нужно будет много раз повторить, и если ваш малыш будет задавать вопросы – просто повторяйте эти слова столько раз, сколько потребуется – ему просто нужно убедиться, что это действительно так)


Третье. Это может быть коллективный «урок» в детском саду, или индивидуальная деятельность дома. Вместе с ребенком создаем «Сказочного персонажа, который способен защитить» - в ход могут идти любые арт-техники, материалы. Лепить из пластилина или глины, рисовать, создавать из ткани и узелков, рвать бумагу и наклеивать на контур, собирать из конструктора. Главное – чтобы сначала сам ребенок выбрал себе персонажа и назвал его. Перечислите вместе с ребенком качества, которые есть у этого персонажа – сила, выносливость, громкий голос, большой размер, любовь к детям, супер-оружие против злодеев, и пр.

Если вы используете такой формат на круге – не жалейте времени, чтобы дать каждому ребенку высказаться, пофантазировать, изобразить телом этого супер-героя. Когда дети начинают дрыгаться, скакать, махать ногами и всячески изображать этого героя, они, во-первых, идентифицируются с ним, помещают эту силу в себя, в своё тело, во-вторых, сбрасывают излишки напряжения. Затем на выбор предоставьте несколько техник и материалов, чтобы ребенок мог создать своего персонажа.

Если ребенку будет важно – он может носить этого персонажа с собой всегда и везде столько времени, сколько ему потребуется. Однако напомню, что самой нужной помощью ребенку для ощущения безопасности является информация плюс ресурсный взрослый рядом.

--

Автор статьи: Воронцова Ирина Юрьевна (подробнее)



https://www.instagram.com/p/CanNr01FpPj/ ролик автора статьи Воронцовой Ирины @neiropsiholog_vorontsova - очень рекомендуем. Очень конкретный образец того, как можно помочь ребенку.

--

Источник фото 1

Источник фото 2




Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв