Метод Монтессори
Периодизация 0-3
В рамках курса «Монтессори-педагогика для детей до 3-х лет» прошла лекции Воронцовой И.Ю., предлагаем отрывок с описанием основных периодов развития ребенка с рождения до 36 месяцев: 0-2 месяца. Нормальный аутизм.
2-6 месяца. Симбиоз.
6-10 месяцев. Дифференциация.
10-16 месяцев. Фаза упражнений или «Роман с миром».
16-24 месяца. Воссоединение.
24-36 месяца. Контактность объекта.
Концепция современного монтессори-образования
Мы сейчас много думаем о том, что же такое современная монтессори-педагогика. Что в ней должно быть неизменным, чтобы она оставалась научной педагогикой, созданной Марией Монтессори? И может ли наука не развиваться - а научная педагогика оставаться неизменной, когда так изменился мир вокруг?
Монтессори-педагогика это живая система, основанная на понимании механизмов развития ребенка и признании роли взрослого в поддержке этого развития.
Монтессори педагоги – кто они?
Вопрос, очевидно, не праздный.
Что за люди становятся Монтессори-педагогами (далее МП). И может ли любой человек, отучившийся на курсах, стать МП.
Сама постановка вопроса, во всяком случае, для человека, хоть слегка знакомого с МП, уже содержит ответ, конечно ЛЮБОЙ не может. Мы, пожалуй, сразу отсеем алкоголиков, наркоманов и других претендентов с явными психическими отклонениями. А дальше? Все-таки, какой может? Могут ли какие-то черты личности, темперамента, образование или жизненный опыт служить залогом того, что, получив определенную сумму знаний и какие-то навыки, человек непременно сможет быть МП.
Хотелось дать какую-нибудь такую анкету, чтобы сразу стало ясно, вот это наш человек, а это наоборот.
Однако современные методики профотбора ориентированы почему-то все больше на поиск менеджеров по продажам, а до Монтессори-педагогов никому никакого дела нет. Попытки создать собственные опросники тоже были не очень удачны, поскольку все не удавалось понять, какие вопросы надо задать, чтобы выяснить, КАК опрашиваемый любит детей.
Адаптация ребенка к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду – очень непростая история. И от ее качества зависит, будет ли следующие несколько лет Ваш малыш ходить в детский сад с радостью, - или окажется «несадиковским», будет плакать и болеть.
Поэтому у нас выстроена последовательная процедура знакомства и адаптации, ее нам с Вами предстоит пройти совместно.
1 шаг. Знакомство взрослых (родителей, бабушек, дедушек) с детским садом. Вы можете прийти на наблюдения, прожить в группе хоть целый день. Посмотреть, как педагоги общаются с детьми, как проходят занятия, попробовать детскую еду. Педагог или методист ответят на Ваши вопросы, расскажут о программе, занятиях и применяемой педагогической системе. Руководитель детского сада расскажет об условиях нашего сотрудничества. Вы получите методические и информационные материалы, которые сможете изучить дома вместе с членами Вашей семьи.
Чему на самом деле учат в Монтессори-группе
Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом».
Но это все так сказать тактические задачи. Что же является стратегической?
Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.
Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может это и есть счастье.
Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Так какими же качествами должен обладать для этого человек?
Еще о методе Монтессори
В нашей стране все больше родителей выбирают для своих детей Монтессори-образование. При поисковом запросе «Montessori Elementary School» Google выдает более 78 млн результатов страниц. Во всем мире насчитывается более 25 тысяч Монтессори-школ.
Чем же так привлекает данный метод современных родителей?
Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и русский педагог Антон Макаренко (из материалов Википедии).
Формирование первичных способов реагирования у ребенка
Есть такой речевой оборот, когда говорят, что мы чувствуем сердцем. Но это не так, конечно же, все наши эмоции реализуются в нашем мозге. Зачем же нам нужны эмоции? Чтобы понимать других людей. А для чего? Что такое стратегии бей-беги и для чего у мамы и ребенка повышается уровень кортизола?
Баканова Елена Сергеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе.
Из книги "Дети - другие"
Как-то учительница пришла в школу с небольшим опозданием. Она забыла накануне закрыть шкаф с учебными пособиями и увидела, что дети открыли его и столпились рядом. Некоторые уже взяли какие-то предметы и несли их на места.
Это поведение показалось учительнице выражением воровского инстинкта. Она посчитала, что дети, уносящие предметы, проявили неуважение к школе и учительнице, и вынуждена была обратиться к детям со строгими увещеваниями. Я же, напротив, решила, что дети уже достаточно хорошо знали эти предметы, чтобы уметь выбирать их среди других.
Так началась живая и интересная деятельность. Желания детей менялись изо дня в день и, сообразуясь с ними, дети выбирали предметы сами.
С тех пор мы перешли к низким шкафам. Материал был доступен и был в их распоряжении. Малыши могли выбирать его в соответствии со своими потребностями. Так я связала принцип повторений с принципом свободного выбoра.
М.Монтессори,
Из книги "Дети - другие"
Продолжим разговор об основных принципах метода
Одна из основных составляющих метода - подготовленная среда. Мы привыкли, что важной частью среды являются монтессори-материалы. И сейчас, когда в режиме удаленки мы лишены этих материалов, зачастую испытываем беспомощность. Но давайте подумаем, что это такое, почему нужно специально подготавливать среду для ребенка, как она меняется и с возрастом ребенка, и с изменением окружающего мира.
