Уровни морального развития

10/03/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

Вернёмся к Лоренсу Колбергу. В прошлой статье я рассказывал, как он создал теорию морального развития, которая есть в каждом учебнике по психологии личности.

Итак, Колберг опрашивал людей на тему справедливости, а потом, проанализировав результаты исследований, он разделил ответы на несколько стадий и описал их. Он выявил, что человек проходит стадии последовательно, но может остановиться (застрять) на одной из них.

Уровень 1. Доконвенциональный (додоговорной)

Ребенок не усвоил принятые нормы, а фокусируется на внешних последствиях. Поведение ребёнка основывается на принципах выгоды и основывается на внешних последствиях.

Стадия 1. Ориентация на наказание и послушание (“Как я могу избежать наказания?” - рассуждает ребёнок. “Хорошо то, за что не наказывают”. Если ребёнку сказали, что за это накажут и наказали потом, то все справедливо. То есть плохие поступки - это такие, за которые наказывают).

Стадия 2. Наивная гедонистическая ориентация (“Какая здесь польза для меня?”. Хорошо то, за что хвалят. Ребёнок рассуждает, что надо поступать хорошо, потому, что за это потом наградят. Идея кармы или рая, например).

Уровень 2. Конвенциональный

Типичный уровень для подростков и взрослых. Человек подчиняется правилам общества, даже если нет прямых негативных последствий за их нарушение.

Стадия 3. Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (Хорошо то, что принято в нашей группе, компании, среде. “Если я буду так поступать, то завоюю признание в малой группе”. Или это может быть модель «хорошего ребёнка(человека)», принятая ребёнком.

Стадия 4. Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам. Хорошо то, что принято в обществе. «Нарушать закон нельзя, несмотря на обстоятельства»).

Уровень 3. Постконвенциональный

Человек осознаёт, что он отделен от общества, и его ценности могут отличаться от принятых. Люди живут своими ценностями, которые обычно включают право на жизнь, свободу и справедливость.

Стадия 5. Мораль - общественный договор. Мир - это разнообразие ценностей. Мнения, права и ценности важно уважать. Законы это социальные контракты, а не жесткие указания. Законы, не способствующие общему благу, должны быть изменены.

Стадия 6. Универсальные этические принципы. Собственные нравственные принципы и совесть как регулятор. Законы действуют, пока соответствуют справедливости. Колберг считал, что трудно обнаружить людей, которые постоянно действуют на этом уровне.

По итогам исследований Л.Колберга большинство взрослых людей находятся на 4 стадии. Также Л.Колберг считал, что групповое обсуждение моральных дилемм способствует развитию личности и развитию морального сознания. Хотя ссылки на исследования Колберга есть почти в любом учебнике по психологии, на русский язык ни один из его трудов пока не был переведён.


--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.



Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв