О насМетод монтессори → Токсичность в педагогической среде (продолжение)

Токсичность в педагогической среде (продолжение)

Токсичность в педагогикеТоксичными могут быть различные участники педагогического процесса. Это может быть руководитель, после общения с которым, сотрудникам становится не по себе. Может быть педагог, которого боятся и избегают дети и на которого жалуются коллеги. Может быть родитель, пообщавшись с которым, педагог задумывается о смене профессии. А может быть и обесценивающий ребенок, обижающий других детей.

В этой статье мы говорим о токсичности, как о поведении человека. Это не маркер того, что человек плохой. Мы говорим о повторяющихся действиях человека, за которыми скрывается агрессия, которые неприятны другим участникам взаимодействия, и вредят коллективу и учебному процессу.

Что делать, если вы встречаетесь с токсичностью в педагогическом процессе?

Самый простой вывод, который можно сделать сразу – эти люди не полезны для педагогического процесса, это какие-то нехорошие люди, нужно либо изменить их поведение, либо исключить из учебного процесса.
Но, как говорят нам психологические эксперименты: нет плохих или хороших людей, а есть люди, совершающие определенные поступки под влияние определенных обстоятельств. И у токсичного поведения есть свои причины.

Давайте разбираться, что за феномен такой – токсичность и в чем причины такого поведения. За основу рассуждений возьмем психоаналитическую модель.
С этой точки зрения феномен токсичности связан с психологическими защитами человека. По мнению психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс: «Человек, применяющий защиту, обычно пытается бессознательно реализовать одну (или обе) из двух функций. В первом случае избежать или справиться с мощными угрожающими чувствами (тревога, глубокое горе, стыд, зависть) или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями. Во втором случае поддержать самооценку» (Мак-Вильямс, 2015).

Простыми словами, педагог будет вести себя токсично, когда он переживает злость, стыд или другие сильные негативные эмоции, или если что-то угрожает его самооценке, например идея, что он плохой педагог, так как не справляется.

Ранее мы подробно говорили о токсичном взаимодействии между ребенком и педагогом. Сейчас поговорим о коллегах и руководителях.

Самый простой критерий понять, что с вами общаются токсично – вам плохо от этого взаимодействия.

Токсичность в педагогике

А вот список пунктов, почему может быть плохо:

1. Постоянная драматизация.

“Эти родители невыносимы, этот ребенок ужасен. Как можно так воспитывать детей”. И прочее и прочее…. Понятно, что для того, чтобы снять напряжение, педагоги могут пошутить или посокрушаться по поводу общения с ребенком или родителем, но если эта тема становится постоянной, то и коллегам неловко, и атмосфера в коллективе в целом портится.

2. Неумение слышать собеседника.

Сложно договориться с коллегой или руководителем. Вас совсем не слышат, а только выслушивают для порядка. Договориться о чем-то тяжело, а договоренности игнорируются. Через какое-то время пропадает желание обращаться и что-то обсуждать.

3. Агрессивность.

Проявление агрессии по отношению к вам или другим коллегам. Повышение голоса, отчитывание, пристыживание. Иногда агрессия проявляется и невербально: закатывание глаз, паузы, попытки заставить ждать себя подолгу на встречу.

4. Негативизм.

Отвержение новых идей, спор, критика.

5. Желание все приукрасить.

Приукрашивание положения дел в вашем центре.

6. Вечная критика.

Проведенные мероприятия будут подвергаться критике, а также подвергаться критике будут педагоги, дети и родители. Критика будет отличаться от конструктивной тем, что подвергаться критике будут люди, а не действия и поступки.

7. Похищение времени.

Будете долго что-то обсуждать, выпадая из тайминга, задерживаться на работе допоздна.

8. Любовь к сплетням.

Долгое обсуждение родителей и других педагогов. Если это идет со стороны руководителя, то остальным педагогам приходится включаться или чувствовать себя неловко.

9. Уверенность в своей правоте.

Человек будет считать свое мнение единственно правильным и не прислушиваться к мнению окружающих.

10. Тотальный контроль и неумение делегировать контролирование всех моментов учебного процесса, когда нужно согласовывать абсолютно все свои планы и действия. А иногда, придя со своей идеей, вам придется отказаться от нее и выполнять идею руководства.

Совокупность этих пунктов создает плохую атмосферу в учебном заведении. Ни детям, ни педагогам, ни родителям не будет от этого хорошо. По сути токсичное поведение, как и любое агрессивное поведение, должно помогать нам прожить наши чувства, отреагировать на ситуацию, чтобы изменить ее и дальше радоваться жизни. Но этого не происходит. Человек продолжает постоянно злиться, хотя сама ситуация не стоит того. Значит причина постоянной злости не в ситуации, а в личностных особенностях человека. И тут остаются два пути: психотерапия или смена профессиональной деятельности. Ну а если вы работаете с такими людьми, то либо подстраиваться, либо менять коллектив, ведь другого человека не изменить.

Начало статьи

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

bogdanov pavel

31.08.2022

Комментарии

  • Татьяна
    Павел, здравствуйте!

    Снова спасибо вам материалы - этот и предыдущий. Есть ощущение, что общение "педагог-ребенок" в России, по крайней мере в Монтессори-школах, уже довольно качественное, а токсичность - исключительный случай, не традиция.

    Но общение между коллегами в школах или между коллегами и директором пока часто похоже на состязание перфекционистов в белом пальто и выглядит вполне себе общей тенденцией: кто больше часов проводит на работе, тот супер, а кто меньше и отдыхает в выходные - плохо работает, ведь у педагога не бывает выходных; кто всегда на связи, тот правда увлечен своим делом, а кто не всегда - ну вы поняли; кто всегда спокоен и в дзене, тот профессионал, а кто нет - случайно тут оказался и калечит детей. Все эти сравнения могут вогнать в стыд, потом и до выгорания недалеко, потому что чего-то до идеала всегда будет не доставать. Многие же в педагогике с синдромами отличников и хороших девочек/мальчиков, правда? Верю, что будет по-другому:) и, возможно, в своих примерах уже сама утрирую, но выедающий людей изнутри перфекционизм мне знаком и изнутри и снаружи и не может не беспокоить. А из токсичных мест работы точно нужно уходить!
  • Анастасия
    Очень полезно, спасибо

Написать комментарий