Разные типы неврозов и действия педагогов

08/02/2023
Покупатель: ОЧУ ДПО МИМП

1. Истерический невроз

Боль у такого ребенка вызывают ситуации, когда не происходит так, как он хочет. А ребенок уверен в том, что все (или что-то определенное) должно быть именно так, как он себе представлял.

Педагогу важно дать ребенку опыт того, что мир не будет выполнять абсолютно все его потребности. Но сделать это педагог должен не травматично, а мягко. С одной стороны поддержка: «Я вижу, что ты очень сердишься из-за этого». С другой стороны дать прожить эмоции: «К сожалению, ничего не поделать. Но забрать это себе не получится». Не нужно сразу переключать ребенка, забалтывать, пытаться сразу помочь. Такому малышу важно научиться слышать адекватное «нет».

Еще важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная самооценка. Такой ребенок может быстро нарисовать каракули и подарить педагогу, ожидая похвалу. И тут педагогу важно адекватно реагировать, ведь ребенка родители хвалят за все, что бы он ни делал (часто, кстати, чисто автоматически). Можно спросить, ЧТО он нарисовал, нравится ли ему самому, а дальше зависит от возраста, самого ребенка и вашего с ним контакта. Можно спросить ребенка, почему он вам принес этот рисунок (например, это уже пятый рисунок за день) или обсудить экономию бумаги, или поделиться своими чувствами, или вовсе поблагодарить и отказаться от подарка. Для ребенка такие ваши реакции - в новинку. Таким образом он будет сталкиваться с новым опытом и, если обратить его внимание на это, возможно, это будет значимый опыт в его истории.

2. Неврастения

Тут у ребенка формируется идея – “меня будут любить если я …”. Буду хорошо учиться, приносить красивые работы домой из садика, буду добрым, послушным и т.д. Ребенок решает, что должен быть таким, каким его хотят видеть. Или он может прийти к установке, что должен быть не таким, как кто-то (только не таким, как папа, например).

И он будет сталкиваться с ситуациями, когда будет не справляться с ожиданиями от себя. Сначала он будет сильно переживать из-за реакции родителей, а потом будет сам себя винить.

И педагог тут может поддерживать ребенка в мысли, что все в мире не должно и не может быть идеальным, а важно, чтобы нравилось ему самому (ребенку), и интересен был процесс. Такие дети будут сильно страдать от собственных ошибок. Можно им показать на своем примере, что ошибаться не страшно. Даже в быту: “Ой, я перепутал тряпочки, ведь этой мы вытираем со стола, а не с пола. Ну ничего, бывает. Я сейчас поменяю тряпочки”.

И самое важное, нужно не включаться в эту «игру в хорошего ребенка» и уделять внимание ему просто так, потому что он есть и он важен.

3. Психастенический невроз.

Такому ребенку тяжело делать выбор и проявляться. Педагогу важно всячески поддерживать его инициативы. Давать ему ситуации простого выбора. Давать ему адекватную обратную связь, благодарить его за минимальную помощь. Спрашивать его, что бы хотел он и спрашивать нравится ли ему его выбор. И поддержка, поддержка, поддержка его самостоятельности.

Часто такие дети могут не чувствовать замерзли они или нет, удобно им в новой куртке или не очень. Можно возвращать их внимание к себе, чтобы они тренировались слушать себя, свое тело.

Это общие рекомендации по работе с детьми. Тяжело давать универсальный совет, т.к. случаи индивидуальны и нужно знать много информации о ребенке, чтобы верно определить действия. Например, расстраиваться из-за своего рисунка, который не получился, могут дети из всех трех описанных классов, но они будут расстраиваться из-за разных причин и действия педагога должны быть совершенно разными.

Еще тут нет правильного ответа, ведь сложную ситуацию можно решить по-разному. Но важно не забывать вот что: быть на стороне ребенка, поддерживать его чувства и не пытаться избежать их, даже если вам самому с ними непросто. Нет удобных и неудобных детей, есть дети, проявляющие себя, а есть дети, страдающие из-за воспитательного процесса. И это может быть как попустительство, так и пережимание, игнорирование потребностей детей – все это приводит к трудностям во взрослой жизни.

--

Автор статьи: Богданов Павел Алексеевич.

Магистр психологии, Монтессори-педагог. Выпускник одной из первых монтессори-школы России в г.Снежинске.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв