О насМетод монтессори → Стратегии решения конфликтов

Стратегии решения конфликтов

Представим ситуацию - идет занятие в Монтессори-классе, и тут два ребенка начинают кричать, ругаться и даже уже почти дерутся. Хочется быстро решить их конфликт, чтобы не мешали работать другим детям, и сами мирно продолжили заниматься. Что же делать? Можно вывести детей в коридор, расспросить их о ссоре и предложить варианты решения. Или отвести за стол переговоров и модерировать их разговор. Понятно, что последний вариант лучше всего, но он и трудозатратнее, и занимает больше времени, и может всегда скатиться к тому, что педагог выслушает детей и предложит решения. Так вот, чтобы этого не случилось, и нужна эта статья.
 
Понятно, что у детей, как и у взрослых, часто бывают конфликты. Конфликт – это наиболее острый способ решения противоречий. Всегда сначала возникают противоречия в интересах, целях или взглядах, а потом, если противоречия не удалось разрешить, возникает конфликт.
 
Можно ли избежать противоречий? Нет. Мир так устроен, что у людей всегда будут противоречия. Самый банальный пример - тропинка, на которой нельзя разойтись. Но не каждое противоречие приводит к конфликту, многое зависит от участников.
 
У нас есть правила приличия, нормы, традиции, ценности, опираясь на которые мы можем избежать конфликтов. Например, правила дорожного движения - отличный способ не превратить противоречия в конфликт. Когда мы говорим про умение решать конфликты, то часто имеем в виду умение решать противоречия, то есть не доводить до конфликта, до острой фазы.
 
Дети интуитивно учатся решать противоречия и помогают друг другу решать конфликты. Часто можно заметить, как старший помогает младшим детям договориться. И их собственный опыт, конечно, важнее и полезнее, чем совет педагога (который они забудут на завтра), но важно, чтобы опыт был успешным.


Для этого разберем стратегии поведения детей при решении конфликтов:
 
1. Приспособление.
Один ребенок начинает во всем соглашаться с другим, хотя имеет свое мнение, которое не высказывает. Чем плохо? Во-первых, если вдруг ребенок перестанет молчать, то может случится сильный конфликт. Во-вторых, личность ребенка сейчас формируется, и эту стратегию он сможет пронести через всю жизнь, а это не сделает его счастливым.
Но есть и плюсы, важно уметь иногда приспосабливаться под чужие интересы, если этот человек важен. Так, например, дети договариваются - “давай сейчас будет по-твоему, потому что ты мой лучший друг” (правда часто добавляют, “а потом будет по-моему”).
Родители и педагоги навязывают эту стратегию, когда говорят, что надо делиться.
 
2. Избегание.
Отличие от приспособления, что ребенок просто уходит от конфликтной ситуации. Например, просто идет играть в другое место. Понять, что тут есть конфликт можно по эмоциям ребенка, если его поспрашивать. В данной стратегии есть тоже свои плюсы и минусы. Как вы думаете, какие?
Родители и педагоги навязывают эту стратегию, когда говорят, что конфликты это плохо и когда наказывают за конфликты.
 
3. Компромисс.
Это приемлемое для обеих сторон решение. И самая частая стратегия у педагогов. Поиграй немного ты, потом поиграет он. Разделите конструктор напополам и играйте. Минус, что обе стороны могут остаться недовольными, потому что получили только часть того, что хотели. Плюс, что обе стороны могут быть довольны, потому что получили хотя бы часть того, что хотели.
 
4. Соперничество.
Это и есть канонический конфликт. При соперничестве один ребенок противостоит другому. И это может быть как разово, так и постоянно. Например, если в игре возникают конфликты, то только между ними. Это может постоянно мешать играм, зато тренирует настойчивость и умение конфликтовать. Чинится такое соперничество долго. Если ребенок начал выбирать эту стратегию, то переключится на другую будет для него сродни поражению.
 
5. Сотрудничество.
Это взаимовыгодное решение. Что-то вроде “а давай играть вместе”. Но отличается от компромисса тем, что оба участника довольны, еще и в плюсе остались. Но, возможно не всегда, да и не всегда им это надо.
Теперь мы стали замечать больше конфликтных ситуаций и видеть какую стратегию выбирают дети. Это можно обсудить с ними (на доступном языке), спросить, нравится ли им их стратегия, довольны ли они результатом? Хотят ли они попробовать по-другому, может, результат им больше понравится?
 
Нет плохих стратегий, а есть ригидность (негибкость) поведения, когда дети или взрослые повторяют одну и ту же стратегию, причем не успешно. А мы за гибкое поведение. Ведь невозможно представить жизнь без конфликтов, конфликты - это важная часть поведения человека. В конфликтах проявляется личность ребенка и в конфликтах она во многом формируется.

Предыдущая статья

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.

bogdanov pavel

 

13.10.2022

Комментарии

  • Полина
    Спасибо!

Написать комментарий