Мы говорим о том, что монтессори-метод основан на природосообразности. То есть мы следуем природе ребенка, а не пытаемся его сформировать по нашим программам. ((( В этом можно усмотреть противоположность культурно-историческому подходу в психологии с его идеями о зоне ближайшего развития и о том, что обучение ведет за собой развитие - но это тема отдельного разговора. К слову, зона ближайшего развития - термин совершенно не монтессорийский!))))
Может, тогда не надо ничего и городить? Выходим на природу - и вперед? Монтессори-сад и школа готовы? Или наоборот. Пусть ребенок живет в тех же условиях, что и взрослые. Ему же надо научиться жить в реальном мире, а не в каких-то тепличных условиях!
Монтессори описала несколько возрастных этапов, каждый из которых можно назвать новым рождением. Они отличаются задачами, механизмами развития. Но все они направлены на одно: ребенок постепенно формирует себя как личность, адаптированную к жизни в определенных условиях. И среда растет с ребенком, каждый раз усложняясь, соответственно новым его возможностям и новым задачам. Именно благодаря такому изменению среды удается избежать пресловутых кризисов развития.
Давайте выделим основные признаки качественной среды, соответствующей идеям Марии Монтессори...
Развитие эмоций
Есть такой речевой оборот, когда говорят, что мы чувствуем сердцем. Но это не так, конечно же, все наши эмоции реализуются в нашем мозге. Зачем же нам нужны эмоции? Чтобы понимать других людей. А для чего? Что такое стратегии бей-беги и для чего у мамы и ребенка повышается уровень кортизола?
Баканова Елена Сергеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе https://montessori-russia.getcourse.ru/neuropsy
Роль взрослого в системе Монтессори
В первую очередь, взрослый - это модель поведения и отношений, которая существует в нашей культуре. Благодаря взрослому ребенок понимает, что такое добро и зло. Благодаря взрослому ребенок впитывает ценности и идеалы нашего мира. Именно взрослый создает такие отношения, в которых ребенок может быть самостоятельным и независимым, в которых ему хочется узнавать этот мир. И мир становится интересным, удивительным, полным открытий и доброжелательным. И создание таких отношений - это самая главная функция взрослого, который находится рядом с ребенком в системе Монтессори.
Рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику"
О самостоятельности…
Педагог тоддлер-группы монтессори центра "Непоседы", г. Сочи, преподаватель МИМП Дравненко Алла.
Сегодня я хотела бы поговорить о формировании навыков самообслуживания у детей раннего
возраста, а именно от 1 года до 3-х лет. Почему возникло это желание? Вот уже 13 лет я работаю в тоддлер-классе и заметила печальную тенденцию: с каждым годом ко мне в группу приходят дети, которые в своём арсенале все меньше и меньше имеют навыков самообслуживания, ухода за собой. При беседе с родителями выясняется, что кто-то из взрослых не придаёт значения этому моменту, считая, что важнее заниматься интеллектуальным развитием малыша. Такие родители, как правило, с гордостью рассказывают, что их дитя в 1г 8м уже узнает и показывает цифры и буквы, занимается английским языком… Есть другие мамы и папы, которые искренне верят, что ребёнок пойдёт в садик и, видимо, внезапно научится одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, ходить на горшок… Конечно, педагоги научат ребёнка самостоятельно и есть, и одеваться, и на горшок ходить, только в этом случае я предлагаю взрослым признаться себе по-честному, что в данном вопросе они свою родительскую ответственность перекладывают на педагогов.
О бонусах многочисленной разновозрастной группы
Когда родители, выбирая для своего ребёнка дошкольное учреждение, приходят на экскурсию в наш монтессори центр, одним из первых звучит вопрос о количестве детей в группе. Услышав ответ, что детей 46, и они разного возраста, удивляются, а многие и пугаются. Приходится каждый раз рассказывать о тех бонусах, которые дети получают, посещая такую группу.
Действительно, монтессори группы многочисленны. Это позволяет ребёнку, во-первых, поупражняться в разных вариантах социальных контактов. Ведь дети вокруг все разные и с каждым нужно научиться общаться, договариваться, решать конфликтные ситуации. Чем больше вариантов, тем богаче опыт! А если ещё вспомнить, что возраст детей от 3 до 6-7 лет, то ребёнок имеет возможность учиться общению со старшими, младшими и сверстниками, что позволяет в дальнейшем качественно выстраивать как вертикальные, так и горизонтальные социальные отношения. А это крайне важно для создания семьи, возможности продвигаться по карьерной лестнице, строить длительные дружеские отношения.
Монтессори терминология
Слова и выражения, которые вы можете услышать в среде Монтессори
Доктор Мария Монтессори ввела много новых терминов и концепций для описания того, как дети растут и развиваются. Эти термины до сих пор широко распространены в Монтессори-сообществе. Вы можете встретиться с этими терминами во время обучения Монтессори-методу.
Впитывающий разум (Absorbent mind) - с рождения до приблизительно 6 лет, ребенок обладает невероятно интенсивной мозговой активностью, которая позволяет ему «впитывать» знания из окружающей среды быстро легко и не прилагая сознательных усилий.
Сенсорное воспитание
Дошкольник - человек чувствующий, он познает мир через свои органы чувств. И именно таким образом создает для себя некую картину мира. Но само по себе восприятие - это очень важная познавательная деятельность. Ведь фактически все, что попадает к нам в сознание, попадает туда именно через восприятие. Восприятие - это "ворота в мир"...
Блок «Сенсорика» входит в курс Монтессори 3-6
Математика в классе Монтессори
Математика - упорядочивание ума. Ребенку важно научиться сравнивать количества, видеть их во всем, что его окружает. А уже потом идет освоение символов...
