О насМетод монтессори → Токсичность в педагогике

Токсичность в педагогике

Токсичность в педагогикеПоговорим об одной актуальной для человеческих взаимоотношений проблеме – токсичности.  

Что это такое? В психологии нет чёткого ответа что такое токсичность – это бытовое понятие, а не конкретный термин. Хотя сейчас оно очень популярное. Кстати, слово «токсичный» (toxic) стало словом 2018 года по версии Оксфордского словаря.  

В биологии Токсичность  (от лат. toxicus «ядовитый»), или ядови́тость, — токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества.  

Обычно так называют отношения, которые приносят дискомфорт и истощают. В них могут быть манипуляции, эмоциональное и психологическое насилие, скрытая враждебность.  

Если один партнёр всё время контролирует, критикует или игнорирует потребности другого — это токсичность. Критерий субъективный, человек который попадает в токсичное взаимодействие, будет себя плохо чувствовать от этого каждый раз.  

Если один партнёр всё время контролирует, критикует или игнорирует потребности другого — это токсичность. 

 

Три основных пункта токсичности: 

 1. контроль; 

2. критика; 

3. игнорирование потребностей.  

 

А теперь представим токсичные ситуации в детском саду или школе. Часто ли их можно наблюдать? К сожалению, да. И не всегда педагог замечает, что ведет себя токсично.  

Приведу самый распространенный пример: 

Ребенок нарушает правила, например, шумит в группе – громко разговаривает во время занятия. Педагог раздражается, потому что этот ребенок нарушает правила частенько. А еще педагог перерабатывает, у него маленькая з/п, педагог выгорел, слишком много сложных детей в группе и т.д., поэтому педагог сильно раздражается. В итоге он выводит ребенка из класса и говорит:  «Ты не можешь тихо сидеть в классе, посиди теперь в коридоре, когда сможешь тихо себя вести – вернешься!».

Я написал максимально тактичный вариант высказывания педагога, часто может быть более грубо. 

 Токсичность в педагогике

И вот мы видим: 

- педагог контролирует поведение ребенка;

- критикует его; 

- потребности ребенка не учтены и не прояснены.  

Ребенок, скорее всего, будет испытывать злость на педагога, но так как проявлять ее нельзя, то будет подавлять. Постоянное подавление будет вызывать напряжение, что в итоге может привести к тому, что он снова начнет шуметь, что вызовет более грозную реакцию педагога. И вот уже у педагога с этим ребенком происходит постоянное токсичное взаимодействие, что мешает установлению хорошего контакта между учителем и ребенком и всему учебному процессу.  

Возникает вопрос – но как же тогда соблюсти дисциплину в классе? Думаю, кто-то может ответить, мол, “избегая жесткости, мы вообще одних неженок воспитаем. А то все носятся сейчас со своей токсичностью, газлайтингом и прочими. Никто не говорил, что жить легко”.  

И вот тут мы и загнали себя между Сциллой и Харибдой, создав ситуацию, где есть две альтернативы, либо жесткие границы и постоянные замечания, либо попустительство и хаос в группе.  

Несмотря на то, что педагогические системы, в том числе, Монтессори –  подробно разбирают что делать в такой ситуации (как - обязательно обсудим), все мы люди и в не ресурсном состоянии педагог может просто отреагировать попыткой контролировать поведение ребенка, критикуя его.  

И это важно замечать за собой.

Продолжение статьи

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

bogdanov pavel

24.08.2022

Комментарии

  • Екатерина
    Очень удивляют комментарии, в которых люди не видят здесь признаков токсичности!
    Мне кажется, такой "способ" работы с ребенком и такое поведение педагога очень грубо травмируют психику ребенка! "Исключение" из сообщества и прерывание контакта в общении - это вообще одни из самых сильных травм детства. К сожалению, как я понимаю, большинство педагогов этого вообще никак не понимает и не осознает. Отсюда- и последствия...
    Вообще считаю, что это должно быть введено на законодательном уровне - что к воспитанию детей должен быть допуск от психолога на проф пригодность. И ОБЯЗАТЕЛЬНО - ПРОЙДЕННАЯ на протяжении какого-то времени ЛИЧНАЯ ТЕРАПИЯ специалиста.
  • Елена Белугина
    Думаю, в данном примере токсичность не очень высокая. Критика неявная, просто описание факта. Контроль выражен, но в обычных группах без него никак, мне кажется, не обойтись. Потребности ребенка игнорируются, да.
    Ребенок может почувствовать себя непонятым и оставленным со своими потребностями наедине. Не всем последнее комфортно.
    Возможно, такому ребенку требуется внимание, или движение, или расслабление, или общение. Установление границ, напоминание правил и восстановление порядка может помочь ребенку собраться и успокоиться.
    Педагог мог бы проговорить, например, так:
    "Смотри, ребята занимаются. Им нужна тишина. Мы в группе ведем себя тихо. Давай послушаем, она у нас есть? Пойдем посмотрим, чем бы тебе заняться, чтобы тишина у нас была почаще"
    Или так:
    Мне кажется, тебе хочется подвигаться. Давай, ты польешь цветы/ принесешь воды/ сделаешь лабиринт из красных штанг...?(потребность в движении)
    Или "Я слышу, ты хочешь пообщаться. Пойдем, я покажу тебе игру на развитие речи. Мы можем пригласить с нами Л или М. ( какого-то незанятого ребенка с похожими интересами). - потребность в общении.
    Или " Мне кажется тут для тебя слишком много всего сейчас. Давай ты выйдешь, посидишь, отдохнешь и посмотришь в окошко и подумаешь, чем заняться дальше. А когда решишь, приходи к нам" - потребность в отдыхе и принадлежности к группе.
    Такой стиль общения направлен на удовлетворение потребностей ребенка, мне кажется, но требует больше включенности и затрат времени от педагога.
    Малыш получит внимание, почувствует принятие и узнает способы социально приемлемого удовлетворения своих потребностей.
  • Ирина
    Статья, как интересное кино, которое не закончилось ни чем. Фрустрация..
    Международный институт Монтессори-педагогики
    Ирина, спасибо за ваш комментарий. Совсем скоро выйдет продолжение статьи, мы тоже в ожидании)
  • Александра
    Да очень хочется узнать, как можно поступить иначе. Спасибо!
  • nessa
    Какого рода критика в этом высказывании педагога?

    И в чем чрезмерной контроль педагога в данном примере заключается?

    ....ядовитость в данном примере не очевидна (но если мы включим соответствующий интонационный аспект, то не исключено)

    К
  • Сандра
    Тема не раскрыта, что делать-то?
    Международный институт Монтессори-педагогики
    Сандра, в скором времени выйдет продолжение статьи. Там будет подробнее рассмотрен феномен "токсичности".

Написать комментарий