Обычно числа второго десятка детям даются очень трудно. Что такое 12? Это 1 и 2. Один и два - это всегда было 3, а тут стало 12. Монтессори предлагает принципиально другой путь. После того как ребенок научился считать до 10, ему предлагают увидеть идею разрядов десятичной системы...
Очень постепенно и бережно происходит переход от конкретных материалов, где каждую бусинку можно потрогать и пересчитать, к более абстрактным...
Блок «Математика» входит в курс Монтессори 3-6 https://montessori-russia.ru/syllabuses/nefrontalny
О зоне УПЖ
О зоне УПЖ (упражнения практической жизни), в которой ребенок развивает свою самостоятельность, мелкую моторику, сенсомоторную координацию и др.,рассказывает монтессори-педагог, психолог Смирнова Надежда Николаевна.
Блок «УПЖ» входит в курс Монтессори 3-6
Монтессори-материал «Пересыпание из кувшина в кувшин»
Монтессори-материал «Рамка с бантами»
Основные принципы системы Монтессори
Об основных принципах системы Монтессори рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику"
Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия М.Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори, метод наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое. После этого курса Вы сможете начать работать ассистентом монтессори-педагога. Этот курс также полезен организаторам монтессори-центров и родителям, интересующимся данной методикой. Курс является обязательным для тех, кто планирует учиться дальше и получить квалификацию Монтессори-педагога.
Что такое свободное образование?
Группы и классы монтессори обычно относят к категории свободных школ. Что значит свободная школа? От чего они свободны? И что такое свободное образование?
Рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику" он-лайн.
Формирование концепций
Баканова Елена Сергеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе «Основы нейропсихологии» https://montessori-russia.ru/syllabuses/neuropsychology
Когда ребенок с рождения начинает контактировать с окружающим миром, у него работают различные системы, сенсорный опыт координируется, в это время в мозгу формируются нейронные сети, потом он обобщается, в результате формируются категории.
Главные компоненты Монтессори-образования
Узнайте, что является критически важным для воплощения идей Монтессори.
Монтессори-педагоги видят в детях заложенную природой энергию и огромное стремление к обучению тому, что им интересно. Чтобы поддерживать интерес детей к обучению, Монтессори-школы предоставляют заботливо подготовленную среду в соответствии с возрастом ребенка, которая помогает в развитии когнитивных, социальных, эмоциональных и физических навыков.
Независимо от типа Монтессори-школы - например, частная или государственная; светская или религиозная - Американское Монтессори Сообщество выделяет 5 существенно важных компонентов для правильной реализации Монтессори-метода.
Зона развития речи и обучения грамоте
О зоне языка (развитие речи и обучение грамоте) рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна.
Подготовленная среда в Монтессори-группе
О роли среды в монтессори-группе рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику".
Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия М.Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори, метод наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое. После этого курса Вы сможете начать работать ассистентом монтессори-педагога. Этот курс также полезен организаторам монтессори-центров и родителям, интересующимся данной методикой. Курс является обязательным для тех, кто планирует учиться дальше и получить квалификацию Монтессори-педагога.
Механизмы психического развития ребенка
О понятиях «духовного эмбриона» и «впитывающего разума» рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику".
Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия М.Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори, метод наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое. После этого курса Вы сможете начать работать ассистентом монтессори-педагога. Этот курс также полезен организаторам монтессори-центров и родителям, интересующимся данной методикой. Курс является обязательным для тех, кто планирует учиться дальше и получить квалификацию Монтессори-педагога.
Монтессори, почему нет?
Я выбрал Монтессори-школу для своего сына скорее поверив в этот метод. В то время мои знания о Монтессори были равны нулю. Я что-то слышал о маленьких стульях и разноцветных кроватках, не более того. Но наблюдая как мой сын становится счастливее день ото дня, я вдохновился познакомиться с идеями Марии Монтессори поближе. То, что я обнаружил, изумило меня и как отца, и как ученого. Как отец, я нашел, что детей действительно уважают и готовят к будущей жизни. Как ученый, я нашел чисто научные обоснования для всего, что предлагала Мария Монтессори.
Возрастная периодизация
Рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна. Подробнее на курсе "Введение в Монтессори-педагогику".
Во время этого курса рассматриваются основные принципы, а также методологические, психологические и педагогические основы системы Монтессори: философия М.Монтессори, понимание свободы и дисциплины, механизмы психического развития ребенка и возрастная периодизация по Монтессори, метод наблюдения и роль среды, работа и личностные качества Монтессори-педагога и ассистента и многое другое. После этого курса Вы сможете начать работать ассистентом монтессори-педагога. Этот курс также полезен организаторам монтессори-центров и родителям, интересующимся данной методикой. Курс является обязательным для тех, кто планирует учиться дальше и получить квалификацию Монтессори-педагога.
Зрение
Баканова Елена Серегеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе «Основы нейропсихологии»
Модуль, обязательный для всех, кто планирует пройти в МИМП любую программу повышения квалификации или профессиональной переподготовки для работы по монтессори-методу. Этот же курс может быть полезен для родителей. В этом модуле рассматриваются вопросы о социальных, генетических, нейрофизиологических основах формирования психики ребенка. Обычно этот модуль изучается сразу после установочного курса, перед специализацией (0-3, 3-6, 6-12).
Наследственность и среда
Баканова Елена Серегеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе «Основы нейропсихологии»
Модуль, обязательный для всех, кто планирует пройти в МИМП любую программу повышения квалификации или профессиональной переподготовки для работы по монтессори-методу. Этот же курс может быть полезен для родителей. В этом модуле рассматриваются вопросы о социальных, генетических, нейрофизиологических основах формирования психики ребенка. Обычно этот модуль изучается сразу после установочного курса, перед специализацией (0-3, 3-6, 6-12).
Монтессори дома (статья AMS)
Узнайте, как применять Монтессори-метод вне классной комнаты
Воспитание и обучение по Монтессори возможно не только в школе. Вы легко можете применять принципы Монтессори-педагогики у себя дома, что будет соединительным мостом с тем, что ребенок видит в школе.
Подготовленная среда
Поощрение порядка, независимости, внутренней мотивации - фундаментальные принципы Монтессори-метода. В школе специально организованные классные комнаты позволяют детям развивать навыки самостоятельной заботы о себе и об окружающей среде. Вы можете организовать свой дом похожим образом...
Нейроны
Баканова Елена Серегеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе «Основы нейропсихологии»
Модуль, обязательный для всех, кто планирует пройти в МИМП любую программу повышения квалификации или профессиональной переподготовки для работы по монтессори-методу. Этот же курс может быть полезен для родителей. В этом модуле рассматриваются вопросы о социальных, генетических, нейрофизиологических основах формирования психики ребенка. Обычно этот модуль изучается сразу после установочного курса, перед специализацией (0-3, 3-6, 6-12).
Как устроен наш мозг
Баканова Елена Серегеевна. Детский и семейный психолог, автор книг "Современные родители" и "Ребенок в ХХI" веке. Заведующий кафедрой психологии МИМП. Подробнее о курсе «Основы нейропсихологии»
Модуль, обязательный для всех, кто планирует пройти в МИМП любую программу повышения квалификации или профессиональной переподготовки для работы по монтессори-методу. Этот же курс может быть полезен для родителей. В этом модуле рассматриваются вопросы о социальных, генетических, нейрофизиологических основах формирования психики ребенка. Обычно этот модуль изучается сразу после установочного курса, перед специализацией (0-3, 3-6, 6-12).
Реализация ФГОС ДО средствами Монтессори-педагогики
Выступление Смирновой Н.Н. на всероссийском форуме руководителей организаций дошкольного образования "Реализация ФГОС ДО средствами Монтессори-педагогики"
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
Мария Монтессори и ее сын Марио
Одно из основных обвинений, адресованных Марии Монтессори заключается в том, что она, де, бросила своего сына. А потому не имеет морального права рассказывать нам, как воспитывать своих детей.
Для всех здравомыслящих людей, мы хотели бы осетить эту страницу ее биографии подробней.
В жизни Марии Монтессори действительно был очень сложный и трагический для неё момент, связанный с ее сыном.
Но рассматривать этот эпизод ее жизни невозможно без исторического контекста: Мария родилась в 18(!!!)70 году, во времена, когда женщин только-только начали допускать до деятельности, отличной от ведения хозяйства. Она была аристократкой, и в то время они в принципе не занимались воспитанием своих детей, как это сейчас представляем себе мы. Детей отдавали кормилицам, няням и гувернерам, а в раннем подростковом возрасте отсылали в закрытые учебные заведения. Именно такой подход к воспитанию детей был тогда нормой. Все это наслаивалось на консервативное, патриархальное положение женщины, с одной стороны и на новые, свежие, прогрессивные идеи, феминизма и освобождения женщины, с другой. Мария Монтессори разделяла эти новые веяния и даже являлась их флагманом в Италии своего времени. Так, например, она стала в этой стране первой женщиной-врачом.
Своего ребёнка она родила вне брака и статус матери-одиночки закрывал для неё абсолютно все пути для любой деятельности. Кроме того, от статуса незаконнорожденного мог пострадать и ее сын, в то время, положение таких детей было довольно незавидным. Поэтому было принято трудное решение отдать ребёнка на воспитание в семью. Последствием такого выбора была тяжелейшая депрессия Марии, после которой она стала рьяной католичкой. Мария Монтессори постоянно навещала его, а в возрасте 15 лет открыла ему правду и забрала с собой. Ее сын Марио, стал для неё ближайшим соратником и последователем, и все оставшиеся годы жизни они шли вместе рука об руку. А это говорит об их отношениях и о результате ее материнства гораздо красноречивее.
Материал взят из группы с/к "Фонарик" в Facebook
Монтессори образование и ребенок
Иногда родители удивляются, почему в монтессори-педагогике не ставят оценок хотя бы для мотивации учеников лучше учиться. Но школьные отметки, как и другие внешние вознаграждения, в лучшем случае имеют только временный эффект. Вместо этого, монтессори-образование направлено на пробуждение у ребенка внутренней мотивации к знаниям, креативного мышления и привычке к чувству удовлетворения от хорошо сделанной работы.
Монтессори дома
Вы когда-нибудь удивлялись необыкновенному порядку в монтессори-классе? Ваш ребенок говорил вам, что в школе он сам себе наливает сок? Замечали, что ребенок убирает вещи на свои места, даже если вы не просите его об этом?
Привнести принципы монтессори-педагогики в свой дом - значит создать связующее звено с тем, что ребенок учит в школе. Вот несколько способов построить эту связь.
Монтессори-материал «Цветные таблички, ящик №3»
О работе с монтессори-материалом «Цветные таблички» рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
Монтессори-материал «Триноминальный куб»
О работе с монтессори-материалом «Триноминальный куб» рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
Монтессори-материал «Биноминальный куб»
О работе с монтессори-материалом «Биноминальный куб» рассказывает учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
Монтессори-материал «Чтение с классификацией»
Анализ презентации и монтессори-материала «Чтение с классификацией» проводит учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
Монтессори-материал «Сортировка на три позиции звука»
Анализ презентации и монтессори-материала «Сортировка на три позиции звука» проводит учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
Монтессори-материал «Звуковая игра твердый мягкий»
Анализ презентации и монтессори-материала «Звуковая игра твердый-мягкий» проводит учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
Монтессори-материал «Геометрические тела»
Анализ презентации и монтессори-материала «Геометрические тела» проводит учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
Монтессори-материал «Пересыпание из кувшина в кувшин»
Рассуждает на тему использования в монтессори-группе материала «Пересыпание из кувшина в кувшин» Учредитель «Международного института Монтессори-педагогики» , психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете на youtube, подписавшись на канал МИМП
Монтессори-материал «Звук в начале слов»
Анализ презентации и монтессори-материала «Звук в начале слова» проводит учредитель «Международного института Монтессори-педагогики», психолог, монтессори-педагог Смирнова Надежда Николаевна.
Еще больше видео Вы найдете в youtube на канале МИМП
О сказках
Вы говорите, что во многих сказках есть положительный герой - и так дается знание о добре и зле. А как быть с "Иваном-царевичем и Серым Волком"? Нарушить договоренности и все забрать себе? Или с Емелей "По щучьему велению - по моему хотению"? Нужно сидеть на печи и просто в нужный момент удачно поймать свою щуку. Нет, в сказках, как и в жизни, все по-разному. Но учится ребенок именно тому, что видит в жизни. Сказочное остается в сказках. Может быть, для понимания ребенком милосердия и причинно-следственной связи между поступком и результатом - важнее жить по этим правилам? И включать ребенка в эту жизнь? Больше того, если мы с Вами говорим о маленьких детях - то они не понимают "гиперобразов", они не понимают метафор. И не переносят услышанное в сказках на себя...
Письменная речь как визуализация языка дошкольником
Дети пишут по той же причине, по которой разговаривают — чтобы стать частью сообщества.
При этом важно, что письмо — это, в первую очередь, выражение своих мыслей и идей в графической форме, а не каллиграфически правильное изображение букв в орфографически или фонетически верной последовательности.
Разработка программы в соответствии с ФГОС ДО
Предоставляем Вашему вниманию лекцию с фестиваля "Монтессори Весна 2016" о программе ФГОС дошкольного образования. Рассказывает Борисова Оксана Феликсовна.
Подписывайтесь на наш канал на Youtube https://www.youtube.com/watch?v=FNRfaMCrKbQ
Постепенно мы будем выкладывать больше видео с фестиваля и просто интересных семинаров.
Привязанность? Независимость?
Предоставляем Вашему вниманию лекцию с фестиваля "Монтессори Весна 2016".
Подписывайтесь на наш канал на Youtube https://www.youtube.com/channel/UCEcx017ecWvcSv6T70FCxMg
Постепенно мы будем выкладывать больше видео с фестиваля и просто интересных семинаров.
Стандарт ММА
По ссылке Вы найдете «Стандарт деятельности дошкольных организаций, работающих по системе М.Монтессори», разработанный экспертами Межрегиональной Монтессори Ассоциации Стандарт ММА
Данный документ призван
-помочь образовательным организациям в выстраивании образовательной деятельности на основе авторской программы «Детский сад по системе М.Монтессори»;
-дать ориентиры для педагогов, работающих по системе М.Монтессори; помочь провести самоанализ уровня освоения технологий и методик системы;
-помочь определить «точки роста», пути совершенствования отдельного педагога и организации в целом.
Стандарт позволит оценивать качество деятельности организации (площадки), и быть аккредитованной (на условиях общественной аккредитации) .
Он также призван вести диалог с разрозненными Ассоциациями, группами монтессори-специалистов, говорить на одном языке, согласовать позиции
Почему ребенок не отпускает маму?
Почему ребенок не отпускает маму?
Об этом смотрите видео Е.Н. Сорокиной
Дети о взрослых (из записей психотерапевта)
В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе, дети – великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому.
– Ты маму любишь?
– Угу. (Раз в день люблю, пять раз не люблю.)
Перед ликом врача младшие трепещут, средние смущаются, старшие замыкаются. Как докажешь, что ты не в сговоре? Ответствуют, как приличествует. Иногда почти искренне...
ГОША, 5 ЛЕТ
– Моя бабушка добрая. Но она не умеет быть доброй.
– Не умеет?
– Нет.
– А как же?
– Она кричит.
– Кричит?.. И добрые кричат. И ты тоже иногда, а?
– Когда я кричу, я злой. А бабушка все время кричит.
– А откуда ты знаешь, что она добрая?
– Мама говорит.
(причина обращения к психологу – страхи, капризы)
Популярно о методе М.Монтессори
Смирнова Надежда Николаевна популярно и доступным языком рассказывает о системе Марии Монтессори. Полезное видео для родителей и начинающих педагогов. Кратко и по делу.
Интервью со Смирновой Н.Н.
Е.Н. В этом году Российское Монтессори-сообщество отмечает столетие методики. Планируются совместные конгрессы, встречи, круглые столы. Мероприятий множество. Но год пройдет. Что будет через год, через пятьдесят лет? Какие перспективы у Монтессори-педагогики в России?
Н.С. Многие задаются вопросом – если Монтессори-педагогика идеальна, если она существует уже сто лет, то почему до сих пор не завоевала весь мир? Почему нет единого Монтессори-стандарта, по которому учится все человечество? Все школы, все сады?
Посмотрите на образовательные тенденции во всем мире. На обустройство классов. Там нет рядов парт, столы стоят так, как это принято в Монтессори-классах, образовательное пространство организовано по принципам средовой педагогики. Дети что-то делают, ходят по классу, нет вещающего учителя. Наверное, есть и другие классы. Но – образование сильно изменилось за эти сто лет . И в этом есть заслуга и Монтессори-метода. И если у нас будет происходить что-то подобное, и наше Российское образование будет меняться – это будет благом. Люди разные и нельзя сказать, что всем подходит Монтессори. Более того, чем дальше мы будем развиваться, тем меньше вероятности, что у нас будут одинаковые программы. Это закономерность развития – чем дальше, тем больше вариантов. Если их будет становиться меньше – это не развитие, а деградация. А мы деградировать не хотим.
Правила для родителей на стену
1. Если ребенок встречается с препятствием, удержитесь от желания броситься на помощь и сделать за него.
Своим невмешательством Вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» - это залог формирования позитивной самооценки и уверенности в себе.
2. Взрослый на занятии – наблюдатель и помощник ребенку.
Доверьтесь мудрости Вашего чада. От занятия он возьмет ровно столько и в том темпе, как необходимо именно ему.
3. «Помоги мне это сделать самому!» – объем Вашей помощи должен совпадать с потребностью в ней ребенка.
Какую деятельность выбрать на занятии решает ребенок, а не взрослый. Взрослый наблюдает за ребенком, а не наоборот.
4. Прежде чем помочь, спросите ребенка, нужна ли ему Ваша помощь.
Излишняя опека умаляет ребенка в его собственных глазах, приучает к мысли, что сам ни на что не годен.
Цена совершенства
Следует ли родителям добиваться совершенства или успокоиться на том, чтобы побуждать ребенка делать лучшее, на что он способен? Психолог, работающий в сфере образования, и отец двух маленьких детей, Дирк Флауер рассматривает проблемы, которые возникают у детей, находящихся под прессом стремления к достижению завышенных целей.
Недавно я познакомился с 10-летним Стефаном, когда его родители пришли ко мне на консультацию. Они были озабочены перепадами его настроения и нежеланием выполнять домашнюю работу самостоятельно, без их помощи. К тому же к ним периодически обращались из школы, так как Стефан постоянно оказывался вовлеченным во все возрастающее количество различных инцидентов и драк.
Мы рассматривали нынешние проблемы, но я заинтересовался, почему Стефан был так одержим желанием быть лучшим в классе. К своему несчастью, он был вынужден соперничать с несколькими очень способными мальчиками...
Три главных "Почему?"
Три главных "Почему?" касающихся адаптации ребенка в детском саду.
Зав.кафедрой "Монтессори-педагогика для детей раннего возраста" МИМП к.п.н. Сорокина Екатерина
Перед родителями, отдающими малыша в детский сад встает масса разнообразных вопросов:
- действительно ли малыш готов к поступлению в детский коллектив?
- сможет ли адаптироваться к новым правилам?
- почему он снова стал иногда пачкать штанишки?
- достаточно ли он кушает в садике?
- как предотвратить постоянные болезни?
Вопросов почти бесконечное количество! Какие-то из них общие почти для всех семей, какие-то касаются индивидуальных особенностей малыша или мамы.
Самые распространенные, пожалуй, три "почему", которые задают большинство мам как на больших семинарах, так и на индивидуальных консультациях.
Время воспитывать щедрость
В возрасте 3-5 лет дети начинают играть вместе. На площадке, в детском саду можно заметить, как дети сбиваются в «группы по интересам». Мальчишки играют в солдат, пожарных, супер-героев. Девочки – в «дочки-матери». Если до этого игрушка имела ценность сама по себе только потому, что принадлежала ребенку, то сейчас все меняется. Игрушки становятся «промежуточным» звеном между детьми, условием игры...
Десять заповедей доктора Марии Монтессори
1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе...
Рекомендации по адаптации ребёнка к детскому саду
1. Приблизьте домашний режим к режиму детского сада, но делайте это постепенно.
2. Введите в домашний распорядок дня все новые моменты в режиме дня.
3. Создайте у ребёнка позитивный настрой относительно сада: читайте, рассказывайте истории, сказки про то, как весело и интересно в детском саду.
4. Устройте домашний «праздник – посвящение» с обязательным подарком. Поздравьте ребёнка с наступившим периодом взросления, вызвав ощущение гордости и радости.
5. На третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком/унитазом. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду...
Несколько советов учителям, 1924
Статья Марии Монтессори
перевод Смирновой Надежды Николаевны
Ребенок хочет вымыть маленький стол: не зная, как это делается, он делает это неправильно. Учитель пользуется случаем, чтобы показать, как это делают. Ребенок теряет интерес; поглядывая вокруг, он пару раз потер стол и отошел от него. Если бы учитель подождал, ребенок сам смог бы открыть для себя, как мыть стол, и он бы усовершенствовал свои действия. В любом случае, учителю стоило выбрать другое время для проведения урока: дождаться подходящей ситуации без риска разрушить положительный импульс...
Отрывок из произведения А.Дистервега
Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790—1866). Немецкий педагог,доктор философии, директор учительских семинарий.Разделял идеи общечеловеческого воспитания, задачи школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан.
...Характер воспитания должен изменяться вместе с жизнью... Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами. Жалок каждый человек, отставший от своего времени; появление же учителя молодежи, который сам живет в прошлом, возбуждает лишь сострадание всех людей, живущих в ногу со своим временем и мыслящих в согласии со своими современниками.
Кризис 3-х лет
Мама в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй не купи игрушку, падает на пол и вопит как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» - кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» - в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» - ворчат соседские бабушки и прохожие.
«Ничего подобного, все в полной норме!» - утверждает детский психолог, педагог Монтессори-центра «Вершина» Владивостока Ирэна Пахомова. Просто у ребенка - кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!».
Одиннадцать мифов педагогики саморазвития
Статья Елены Хилтунен "11 мифов педагогики саморазвития"
Или непредвзятая прогулка по Монтессори-школе
Приходится снова и снова задавать себе вопрос: школа у нас для ребенка или ребенок для школы? Смотрите: как только учитель начинает работать сообразно желаниям и настроению детей, а не официальным учебным планам и программам, сразу его осуждают, говорят: так нельзя! Как только школа создает в своих стенах атмосферу, в которой дети готовы жить с утра до вечера, а учение становится их правом, а не обязанностью, эту школу тоже ругают на все лады, а то и закрывают, поскольку там не вбивают в детей знания любой ценой. Но и это не все. Как только редкие энтузиасты-практики пытаются возродить в нашей системе образования уже сто лет существующие в других странах гуманистические педагогики, скажем, вальдорфскую, Френе или Монтессори, – им тоже не дают жизни. Снимите нерусские вывески со своих школ! А вокруг как доказательства несостоятельности этих систем запускают один за другим мифы, на деле искажающие суть педагогических концепций, запутывающие людей. Мы решили рассказать вам, уважаемые читатели, о мифах, рожденных в последнее время в связи с появлением в России детских садов и школ М.Монтессори. Надеемся на ваше понимание и справедливую оценку.
Вторая ступень образования
Maria Montessori, London, 1939
Перевод Н. Смирновой
Переход от первой ко второй ступени образования заключается в переходе от материального, сенсорного плана действий к абстрактному.
Первая ступень по большей части решает моторные и сенсорные задачи; вторая – моральные и интеллектуальн
Главным на первой ступени является нахождение связей между объектами и наблюдение за внешним миром с помощью ощущений. В то время как на второй ступени появляются средства для изучения того, что происходит в другой области.
Это начало ориентации в области морали, потому что именно в это время ребенок начинает оценивать поступки других людей.
Отрывок из произведения Я.Корчака "Как любить детей"
...Ибо в принципе наш взгляд на ребенка — что его как бы еще нет, он только еще будет, еще не знает, а только еще будет знать, еще не может, а только еще когда-то сможет — заставляет нас беспрерывно ждать.
Половина человечества как бы не существует. Жизнь ее — шутка, стремления — наивны, чувства — мимолетны, взгляды — смешны. Да, дети отличаются от взрослых; в жизни ребенка чего-то недостает, а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь — действительность, а не фантазия. А что сделано нами, чтобы познать ребенка и создать условия, в которых он мог бы существовать и зреть?
Особенности дидактического материала М. Монтессори
Из материалов российско-голландского проекта «Метрополис»
Cуществует несколько основных правил пользования Монтессори-материалами. Так как они созданы для серьезной цели — развития ребенка — дети должны относиться к ним с уважением. С материалами нужно обращаться аккуратно и только после того, как понято их использование...
Наши типичные "воспитательные" ошибки
Будем справедливы: не только дети ведут себя порой невыносимо. Мы, родители, тоже бываем ужасны: ворчим, кричим, угрожаем чем-то совершенно невыполнимым, несправедливо наказываем... Конечно, для этого у нас всегда есть уважительные причины и оправдания: мы устали, спешим, а то и вовсе пытаемся применить прием, который отлично работал раньше, а сейчас почему-то утратил эффективность.
Бесплодные призывы
«Помой руки!», «Убери свои вещи!», а то и целый спич: «Сколько раз тебе говорить, что надо убирать за собой со стола!»... Несмотря на утомительность и низкий КПД этих призывов, мы повторяем их снова и снова... В результате ребенок либо привыкает нам врать: «Я уже помыл, чес-с-слово!..», либо перестает слышать нас вообще.
Памятка родителю от ребенка
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно позволять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
2. Будьте твердыми со мной, это позволяет определить мне свое место.
3. Не полагайтесь на силу в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Проявляйте инициативу.
4. Будьте последовательными. Не сбивайте меня с толку, иначе я буду упорно пытаться оставить последнее слово за собой.
А все казалось так просто (статья для педагогов)
Статья Смирновой Надежды Николаевны,
директора Международного института Монтессори-педагогики
Многие педагоги, открывая группу, рассчитывают, что все будет легко и просто: закупили материалы, расставили в правильном порядке (нас этому на курсах научили!),набираем понемножку детей, презентуем им материалы из практической зоны и сенсорики, они с удовольствием самостоятельно работают, выполняют правила группы… И, кажется, главная трудность – вспомнить все презентации.
Но приходят дети. И, оказывается, они не хотят вести себя так, как нас научили. Они совсем не желают соответствовать нашим ожиданиям. Они кричат и бегают, нарушают правила, не смотрят наши презентации. Ссорятся друг с другом, плачут, зовут маму, дерутся красными штангами...
Отрывок из книги Ю.И. Фаусек "Детский сад Монтессори".
"Кто теряет чувство действительности, теряет себя. Тогда все для него – пустота. Для чего тогда служит все его знание законов морали и даже исполнение их, если сердце его мертво? Человек моральный и довольный собой, но без сердца – могила", – говорит Монтессори.
Действительностью в данном случае является сам взрослый со всем своим поведением, которое должно служить стимулом для морального воспитания ребенка. Но не нарушает ли он сам прекрасных правил, которые старается внушить детям?
Человеческие тенденции поведения
Из книги Паулы Полк Лиллард. Перевод Смирновой Н.Н.
Paula Polk Lillard признанный международный авторитет по Монтессори теории и практике, автор 5 книг и множества статей. Является сертифицированным AMI педагогом, входила в состав совета директоров AMS и AMI/USA
Внутренняя жизнь ребенка
Cтатья Тима Селдина, президента Монтессори-фонда и председателя Международного совета Монтессори.
Монтессори учит нас относиться к каждому ребенку как к уникальному существу, которого никогда до него не было на Земле;духовному эмбриону, имеющему возможность и готовому развиваться духовно,морально и психологически.
Она писала:
- Человек формируется медленно. Каждый из нас – ручное изделие, и каждый индивид отличается от другого, обладает своим особенным духом, как если бы он был подлинным произведением искусства. Этот процесс требует много лет.
Внутренняя жизнь ребенка –это загадка. Единственное, что мы знаем о нем – то, что он может быть чем угодно. Но никто не знает, чем он будет или что он сделает.
Родителям
Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок был умным, любознательным, эрудированным, чтобы он быстрее начинал читать, считать, решать задачи. И для этого многие не жалеют собственных сил и времени. Причем, мы уверены, что с ребенком нужно регулярно заниматься, запастись для этого терпением. А поскольку ему самому гораздо интереснее смотреть мультики или играть в машинки, тонужно сделать занятия максимально завлекательными. Между тем, ребенок по природе своей чрезвычайно любознателен, в нем изначально заложено стремление к развитию так же, как в его организме запрограммированы рост и взросление. И только наше неуклюжее, не учитывающее возрастных и индивидуальных особенностей вмешательство, способно подавить в ребенке это стремление.
Разрабатываются все новые и новые программы и методики обучения и развития детей, все они опираются на психологические и педагогические исследования, пытаются учесть возрастные особенности психического развития и интересы детей. Но каждый ребенок своеобразен, каждый развивается в своем темпе, у каждого свои задатки, своя история и своя судьба. Ни одна самая тщательно разработанная программа не может подходить всем (или хотя бы большинству!).
Монтессори-педагог
Первый шаг, который должен сделать будущий Монтессори-учитель — это подготовить себя. У него должно быть воображение. Известно, что учителя в обычных школах наблюдают за реальным поведением учеников, зная, что должны следить за ними, и что должны их учить; а Монтессори-учитель постоянно ищет «отсутствующего» ребенка, В этом — главное отличие. Учитель, начинающий работать в нашей школе, должен верить, что ребенок откроет себя в работе. Он должен освободить себя от всех предвзятостей относительно «уровней» и «типов», на которые распределяют детей. Различные типы детей (с большими или меньшими отклонениями от нормы) не должны его беспокоить.
В своем воображении учитель видит единственный нормальный тип, живущий в духовном мире. Учитель должен верить, что ребенок проявит свою настоящую сущность, когда найдет интересующую его работу. За чем же он наблюдает? Когда тот или иной ребенок начнет сосредотачиваться. Для этого учитель должен приложить все усилия, и его деятельность будет познавательной и поэтапной, как это и бывает в собственно духовном восхождении. То, что делает учитель, обычно имеет три этапа...
Развитие ребенка
Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй – слишком горячая. А в третьей – в самый раз. Потом Машенька прошла в комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй – слишком мягким, зато третий – в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась «в самый раз». А теперь о связи девочки из сказки и системой Монтессори. В Монтессори-группе педагог озабочен тем, чтобы создать образовательную среду, в которой всё для ребенка было бы «в самый раз».
Всё: еда, мебель, учебные занятия, социальные отношения, одежда, распорядок, ритуалы, — всё должно быть в самый раз, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Никто не знает, что побудило Машеньку отправиться в лес. Но Монтессори-педагоги уже почти сто лет изучают побуждения детей по всему миру. Доктор Монтессори называла такие мотивации «сензитивными периодами». Каждый из них побуждает ребенка искать в окружающей среде предметы, явления, отношения, которые помогут развить его уникальные задатки. Этот внутренний потенциал невозможно узнать напрямую. Ребенок не может ни осознать, ни непосредственно воздействовать на свои способности. И, тем не менее, в основе Монтессори-философии заложена вера в то, что каждый ребенок может стать «Моцартом» или «Пикассо». Если, конечно, все в среде, окружающей ребенка, будет «как раз».
У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих все сделать «как раз». Первое – это знание сензитивных периодов. Второе – знание о том, как создать в классе среду, способную удовлетворить каждый сензитивный период. Третье – умение наблюдать... Читать полностью
Подготовленная среда
Монтессори – класс – это подлинно детский мир, выстроенный в соответствии с размерами, темпом, интересами мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 6 лет. Он предназначен для нормализации ребенка за счет предоставления ему свободы в специально организованной подготовленной среде, оснащенной привлекательными учебными материалами.
О Марии Монтессори
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в семье инженера строителя Алесандро Монтессори и Ренильды Стоппани. С 1875 года постоянно жила в Риме.
Мать происходила из образованной семьи, но сама образования не получила – женщине в Италии тех лет это было не положено. Она мечтала о женской свободе, поэтому своей единственной дочери она с детства заложила мысль о возможной карьере и в дальнейшем всегда поддерживала все ее начинания. Отец был недоволен тем, что Мария росла очень самостоятельной и тянулась к знаниям, он, как и большинство людей считал, что женщинам образование не нужно, но его мнение не было решающим.
Поддерживаемая матерью и ее братом Антонио Стоппани, Мария пошла в школу, а затем поступила в Политехнический институт Леонардо да Винчи...
Пренатальное развитие ребенка
Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики...